Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
«Идущий» Голубкиной открывал пути дальнейшего прогрессивного развития русской пластики. В этой композиции уже намечались мотивы монументальной скульптуры нашего времени, получившие столь яркое выражение в «Рабочем и колхознице» Мухиной.
В эти же годы Голубкина исполнила горельеф над входом в здание Московского Художественного театра, изображающий буревестника и плещущую морскую волну — символ революционной бури, как и «Буревестник» Горького.
В 1905 году А. С. Голубкина исполнила бюст Карла Маркса. Возвышенные интернациональные мотивы стали характерной чертой творчества А. С. Голубкиной.
Голубкина принимала участие в революционных событиях 1905 года. Она участвовала в уличных боях в Москве, подбирала на улицах раненых, устраивала явочную квартиру для революционеров. Ее творчество и общественная деятельность слились в годы первой русской революции в одно целое.
В таких произведениях Голубкиной, как «Раб», «Иван, по помнящий родства», «Солдат», сказалась душевная боль передового художника, тяжело переживавшего в годы реакции ослабление революционной энергии в массах. Голубкина передавала в этих скульптурных изображениях и вековую темноту, политическую неразвитость русского крестьянства, особенно остро ощущавшиеся в это тяжкое время.
В 1907—1910 годах в произведениях Голубкиной появляются болезненные, печальные мотивы, влечение ко всему надорванному, незавершенному. Этому сопутствуют текучие, зыбкие формы, смутные, неясные силуэты («Лужица», 1908; «Вдали музыка и огни», 1910, и др.). Пластика Голубкиной приобретает импрессионистический характер.[25]
Значительное место в русской скульптуре этого времени получил II. II. Трубецкой (1800—1938), уроженец Италии, приглашенный в Москву для преподавания в Училище живописи, ваяния и зодчества. Годы, проведенные в России, были временем высшего творческого расцвета Трубецкого.
Талант Трубецкого сложился под влиянием О. Родена. Трубецкой необычайно метко передавал строение, пропорции, общую слаженность и ритмику движений каждого человеческого тела. Он был замечательным мастером фигурного портрета в скульптуре. Этюд с натуры получал в руках Трубецкого характер законченного произведения, обладающего психологической и пластической характеристикой. При этом сочная лепка совершенно органично трактовала человеческую фигуру и облегающий се костюм как одно скульптурное целое. Таковы его небольшие скульптурные фигуры —«С. Ю. Витте с собакой», «Фон Мекк», «Голицын» и многие другие.
Получив в результате конкурса официальный заказ на памятник императору Александру III в Петербурге (1903), скульптор создал поразительную по своей монументальной внушительности конную статую царя — олицетворение тупой, гнетущей силы самодержавия. Тяжелый, широкоплечий седок в жандармском мундире, с огромной плеткой в руках осадил могучего коня. Памятник правдиво охарактеризовал всю эпоху царствования Александра III. Свежая, уверенная ленка, хранящая следы рук и инструмента скульптора, придавала гигантской коyной фигуре необычайную жизненность.
В 1907 —1910 годах в работах Трубецкого сказались веяния импрессионизма. Трубецкой хотел изображать «жизнь, как она есть», без какого-либо тенденциозного подхода. При этом он подвергал сомнению силу воображении и фантазии в искусстве. «Мать и дочь», «Девочка, ласкающая собаку», «Извозчик» превосходно схватывали характер конструкции и пластических форм каждой модели и отличались особой интимностью выражения. Трубецкой как скульптор зорко видел человека в окружении света и воздуха. Он придавал своим скульптурным портретам нежные формы. Чуждаясь назойливых деталей, могущих ослабить впечатление цельного пластического тела, П. П. Трубецкой достигал исключительной правдивости изображения. В трепетных, воздушных формах исполнен им портрет молодого Ф. И. Шаляпина (1900-е гг.).
П. П. Трубецкой выступал как первоклассный художник-анималист. К го «Ланка со щенятами» и другие работы этого рода отличались особой интимностью выражения. Свежая лепка скульптора необычайно живо схватывала конструкцию и пластику тела каждого животного, проникновенно передавала его повадки и побуждения. «Лайка со щенятами» в изображении П. П. Трубецкого переживает чувства материнской нежности и доброты. Сырой, почти мимолетный этюд с натуры получает под рукой П. П. Трубецкого одухотворенную пластическую красоту.
