Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Наряду с подобными работами у Гончаровой встречаются произведения иного плана, например, рисунок ((И с п а н к и» (б., граф. кар., ГТГ, ), свидетельствующий о большом графическом моперстве.
Гончарова обращалась также к древнерусскому искусству (евангелисты, все ГРМ). В таких произведениях, как, например, «В е л о с и п е д и с,т» (1913, ГРМ), художница использовала приемы футуризма.
В России футуризм не был однороден по составу. Часть художников, оказавшихся в сфере его воздействия, приходит к отрицанию не только капиталистической цивилизации, но и окружающей действительности. Иной была судьба Маяковского. Стихийно захваченный протестом против проявлений буржуазности, все более ощущая одиночество человеческой /Гичности в машинном мире, он,все глубже постигая сущность явлений современности, пришел к пониманию истинной революционности, а в дальнейшем и к отказу от футуризма.
Почти одновременно с «Бубновым валетом» был создан петербургский «Союз молодежи». Это не случайно. В 1910-х годах в связи с оживлением общественной жизни определенную часть молодых художников захватывают «мятежные настроения» — своего рода выражение интеллигентского анархического бунтарства. Это сопровождается калейдоскопической сменой провозглашаемых программ, одновременным существованием самых сбивчивых и противоречивых эстетических позиций, требованием неограниченной свободы для всевозможных новаций. Одни и те же худож-ники оказывались участниками различных по установкам выставок и объединений, что свидетельствовало об их идейных метаниях. В 1913 году в Лондоне некоторые русские художники даже участвуют на выставке, где читаются лекции об оккультизме, спиритуализме и так далее.
Призыв к кубистическому разложению объемов на плоскости, футуристическая фетишизация скорости, упование на некий «всемирный динамизм», стремление к эпатированию буржуазной публики и с этой целью нарочитое огрубление форм реального мира, искажение естественных пропорций, приемы откровенной буффонады — все это спорадически обрушивалось на зрителя.
Подобные тенденции, захватившие «Союз молодежи» и отчасти «Бубновый валет», еще более отчетливо выразились на выставках «Ослиный хвост» и «Мишень». В период войны 1914 года все это достигло своего апогея, приобретая характер антиобщественного индивидуализма и воинствующего антиэстетизма, отражавших нарастающую дегуманизацию буржуазной культуры, против которой, казалось бы, было направлено.
В рассматриваемый перисд в русской живописи, помимо кубизма и футуризма, заметно некоторое воздействие и западноевропейского экспрессионизма. Отдельные проявления его наблюдаются у Гончаровой, Шагала, П. Н. Филонова (1883—1941), Малевича, молодого Шевченко, Машкова и других художников.
Марк Захарович Шагал не отказывался от сюжетности в живописи, обычно исходил из конкретных жизненных впечатлений, но и то и другое отличалось у него большим субъективизмом. Сочувственное изображение быта провинциальных местечек сочетается с элементами гротеска, резкими сдвигами композиционных планов, нарочитым искажением и огрублением форм («Смерть», 1908, частное собрание, Франция). Пр оизведения Шагала нередко проникнуты мистическими настроениями, например, «Часы» (гуашь, 1914, ГТГ): крошечная фигурка человека кажется совершенно подавленной почти зловещим образом времени, которое символизируют собой огромные, неумолимо идущие часы.
В работах Шагала («Н ад городо м», 1914; «С в а д ь б а», обе ГТГ и др.) ощущается и лирическое начало—потребность в поэтизации изображаемого (особенно в многочисленных портретах жены), желание придать ему значительность. В них есть и примитивизм и подражание кубизму — тому, что считалось «последним словом» и последней модой в искусстве. А. В. Луначарский справедливо усматривал в этом кокетничание, игру в наивность.
Нарастающие симптомы кризиса буржуазной культуры приводили к полной дегуманизации искусства, отказу от образности, изобразительности.
Внутреннее родство всех формалистических «измов» наглядно демонстрирует творчество Казимира Севериновича Малевича (1878— 1935). Начав с работ жанровых, пейзажных и даже портретных с использованием приемов экспрессионизма, он скоро перешел к упрощению и огрублению форм, сведению их к комбинации стереометрически понятых простых объемов, что шло от кубизма («С е н о к о с», 1909, ГТГ). Сюжет имел формальный характер.
