Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа
Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.
Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.
Среди иллюстраций «Пулемета» особенно должно быть отмечено изображение русского рабочего, молодцеватого, жизнерадостного, озаренного огнями революционного пожара. Надпись гласила: «Его рабочее Величество Пролетарий Всероссийский» («Пулемет», 1905, № 2). Такого рода произведения свидетельствовали о высокой политической сознательности художников революционной эпохи.
Примечательно, что события 1905—1906 годов заставили заволноваться и заговорить по-новому таких художников, как Е. Е. Лансере и Б. М. Кустодиев, близких ранее к «Миру искусства», а теперь искренне и глубоко проникшихся настроениями революции. «Мне хотелось бы, чтобы все живое, все искреннее, все талантливое, все честное в искусстве и культурность перешли бы на сторону социализма. . .» — писал Лансере из Петербурга в Версаль Л. Н. Бенуа.[7]
Карикатура эпохи 1905 года в лучших своих проявлениях была предшественницей советского искусства. Журнальная графика и рисунки В. А. Серова, Е. Е. Лансере, Д. Н. Кардовского и других художников уже несли в себе черты нового реализма, связанного с революционной Россией.
События первой русской революции повлияли и на творчество В. И. Сурикова. От героических батальных мотивов он обратился к теме народных движений и бунтов, затронутой им в первых больших полотнах. Но исторический опыт и горизонты Сурикова ограничены были пореформенной эпохой. Раскрывая в своих живописных эпопеях трагедию народа в прошлом, он останавливался перед грядущим в раздумье. Поражение первой русской революции он воспринял, по-видимому, как новое выражение вековой исторической драмы, которую он так глубоко прочувствовал в изображении народных движений прошлого. Свое раздумье над судьбой народной Суриков выразил в «Степане Разине» (окончена в 1907 г.). Изображение ладьи с людьми, плывущей среди волжских просторов, все большое дыхание этой несравненной композиции переносят зрителя в мир казацкой больницы Разина. Погруженный в свои думы, предводитель восставших, кажется, не видит перед собой ничего. Глубокая задумчивость атамана, уже предвидящего роковую развязку, вносит скорбную поту в картину.
Революция 1905-1907 годов похоронила прежнюю, патриархальную Россию. На смену шла Россия революционная, ей предстояло начать новую эру в истории человечества, чем была обусловлена сложная историко-художественная специфика наступившего десятилетия 1908-1917.[8]
ЖИВОПИСЬ ПРЕДОКТЯБРЬСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
1908—1917 годы — время между двумя революциями; именно это и определило социально-политическую обстановку, характер психологической атмосферы, общественные настроения эпохи, что нашло прямое или косвенное отражение во всех областях искусства, в частности в живописи.
Необходимо констатировать исключительную интенсивность художественной жизни в этот период и одновременно ее все возрастающую сложность. И то и другое было связано с обостряющейся классовой борьбой.
После подавления революции 1905—1907 годов наступает период реакции и полицейского произвола. Следствием этого были пессимизм, разочарование в идеалах общественного служения у части творческой интеллигенции.
Возникают самые различные художественные объединения: Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи» и другие. Для них общими были антинародность их программ, отрицание общественно-политической роли искусства.
В усиливающемся хаосе множества объединений-однодневок, особенно активно выступающих в годы первой мировой войны, рекламировали свои манифесты футуристы и примитивисты, провозглашалась «лучистская» живопись. Свою программу изгнания жизни из пределов искусства излагал К. С. Малевич. Он пришел к «Черному квадрату», объявив войну живописи как искусству, считая, что она не нужна и должна отмереть.
Но основная масса художников шла иным путем—поисков новых идей и форм жизнеспособного искусстра. Они обращались лицом к миру действительности, преодолевая ошибочные увлечения и временные заблуждения. Процесс этот был сложным. С ним были связаны особенности творческого становления ряда будущих крупных художников советского искусства. Так, идейной противоречивостью было отмечено раннее творчество П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, И. И. Машкова, М.С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, Н. П. Крымова и некоторых других. Здоровые основы творчества этих художников, в сущности, не разрывавших с реалистической традицией, помогли им с честью выйти из всех испытаний.[9]
Серьезное положительное значение имела деятельность «Союза русских художников», представители которого сохранили твердые реалистические основы мастерства. Для многих из них и ряда мирискусников народная жизнь, народные образы и родная природа являлись главным источником творчества. В этом плане важную роль сыграло творчество А. Е. Архипова, К. Ф. Юона, А. А. Рылова, С. Ю. Жуковского, Л. В. Туржанского, таких мирискусников, как Б, М. Кустодиев и 3. Е. Серебрякова; многообразной была деятельность И. Э. Грабаря как художника и искусствоведа.
