Искусство во второй половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.

Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.

Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.

Файлы: 1 файл

курсовая Нигаматуллина А..doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества устойчиво сохранялись демократи­ческие традиции, шедшие еще от В. Г. Перова. Преподававшие в училище в этот период Архи­пов, С. Иванов, К. Коровин, Серов, Волнухин, Трубецкой сумели вырастить и творчески вдох­новить многих видных художников. Достаточ­но сказать, что в период 1890-х — начала 1900-х годов в Москве активно работают не только многие видные живописцы, например Врубель, Серов, К. Коровин, Архипов, С. Ива­нов, но также архитекторы и, что особенно заметно, наиболее талантливые прогрессивные русские скульпторы: помимо уже упомянутых С. М. Волнухина, П. П. Трубецкого,— Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, А. С. Голубки­на, А. Т. Матвеев, В, Н. Домогацкий.[4]

Передовые художники и прогрессивная кри­тика вели настойчивую борьбу с официаль­ным и салонным направлениями и с эпигона­ми народнических воззрений, опошливших гражданственную традицию передвижников поры расцвета их деятельности. В художест­венной жизни шли сложные процессы, привед­шие к возникновению на рубеже XIX — XX столетий новых влиятельных выставочных объ­единений, очень широких по составу участ­ников: «Мира искусства» и «Союза русских художников». Их деятельность тесно пере­плеталась в широком движении эпохи за об­новление всех видов художественного твор­чества, за обновление его профессиональных возможностей. Это движение захватило не только изобразительное искусство, но и театр, и музыку, и архитектуру.

Особенно широкими и пестрыми по со­ставу участников были его выставки. На них находили возможность утвердиться в новых и плодотворных эстетических устремлениях та­кие гиганты, как М. А. Врубель, С. Т. Конен­ков, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон и еще мно­гие другие. В числе основателей объединения был А. Н. Бенуа, завоевавший себе извест­ность и как художник, и как художественный критик, и как историк искусства. Активным участником «Мира искусства» стал В. А. Серов, хотя его творчество во многом существенно отличалось от творчества основателей объеди­нения, Деятели «Мира искусства» обратили внимание художественной общественности на забытые традиции отечественной художест­венной культуры XVI11 — начала XIX века, ак­тивизировали интерес к искусству современ­ного им Запада, особенно же — к великим эпохам прошлого

Несколько позже, чем «Мир искусства», оформился «Союз русских художников». На рубеже XIX—XX столетий «Мир искусства» и «Союз русских художников» оставались самыми влиятельными творческими органи­зациями.

В «Союзе русских художников» объедини­лись крупные силы реалистов, в их числе и те, кто участвовал в Товариществе передвижни­ков. К наиболее значительным участникам «Союза» принадлежали А. Е. Архипов, С. В, Иванов, очень авторитетным был К. А. Коро­вин. Немало представителей и «Мира искусст­ва» и «Союза русских художников» успешно проявили себя после Октябрьской революции.  Особенность русского искусства конца XIX — начала XX века — множественность течений, объединений, многогранность инте­ресов. В это время продолжали успешно раз­виваться социально-критические традиции. В ряде талантливых произведений нашли от­ражение острые социальные конфликты эпохи, а также революционные события. Растущий протест народных масс в городе и деревне, классовое расслоение крестьянства, трагизм положения народа, страдающего от нищеты, от варварской эксплуатации, показаны в произведениях               Коровина, С. В. Иванова и ряда других современников. Были созданы



картины, посвященные промышленному ре­волюционному пролетариату, что полнее все­го проявилось в творчестве последователя Н, А. Ярошенко Н. А. Касаткина, увидевшего в русском пролетариате не только силу угнетен­ную, но и уже способную к активной защите своих классооых интересов. В 1890-е годы внимание передовой общест­венности часто обращалось к правовым по­рядкам России, усугублявшим социальные бедствия народной жизни. Откликом на эту злободневную тему явилась «острожная» се­рия живописных работ и зарисовок С. В. Ива­нова, картины «По этапу», созданные С. В. Ма­лютиным и А. Е. Архиповым, «В коридоре ок­ружного суда» — Н. А. Касаткина.

Серия блестящих серовских портретов, ис­полненных в те же и последующие годы, осо­бенно героизированные портреты творческой интеллигенции, также является ярким приме­ром новаторства, опирающегося на великие традиции русского реализма. Лучшие художники широко захватывали жизнь, Их интересы были очень разнообраз­ными. Действительность дари­ла и светлые, радостные наблюдения, которые прежде всего открывались в жизни народа. Так, Архипов поэтически-проникновенно пока­зал красоту русского крестьянства, ширь род­ных просторов («По реке Оке», «Обратный»), Крестьянские образы в его поздних произве­дениях исполнены физического и душевного здоровья, мажорной красочности, оптимизма. Светлым, жизнерадостным чувством напол­нены картины А. П. Рябушкина, Б, М. Кустодие­ва, Ф. А, Малявина, 3. Е. Серебряковой, К, Ф. Юона, тоже обращенные к народной жизни, великолепные скульптуры С. Т. Конен­кова, А. Т. Матвеева.Критика капиталистического строя приобре­тала в искусстве весьма разнообразные фор­мы. Наряду с непосредственным выражением социальных идей, революционного протеста, наряду с утверждением положительных основ народной жизни, силы, значительности и кра­соты народных образов неприятие буржуазной действительности определялось у ряда худож­ников в виде идеальных представлений о кра­соте и гармонии человеческого бытия в про­шлом. Иногда эти представления, связанные со стариной, носили романтический характер. Однако и них сказывались идеологическая  расплывчатость, гуманистическая отвлечен­ность противопоставления подобного эстетиче­ского идеала сущности буржуазно-помещичь­ей действительности.[5]