За этим следуют уже вполне беспредметные изображения («Станция без остановки», 1911, ГТГ), где объемы разлагаются на элементарные геометрические формы. Скоро Малевич провозглашает себя создателем супрематизма, беспредметничества. Свои произведения он строит на сопоставлении кругов, треугольников, прямоугольников разной величины, окрашенных в основные чистые цвета. В 1913 году появляется его «Черный кв адрат» (ГТГ), знаменующий собой конец живописи как искусства, окончательный творческий тупик, естественное завершение пути, избранного художником. В литературных манифестах он декларировал упразднение искусства. Позднее — после Октябрьской революции, Малевич пытается обратиться к изобразительности, опровергая этим в известной степени свои теоретические опусы, полные отвлеченного умозрения, нередко проникнутые мистическими настроениями, но эти опыты его не имели серьезного значения.
Формалистическое искусство космополитично по своей природе. Оно возникает почти одновременно из общих исторических корней как на Западе, так и в России, что особенно наглядно показывает так называемый экспрессивный абстракционизм Василия Васильевича Кандинского (1866 — 1944).
Уроженец России, он был духовно связан с современной ему немецкой культурой. Он учился живописи в Мюнхене, там же жил и работал, оставаясь за границей вплоть до 1914 года. После 1933 года он снова уехал за границу, бывал в Париже, Голландии, Швейцарии, Тунисе.
С 1910 года появляются первые абстрактные произведения художника, а после 1913 года Кандинский полностью переходит только к абстракционизму. Комбинация цветовых пятен, линии, их движение в пространстве должны передать субъективные переживании «творца», его «внутреннюю необходимость». При этом Кандинский ссылался на подсознательное, на некий «демонизм» внутреннего диктата.
Следуя своей теории «духовного в искусстве», он всецело предался созданию ничего не изображающих «импровизаций», «композиций» и так далее («С м у т- н о е», «Композиция № 7», все ГТГ и другие).
Отказ от изобразительного принципа в живописи, сведение картины до роли предмета побуждает Владимира Евграфовича Татлина (1885—1953), в начале твор-чества написавшего такие декларативные на свои лад произведения, как «Продавец рыбы» (1911, ГТГ) или «Матрос» (предполагаемый автопортрет, 1911, ГРМ), интересовавшегося монументально-декоративными задачами, перейти к «деланию ве'щей». Он посвящает себя созданию так называемы* контррельефов (конструкций из различных объемных форм на плоскости, выполненных из разных материалов — металлов, дерева и тому подобное), выйдя, таким образом, не только за пределы живописи, но и скульптуры.
Специфической особенностью существования в России в начале XX века различных формалистических течений было отсутствие четких границ между ними. Они переплетались, взаимно переходили друг в.друга: футуризм и кубизм превращались в кубофутуризм и так далее. Общими были их воинствующий характер, отрицание всех эстетических завоеваний предшествующих периодов, отказ от художественного профессионализма, вызывающий антиэстетизм. «Мы идем рука об руку с малярами»,— провозглашали в своем манифесте (1913) участники «Ослиного хвоста» и «Мишени».
Отказ представителей антиреалистических течений от выражения передовых идей своего времени, антигуманизм, увлечение формотворчеством ради него самого, игнориро£!ание эстетических чаяний широкого круга зрителей— все это вызывало резкую отповедь со стороны прогрессивной художественной критики.
Статьи, публикуемые в «Правде» в 1910-х годах, помогая читателям разбираться в вопросах художественного творчества, обращали их внимание на то лучшее, что было создано в отечественнйм и мировом искусстве, рекомендовали посещать музеи, в том числе крупнейшее художественное собрание — Эрмитаж[22].
Активную критику упадочных и формалистических явлений в искусстве развертывает A. В. Луначарский («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914 и другие). Со всей силой своего публицистического таланта он обрушивается на декадентов самых различных толков, выступая за яркое, жизнеутверждающее искусство. Мощный отпор формализму давала и легальная большевистская пресса. Категорически отрицал все формалистические «новации» В. И. Ленин.
В 1910-е годы некоторое распространение получило неоклассическое направление. Его влияние испытали очень разные мастера. Они встали на путь возрождения того профессионализма, который воспитывала старая Академия, обратившись к классическому художественному наследию. Однако результаты, к которым они приходили, были далеко не бесспорны. К числу этих мастеров принадлежали B. И. Шухаев, А. Е. Яковлев и некоторые другие художники, преимущественно ученики Высшего художественного училища.
Василий Иванович Шухаев (1887—1973) учился в Московском Строгановском училище (с 1897 года), затем в Академии художеств (1906—1912) в мастерской Д. Н. Кардовского.