В искусстве предоктябрьского десятилетия большое значение имело творчество великих русских мастеров — И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, заложивших прочные реалистические традиции, педагогическая деятельность И. Е. Репина, В. А. Серова, а также С. В. Иванова.
Само непосредственное общение с каждым из этих мастеров порой становилось определяющим фактором в формировании творческой личности молодых художников,
Дооктябрьская «Правда», отмечая наступление в 1910-е годы нового общественного подъема, писала о возрождении интереса к реализму в литературе и искусстве. В рассматриваемый период продолжалась деятельность передвижников и «Мира искусства», работали многие крупные мастера, начинавшие свой творческий путь в предшествующее столетие: Репин, Суриков, В. М. Васнецов, Поленов , Серов (умер в 1911 году), многочисленные ученики и художники, испытавшие их влияние. Касаткин, создавший ряд произведений, посвященных жизни и борьбе пролетариата, после подавления революции 1905 года в последующее десятилетие создает полотна, в которых сохраняет верность реалистическим традициям. В это время работал К. А. Коровин и начали творческий путь А. М. Герасимов, М. Б. Греков, И. И. Бродский, В. Н. Мешков, А. В. Моравов, Е. М. Чепцов и другие. Шло собирание рассеянных в годы политической реакции передовых сил творческой интеллигенции; заметно усиливалась роль художников-реалистов, которые вновь укрепились в своих общественных позициях. Они сберегли бессмертные принципы гуманизма, сообщив им новое содержание и новый характер, проистекающий из особенностей жизни России накануне великих событий 1917 года. Но произошло это не сразу. Ценное, новое рождалось в муках и преодолении внутренних противоречий.
Поражение первой русской революции и последовавшая за этим реакция породили идейный разброд в среде русской интеллигенции, содействовавший усилению различных декадентских влияний, в частности мистицизма, характерного для художников «Голубой розы». В 1907 году они организовали одноименную выставку, метко названную критиком С. Маковским «выставкой-часовней». Участники ее пытались перенести принципы литературного символизма в область живописи, «выразить невыразимое» путем «музыкальности» живописи, углубляясь в мир туманных и сказочных фантазий, Утверждая принцип интуитивизма в искусстве, голуборозовцы противопоставляли свою программу и социально-критическому направлению передвижников, и эстетическим идеалам «Мира искусства», и академическим традициям. Наряду с яркими талантами в это объединение входили художники, которые не оставили почти никакого следа в истории русского искусства.
Общественная изолированность «Голубой розы», узость ее эстетической концепции вызвали оппозицию со стороны прогрессивно настроенной интеллигенции. С резкой критикой выставки выступил И. Э. Грабарь. Справедливо отметив талантливость ряда ее участников (П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова и некоторых др.), он призывал их обратиться к живой жизни:
Увядание «Голубой розы» (после неудач на выставках «Венок» и «Салон «Золотого руна») было вполне закономерным.
Существенную роль в консолидации прогрессивных художественных сил сыграл «Союз русских художников». То, что создается его участниками в это время, крайне симптоматично для данного периода. Это прежде всего работы, связанные с народной и национальной темами, в которых на новой основе продолжают развиваться традиции передового реалистического демократического искусства.
А. Е. Архипов пишет целый ряд произведений на сюжеты из крестьянской жизни, отличающиеся мажорным настроением. Изображая бытовые сцены или создавая серию типических портретов, художник раскрывает перед зрителем огромные запасы энергии, физического и духовного здоровья, таящиеся в народе, свойственное ему чувство прекрасного. В полотна Архипова вместе с яркой красочностью и живописной свободой вторгается могучая стихия самобытной народной культуры, вселяя радостные надежды и веру в будущее.