Активный гуманизм, утверждение высокого и прекрасного в человеке неизменно присущи лучшим творениям художников реалистиче­ского искусства России конца XIX — начала XX века. Веру в его высокое предназначение эти художники пронесли через все трудности острейшей идейной борьбы эпохи.

Обновилось не только содержание творче­ства. Изменились соответственно характер восприятия жизни и способы ее пластического воплощения. В процессе нового художествен­ного освоения мира наблюдалось взаимопро­никновение и слияние разных жанров. Жанро­вые признаки теряли прежнюю отчетливость в стремлении передать усложнившиеся пред­ставления о жизни в разнообразии форм ее бытия.

Усиливалось лирическое начало, более мно­гообразно раскрывались связи человека и природы, значительнее становилась роль пей­зажа, оказывавшегося весьма частым и неотъ­емлемым компонентом и тематической карти­ны и портрета.

В 1890-е — начале 1900-х годов успешно развивалась пленэрная живопись, передаю­щая непосредственность мировосприятия. В частности, большое место занимает теперь пейзажный этюд с натуры. Однако передовая критика постоянно напоминала, что цель твор­чества — не только в непосредственной фик­сации впечатлений, а в создании значительных по содержанию произведений, глубоко обоб­щающих жизненные наблюдения.

Во всех видах изобразительного искусства и в архитектуре обостряются и утончаются по­нимание красоты мира и умение выразительно ее передать. Богаче, гибче становятся и сами пластические средства. В частности, они поз­воляют уловить динамику жизни, ее измен­чивость, даже мимолетные состояния природы и душевного мира человека, часто очень слож­ные и противоречивые. Мастерство воссозда­ния психологического образа достигает новых высот.

Наряду с формами прямого отражения ми­ра получили широкое распространение такие средства образной выразительности, как поэ­тический символ, гиперболическая заострен­ность характеристики, обострение интел­лектуального начала. Шли напряженные поиски художественных средств, способных передать умонастроение эпохи «канунов и предвестий» — эпохи ожидания глубочайших перемен в общественной жизни, надвигаю­щихся революционных событий.

В произведениях изобразительного искус­ства, создаваемых в стиле модерн, частыми были символические образы, иносказания. Очень велика роль и декоративных элементов (обычна теперь форма декоративного панно). В пластике ощущается увлечение художников передачей своеобразной текучести форм, под­черкнуто вытянутыми пропорциями фигур, поисками цветовых акцентировок и повышен­ной динамики композиций; большую роль иг­рает выразительность силуэта.

В живописи воздействие стилистики модерна можно наблюдать в некоторых произведениях М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, художников «Мира искусст­ва», а среди скульпторов — П. П. Трубецкого, Н. А. Андреева, отчасти А. С. Голубкиной. Ши­рокое распространение стиль модерн имел в декоративной пластике. Стилистика модерна проникла также и в печатную графику, заняв­шую теперь видное место в художественных интересах времени и достигшую больших ус­пехов.

 

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ 1905 ГОДА

Первая русская революция вызвала глубокий переворот в творчестве многих мастеров изобразительного искусства, способствовала пересмотру многих, ранее укоренившихся эстетических представлений, общественных идеалов. Ростки искусства нового типа- социалистического реализма- окрепли, и на сторону этого искусства встали многие таланты.

Революция вскрыла разницу убеждений лиц, входивших подчас в одни и те же объединения, увлекала многих на путь активного участия своим творчеством в революционных устремлениях народа.

Их сатира, проникнутая обличительным пафосом, имела антимонархическую направленность, бичевала кровавый полицейский террор и вдохновителей политической реакции.  Художественность , острота, идейная зрелость, революционность политической графики были среди важнейших завоеваний революционного искусства.

На страницах легальной большевисткой прессы сообщалось в те дни о выходе в свет ряда политических журналов, о преследовании таких журналов,  как, например , «Жалко», «Пулемет», «Жупел», «Адская почта».