Веяния модернизма затронули и творчество скульптора II. Л. Андреева, исполнившего памятник II. В. Гоголю в Москве (1909). Андреев изобразил Гоголя в период «Выбранных мест из переписки с друзьями» как человека, переживающего душевную катастрофу, поникшего под тяжестью своих внутренних мук. Пластические формы фигуры утеряли свою жизненную энергию, слившись в смутную, расплывающуюся в своих очертаниях живописную массу, не дающую силуэта.[26]
В противовес скульпторам второй половины XIX века, уделявшим много внимания передаче костюмов, драпировок, всякого рода вещественных атрибутов, А. Т. Матвеев—ученик Трубецкого в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества — поставил своей задачей освободить пластику от внешних элементов. В обнаженных фигурах стоящих или лежащих мальчиков, погруженных в сон, в мир видений, Матвеев выражал грустную, мечтательную лирику «Голубой розы».
В поисках органического, чистого скульптурного тела, не скрытого многочисленными драпировками и вещественными атрибутами, Матвеев обратился к «Бронзовому веку» Родена, к «Рабам» Микеланджело. «Сидящий мальчик» Микеланджело (Эрмитаж) был воспринят им как пример живой, трепетной обработки мрамора, чрезвычайно далекой от каких-либо иллюзионистических эффектов! Фигуры Матвеева оказались, однако, лишенными могучего, героического духа, свойственного созданиям Буонарроти .
Близкий к художникам «Голубой розы», А. Т. Матвеев испытал па себе влияние примитивизма. Его голова «Юноши-татарина» (дерево, 1912) дана в крупных обобщенных формах, передающих, однако, структуру тела, психологию и характер человека.
И 1910-х годах в пластике А. Т. Матвеева отмечается тяготение к классике, охватившее целый ряд живописцев, скульпторов, архитекторов того времени. Матвеев стремится в своих обнаженных женских фигурах к созданию, стройных пластических образов. Болезненно ущемленная психология, разлад души и тела больше не привлекают его внимания. Он хочет передавать в спокойных, уравновешенных фигурных композициях гармоническую ясность духа. Он ищет пути к созданию новой классики.
В 1908—1910 годах возникла деревянная скульптура С. Т. Коненкова, воссоздающая фантастические образы языческой старины. Это «Старичок-половичок», «Лесовик», «Великосил» (1909), «Даждь-бог», а также «Нищая братия» (1911),), «Сказительница Кривополепова» (1916) и многие другие.
Коненков сознательно стремится положить в основу подобных изображений гиперболизированные русские крестьянские типы. Дерево как материал для скульптуры было основательно забыто в течение предшествующих исков. Лишь бронза и мрамор привлекали внимание скульпторов XVIII—XIX столетия. Коненков возродил русскую деревянную скульптуру к новой жизни. При этом он великолепно сознавал специфику дерева, его строение и форму, его окраску, текстуру и фактуру.
В 1910-х годах в искусстве С. Т. Коненкова намечаются новые веяния — тяготение к ясным, нежным, гармоническим образам. Светлая мечта вторгается в его творческий мир. Скульптор обращает свой взор к греческой архаике и классике — к этим первоосновам искусства, чтобы открыть резцом в глыбах мрамора красоту человеческой юности, чистоты и целомудрия. «Лада» (1910), «Обнаженная», «Эос», «Кора» (1912), «Соп», «Крылатая», «Женский торс» (1913), «Жар- птица» (1915), «Юная» (1916) говорят о высоких стремлениях Коненкова обрести новую классику, открыть новую прекрасную эру в искусстве.
Особенно прекрасна здесь обнаженная фигура «Сон». Мягкие, нежные формы девичьего тела сливаются в белоснежном мраморе в одно лучезарное целое. Это — сама расцветающая юность, погруженная в неясный, тревожный сон.
«Крылатая» представляет у Коненкова поэтическую мечту художника о светлом грядущем мире гармонии и красоты. «Крылатая» Коненкова безлика.
Ощущение громадных, необозримых перспектив, раскрывающихся перед человеком, составляет поэтическую и пластическую основу «Крылатой» и ставит этот деревянный торс в число прекраснейших произведений русского искусства, созданных накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
«Силач-богатырь» Коненкова — это художественное воплощение непочатых сил русского народа. Кажется, что прообразом скульптуру послужил живой, полнокровный тип рабочего человека. Как выразительны его крепко сколоченная голова, богатырская шея. Обрабатывая камень тяжелыми ударами молотка, скульптор придает мрамору цельные, подобные глыбе формы. Стихийная мощь пластического образа сочетается здесь с глубокой одухотворенностью.