Архипов работает в широкой, смелой манере, сочно накладывая крупные красочные мазки; он не боится порой огрубить форму, использует не только насыщенность цветовых созвучий, а часто и сопоставления контрастных тонов. Выразительна в его произведениях и сама фактура, плотная и шероховатая, как пласты земли, как домотканый холст или огрубевшая кожа натруженных крестьянских рук. Прибегая к форсированным эффектам освещения, художник достигает большой впечатляющей силы, с энтузиазмом первооткрывателя создавая живописные поэмы во славу русского крестьянства. Сами сюжеты, изображаемые им, служат той же цели. Таковы картины «Гости» (1914, ГТГ) с радостной гаммой розово-красных тонов, усиленной контрастами освещения, «В весенний праздник» (1913) и портреты-типы «Молодая крестьянка в красном» (1916, частное собрание, и «Молодая крестьянка в желтом платке», 1916, КМРИ). Все его персонажи значительны и воспринимаются как воплощение народных идеалов. Творчески перерабатывая приемы, идущие от импрессионизма, используя декоративную выразительность цвета и живописного мазка, Архипов вырабатывает яркий и самобытный стиль. Развивая демократические традиции, он открывает своим искусством новую страницу в русской жанровой живописи, сообщая ей большую жизнеутверждающую силу.[10]
Ф. А. Малявин в 1910-е годы продолжал ту линию своего творчества, наиболее ярким выражением которой в предшествующий период была картина «Вихрь» (1906, ГТГ). Однако теперь в образах стало больше внешней сдержанности («Верка», 1913, ГРМ), эмоциональное напряжение как бы уходит вглубь, оставляя на поверхности декоративную яркость цветовых пятен, часто контрастно сопоставленных («Две девки», 1910-е годы, ГРМ) «Бабы. Зеленая шаль», 1914, частное собрание, Париж). Иногда художник увлекается чрезмерной броскостью манеры исполнения, снижающей содержательность человеческих образов. Однако в целом в работах Малявина этих лет побеждает здоровое реалистическое начало, отчетливо проступающее и в его натурных зарисовках («Две крестьянки», 1909, ГТГ, ).[11]
К 1908—1917 годам относятся интереснейшие работы Б. М. Кустодиева. Многие из них посвящены народной жизни. Это вариант «Ярмрки» (гуашь, 1908, ГТГ), «Гуляние на Волге» (1909,ГРМ), «Деревенский праздник» (темпера, 1907, ГТГ), «Красавица» (1915, ГТГ), «Масленица» (1916, ГТГ), «Московский трактир» (1916, ГТГ).
Художника интересует народный быт, его национальное своеобразие, ощутима известная доля романтического увлечения патриархальностью нравов не только крестьянства, но и среднего городского сословия. Отсюда поэтизация быта, внимание к праздничной стороне народной жизни, костюмам, деталям обстановки, национальному пейзажу. С этим связано обращение к народному творчеству, использование некоторых характерных для него приемов: лапидарности изображения, декоративности цвета, выразительности типически ярких деталей. В таких произведениях, как празднично звонкая, полная задора и непринужденного веселья «Масленица» или написанный в стиле изобразительных фольклорных традиций «Московский трактир», нашли свое дальнейшее развитие представления художника о народных идеалах, отраженных ранее в «Ярмарке» и «Деревенском празднике». Это сказывается и в натюрмортах, созданных в те же годы, поражающих живописной свежестью и великолепием красок. Кустодиеву присуще соединение пейзажа с жанром, что распространяется, в частности, на портреты: лирический портрет Ю. Е. Кустодиевой, жены художника (темпера, 1909, Одесский художественный музей), почти документально строгий портрет искусствоведа А. И. Анисимова (1915, ГРМ), изображенного на фоне пейзажа с древнерусской архитектурой. Он создает ряд других изображений своих современников. Но портреты в это время не занимают того исключительного места в творчестве мастера, как это было раньше, когда написано такое произведение, как, например, портрет И. Я. Билибина 1901 года (ГРМ). Теперь в центре его внимания прежде всего народная тема в широком смысле этого слова. Знаменательно его полотно «27 февраля 1917 года» (ГТГ), отражающее революционные события .
В 1910-е годы достигают творческого расцвета многие талантливые пейзажисты младшего поколения: А. А. Рылов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, П. И. Петровичев, В. К. Бялыницкий-Бируля, воспитанные на традициях А. И. Куинджи, И. И. Левитана, В. А. Серова.
А. А. Рылов в это время пишет пейзажи, проникнутые острым чувством современности, в них — ощущение настороженности, тревожного волнения и вместе с тем бодрой устремленности в будущее: «Чайки» ( темпера, 1910, КМРИ), «Тревожная ночь» (1917, частное собрание).[12]
С. Ю. Жуковский создает своеобразные произведения, соединяя в них изображение интерьера и пейзажа, проникнутые светлым, жизнерадостным настроением («Перы е предвестники весны», 1910, ГРМ; «Радостный май», 1912, ГТГ).