В эпоху первой русской революции В. И. Ленин выступил с теоретическим обо­снованием нового пролетарского, партийного искусства. В то время, когда буржуазная публицистика и критика считали идейной платформой художественного творчества ницшеанский индивидуализм и требовали осво­бождения искусства от «общественных оков», Ленин провозгласил принцип партийности литературы и искусства. В статье «Партийная организация и партийная литература», напи­санной в 1905 году, Ленин показал, что пре­словутая свобода и беспартийность художест­венного творчества, так же как и творческий индивидуализм и анархизм, являются лишь прикрытием настоящей буржуазной партий­ности. За словесными щитами беспартийно­сти таилось, как полагал Ленин, равнодушие к развернувшейся и огромных масштабах общественной политической борьбе. Ленин обосновал необходимость создания пролетар­ской литературы, свободной от полицейской цензуры, от буржуазных меценатом, от бур­жуазной журналистики и критики, представ­ляющей могучую, самостоятельную силу в художественной сфере.

Вместе с тем В. И. Ленин подчеркивал, что в сферах художественного творчества нема­лое значение имеют личная инициатива, ин­дивидуальные склонности, своеобразие фан­тазии, оригинальность содержания и формы. Пролетарская социалистическая революция, по мысли Ленина, должна обеспечить все­стороннее развитие творческой индивидуаль­ности писателей, художников, всех тех, кто работает на поприще искусства.

В 1905—1906 годах возникло множество сатирических журналов, открыто громивших силы реакции — самодержавие, царских ми­нистров, генералов-черносотенцев. Закрывае­мые тотчас же цензурой, они снова и снова появлялись под другими названиями. Рус­скую карикатуру этого времени отличает та­кая политическая острота, непримиримость, сарказм и вместе с тем такая яркая изобра­зительная сила, какой она прежде по знала.

Заметное место в политической карикату­ре заняли выдающиеся художники, в том чис­ле В. А. Серов, Е. Е. Лансере, В. М. Кусто­диев, М. В. Добужинский, Д. Г. Кардовский.

Главная тема художников-сатириков 1905 го­да — возмущение деспотизмом самодержавия, выступившего с оружием против парода и залившего кровью улицы Петербурга, Моск­вы, Одессы.

Серов изобразил виденный им расстрел де­монстрации 9 января 1905 года в карикатуре «Солдатушки, бравы ребятушки, — где же па­ша слава!» (журнал «Жупел»). Ирониче­ское название карикатуры, взятое из солдат­ской песни, подчеркивало острую сатириче­скую трактовку картины, изображающей кро­вавую расправу конных казаков над безоружной толпой. В этой карикатуре страстно звучал голос совести художника-демократа, открыто выступавшего на стороне народа.[6]

В. А. Серов, как известно, не остановился па этом и в ряде рисунков и карикатур изо­бразил царя Николая II, шествующего по крови народа после усмирения восстания. Ри­сунок тушью «Виды на урожай 1906 г.» изо­бражал ржаное поле с составленными в пи­рамиды солдатскими винтовками. Это был символ усмирения крестьянских восстании царскими войсками.

Необычайной силы негодования и протеста достиг в своих сатирических произведениях Е. Е. Лансере. Его «Бой» («Жупел», 1905, № 2) изображал панораму Пресни, видимую и просвет обрушившийся стены, пылающую огнем пожаров. Картина изображала усми­рение московских рабочих царскими вой­сками. Внизу в качество командующих расправой художник символически изобра­зил представителей старого режима. Фигуры не имели голов. Они представляли собой оде­тые в мундиры манекены. Рисунок «Рады стараться, ваше превосходительство» («Ад­ская почта», 1906, №2) изображал черную сотню, рапортующую царским офицерам над трупами восставших. Наибольшей реалисти­ческой силы Лансере достиг в своей «Тризне» («Адская почта», 1906, № 2), рисующей пир­шество царских офицеров по случаю подав­ления Декабрьского восстания в Москве. Та­лант Е. Е. Лансере раскрылся по-настоящему в эпоху первой русской революции. Его пер­воклассные сатирические рисунки содержа­ли полное, бесповоротное осуждение старого прогнившего режима. Расходясь во взглядах с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, своими бли­жайшими сверстниками, Е. Е.Лансере откры­то, с присущей ему страстью примкнул к ре­волюции.

«Октябрьская идиллия» («Жупел», 1905, № 4) Добужинского рисовала отнюдь не идиллическую картину. На углу дома рас­клеен царский манифест с объявлением граж­данских «свобод», Здесь же, на тротуаре и улице — лужа крови, брошенная галоша, оч­ки, детская кукла — следы недавней распра­вы с мирным населением. Художник с вол­нением говорил здесь о лживости обещаний, данных правительством Николая 11 в октябре 1905 года.

Серия сатирических портретов Б. М. Ку­стодиева и Г. Гржебина представляла Олимп самодержавия — Витте, Игнатьева, Коковце­ва,, Дурново, Столыпина, Победоносцева, ге­нералов Дубасова, Трепова. Заостряя внеш­ние черты своих персонажей до чудовищного гротеска, художники создавали сатирические портреты, рисующие лицемерие, высокоме­рие, бесчеловечность, тупость царских при­спешников. И. Я. Билибин опубликовал сим­волический портрет самого самодержавного монарха, изобразив в пышной декоративной раме фигуру осла («Жупел», 1906, № 3), за что был посажен в крепость.

Информация о работе Искусство во второй половине 19 века