Он усвоил строгую манеру исполнения с точным рисунком и светотеневой моделировкой формы. Его излюбленной техникой стала сангина, которой он пользовался как краской, сочетая точную, четкую передачу формы с впечатлениями живописи (таковы его ранние этюды: «Врубель на смертном одре», 1910; «Старик», 1911 и др.).
Выпускная картина «Вакханалия» (1912) свидетельствовала об ориентации художника на классические традиции. Однако она имела ярко выраженный «музейный» характер. Два года Шухаев в качестве пенсионера провел в Италии. Там были написаны картины «С у с а н- на и старцы», «Карусель» (из русского народного быта, обе 1913), начата работа над картиной (ненаписанной) «Поклонение волхвов», создан двойной автопортрет (В. И. Шухаевым и А. Е. Яковлевым) «А р л е- кин и Пьеро» (1914, ГРМ). В этом произведении противопостаплены друг другу две разные творческие индивидуальности, дна характера, причем Шухаев изобразил себя в роли Пьеро, в которой не раз выступал в Доме интермедий, в постановке «Шарф Коломбины», осуществленной Мейерхольдом.
Шухаев пробовал свои силы и в создании стенных росписей. После Октябрьской революции он становится одним из крупных мастеров советского искусства.
Одним из самых крупных и характерных художников 1907—1917 годов, а в будущем и советского искусства был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) — ученик В. А. Серова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (1897—1904), Петров-Водкин органично сочетал в своем творчестве многие важные для его времени эстетические тенденции. Он принадлежал к тем новаторам, которые не отказывались от обращения к классическим традициям.
Петров-Водкин был упорным искателем и художником-мыслителем. Он испытал влияние новозападной живописи (Ходлера, Пюви де Шаванна, Тулуз- Лотрека, Гогена и других мастеров). В Мюнхене художник занимался в школе Ашбе, в парижских студиях, у Колоросси.
Знакомство с искусством Возрождения в Италии и поездка в Африку (1907) крайне своеобразно переосмысливались художником.
В ряде работ 1900-х годов («Берег», 1908, ГРМ), проникнутых мечтой о гармонии и смутным томлением, ощущается влияние символизма, сказываются отвлеченность эстетического идеала художника и неопределенность его общей творческой позиции.
По непосредственным парижским впечатлениям было исполнено полотно «Кафе» (ГРМ). Поездка в Африку дала материал для целой серии произведений («Развалины Карфагена», этюд, Калининская областная картинная галерея; «Пустыня ночью», 1908, ГТГ).
Творчество тех лет еще лишено четкой эстетической концепции, собственного метода и живописной системы. Более определенна картина «Сон» (1910, ГРМ), хранящая отдаленные препарированные воспоминания об искусстве итальянского Ренессанса («Сон рыцаря» Рафаэля). При всей отвлеченности содержания в этом произведении намечается стремление (хотя бы в крайне опосредованном виде, в эмоциональном напряжении и смутном ожидании чего-то) передать настроение времени. Показательна также ориентация Петрова-Водкина при создании этого произведения на общие принципы монументальных стенных росписей: акцентирование плоскости холста, фресковая разбеленность колорита. Недаром после этой картины художник получает ряд заказов на росписи (например, расписать после реставрации стены церкви св. Василия в Овруче).
Важным этапом в творчестве Петрова-Водкина было создание большой картины «М а л ь ч и к и» (1911, ГРМ), что совпадает с его попыткой теоретически осмыслить и сформулировать свою живописную систему, во многом имевшую сбивчивый и спорный характер. Считая, что в современную эпоху утрачено ремесло живописи, Петров-Водкин делает главный акцент на изучении ее первооснов — выразительности цвета и формы (линий),— видя в этом путь для нового возрождения живописи. Картина «Мальчики» являет собой как раз результат практического применения системы Петрова-Водкина. Лаконизм композиции, четкость формы, доведенная до жесткости, резкие, обобщенные, словно натянутые контуры, неистовое открытое звучание немногих дополнительных тонов—оранжевого, зеленого и голубого — вот выразительные средства, которыми пользуется художник. Создавая образы, полные внутреннего напряжения, он достигает сильного, но однопланово- го впечатления, поскольку его непосредственное восприятие и переживание натуры втиснуты в некую узкую умозрительную схему. Здесь чувствуется влияние произведений западноевропейских современников молодого живописца — А. Матисса и особенно Ходлера, с характерной для него жесткостью форм.