Новый общественный подъем в преддверии революции ощущался и в творчестве Л. С. Голубкиной. Ее «Сидящий человек» (1912) задуман и исполнен как скульптурное произведение исторического, эпохального характера. Это был символ рабочего класса, всего трудового народа России, подобный «Идущему». «Сидящий» Голубкиной полон сил и здоровья. В его теле, в его позе выражено состояние решимости, в лепке торса — энергия и воля. И хотя руки словно связаны за спиной, вся его мужественная фигура готова выпрямиться и встать. В то время как декадентское искусство прилагало все усилия для дискредитации образа человека, новое искусство, связанное с революционным пролетариатом, стремилось поднять и вознести человека на небывалую высоту.
В своем «Идущем человеке», «Сидящем человеке» Л. С. Голубкина отвлекалась от всех национальных, расовых и иных особенностей людей, от всего того, что составляет их различия, и сосредоточивала свои поэтические восторги вокруг того, что объединяет всех людей в единое человечество. Это наиболее общее, наиболее универсальное понятие она, подобно Горькому, обозначила словом. «Человек».
Революция и искусство — вот что составляло внутреннее существо Л. С. Голубкиной и являлось содержанием ее жизни. Эти две страсти не вступали у нес в противоречие, но выливались в ее творчестве как одно целое. Неподкупный, честный, чистый человек и художник, А. С. Голубкина жила и дышала атмосферой эпохи. У нее не было семьи. Она творила новое революционное искусство и целиком отдавалась этому делу.. Декадентская критика замалчивала ее революционные симпатии. Ее считали лишь скульптором-импрессионистом, последователем Родена. Но передовые художники того времени высоко чтили ее светлый, честный талант.
Голубкина внесла свой вклад в русское искусство. Аллегорические фигуры, представляющие движущие силы русской революции, ставшие распространенными впоследствии, имели во многом своим первоисточником «Идущего» и «Сидящего человека». От Голубкиной пошла галерея скульптурных голов, правдивых по характеристике, нежных и трепетных по своей лепке, портретов, ставших непременной принадлежностью советских художественных выставок. Искусство А. С. Голубкиной определило во многом основные черты московской школы пластики советского времени. Дарование С. Д. Лебедевой, а также Д. П. Шварца, Е. Ф. Белашевой, многих других росло и развивалось затем в духе Голубкиной.
Предчувствие повой эры в истории русского народа, в жизни всего человечества наполняет искусство С. Т. Копепкова и Л. С. Голубкиной светлым, возвышенным романтизмом. Этот романтизм был глубоко отличен от ретроспективизма «Мира искусства», обращенного назад, к прошлому, пронизанного пессимизмом. Мечты Копепкова и Голубкиной были обращены в будущее, к тому, что еще только намечалось в действительности. Они питались той исторической обстановкой, той народной почвой. Поэтический мир Коненкова и Голубкиной был художественным выраженном предреволюционной атмосферы в России, Подъем русской скульптуры в начале XX века предзнаменовал ее расцвет в наше, советское время.
Исторические события 1917 года вызвали у Коненкова целую серию скульптурных изображений. Его «Пробуждение», «Заря», «Голова Голиафа» (1917). «Голиаф» Коненкова символизировал бесславный конец самодержавия. Сраженный юным Давидом, старец Голиаф обезглавлен. К го увенчанная шлемом голова храним1 следи глубокой дряхлости. Глаза навсегда закрылись. Перед зрителем останки былого могущества, от которых уже веет тлением. Характерно, что скульптор обращается здесь к архаическим формам, чтобы раскрыть внутренний смысл своего произведения.
Русское искусство начала XX века невозможно представлять себе только как проявление стилизаторства, импрессионизма, примитивизма, постимпрессионизма, футуризма и других аналогичных течений. Самое существенное место заняло в нем новое пролетарское искусство. Ему принадлежало будущее.[27]
Лучшие произведения В. Л. Серова, С. Т. Коненкова, Л. С. Голубкиной и многих других художников характеризовали существенные черты нового реалистического стиля, который начал складываться в русском искусстве накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Ему чужды были настроения безысходного трагизма, сомнения в целесообразности исторического прогресса. Ведущими чертами этого нового стиля стали жизнерадостная правдивость образов и гигантский полет фантазии, устремленной в грядущее, в новые, еще неведомые человечеству миры. Это было предчувствие будущего.
Подводя итоги развитию русской скульптуры начала 20 в., следует подчеркнуть изживание официозного академического направления, пришедшего в полный упадок, и расцвет демократической скульптуры, обогащение ее реалистических традиций.
Мастера демократического направления впервые создали образ пролетария-борца. Очень важно, что, ставя перед собой актуальные общественные задачи, мастера-новаторы были мастерами-художниками, для которых проблемы идейности и художественности, проблемы формы и содержания решались в неразрывном единстве. Они заложили основание новым традициям искусства ваяния социалистического общества.