Культура как предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

К проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я – другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Файлы: 1 файл

Культура как предмет исследования.docx

— 197.02 Кб (Скачать файл)

Эта тема имеет еще один, очень важный аспект. Существует проблема соединения нововведений с социокультурной средой. Всякое нововведение обречено на забвение и отторжение, если оно не встречает признания со стороны общества, если отсутствует социальный спрос, и в обществе нет социальных сил, заинтересованных в развитии нового вида деятельности. Показательный пример дает история книгопечатания в Западной Европе и России. И. Гутенберг начал печатать книги в середине 15 в. Культурная среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже к концу 15 в. было выпущено около 40 тысяч изданий книг общим тиражом 10 - 12 миллионов экземпляров. В России первая книга была напечатана И. Федоровым в 1564 г. Но этот факт не привел к качественным изменениям в развитии культуры. В 16 в. в России вышло всего 16 изданий. И. Федоров из-за угрозы обвинения в ереси вынужден был уехать в Западную Русь. Еще долгое время рукописные книги оставались главными в церковном и светском знании. Широкое книгопечатание началось в России только с 18 в. Таким образом, социальная среда определяет судьбу открытий и изобретений.

 


Основное отличие семиотического подхода от подходов, описанных выше, состоит в том, что культура рассматривается как огромный многослойный текст, записанный разнообразными шрифтами и алфавитами в самых разных областях, будь то искусство, юридические нормы, социальные формы (учреждения, институты), ритуалы, традиции, мифы, обширные символические системы. 

Авторы обзоров по культурологии (см., напр., [30, 33, 45] и др.) единогласно отмечают, что в формирование семиотического подхода большой вклад внес уже упоминавшийся Гердер своей идеей сравнительно-исторического подхода к изучению культур. Важное значение для развития этого подхода имели идеи Гумбольдта о языке как воплощении духа народа, относительно независимой и саморазвивающейся системы. Гумбольдту принадлежит знаменитая формула: "Это не мы думаем, это в нас думает", подразумевающая, что человек является своеобразным рупором духа, живущего в языке. "Язык — это рельсы, по которым движется наша мысль", — говорил другой выдающийся исследователь культуры Э. Кассирер.

В центре внимания семиотического подхода — передача, трансляция социального опыта в пространстве и времени. С развитием кибернетики  и информатики все более доказательными становились идеи о том, что культура представляет собой гигантскую информационную систему, в которой особыми кодами записаны и предписаны программы, сценарии, способы поведения обществ, социальных групп, составляющих их индивидов. С  этой точки зрения, культура представляет собой постоянный процесс коллективного  программирования. В самом крайнем, радикальном варианте человеческую историю можно представить как  вечное существование неизменных кодов  культуры в многообразии абсолютно различных по форме оболочек. Именно так трактуют историю и некоторые социобиологи, по мнению которых, жизнь человечества есть не что иное, как транспортировка генов в пространстве и времени. Это гены нас используют, а не мы пользуемся ими для достижения своих целей.

Разумеется, такая точка  зрения не льстит современному человеку. Но в таком случае, почему столь  часто мы обнаруживаем того же дикаря в обличье сформированного по всем правилам "имиджмейкерства" общественного деятеля или иной VIP ("очень важной персоны"), несмотря на весь шлейф титулов и званий? Почему до сих пор нас продолжают волновать драмы Шекспира и заставляют думать письмена древних религий? Не потому ли, что в них действительно записаны некие вечные истины и выражены некие глубинные силы, управляющие нами, несмотря на все наше самомнение? Эти вопросы находятся в центре внимания следующего подхода к культуре. 

 

 

 


Информация о работе Культура как предмет исследования