Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Гетеростереотипы более критичны, чем авгостереотппы. Неред¬ко они являются источниками национальных предрассудков п предубеждений («они не такие, как мы», т. е. они хуже пас). Вот некоторые примеры. Европейца шокирует улыбка японца, кото¬рый говорит о печальных вещах, что дает повод обвинить японцев в бездушии. По эта улыбка свидетельствует о том, что японец пе считает возможным обеспокоить собеседника своими проблема¬ми. Оживленная жестикуляция итальянцев способствует взаимо-пониманию собеседников; для пас же это - прпзпак их темпера-ментности, экспансивности п т. д.
Нередко стереотипы эмоционально окрашены п выражают сим-патии или антипатии, причем одни и те же прпзпакп получают разные оценки (ум - хитрость, настойчивость - упрямст во, береж¬ливость - скупость и т. д.).
Этнокультурные стереотипы, независимо от своей пстпнпостп п правильности, являются неотъемлемым элементом каждой куль¬туры, оказывают воздействие па психологию п поведение людей, влияют па национальное самосознание п межнациональные кон¬такты"'8 .
Региональные культуры
Региональные культуры существуют в определенном геогра-фическом ареале. Масштабы ареала могут быть различны. Есть случаи, когда региональная культура совпадает с национальной (папрпмер, культура Корен). По, как правило, региональные куль¬туры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатическими и другими условиями, особенностями жизни п т. д.
Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых ис-торически сложились различные культуры, являются «Запад» и «Восток», «Север» и «Юг».
Запад и Восток. Что означают эгп попятпя? Под «Западом» принято понимать Европу и Северную Америку, а под «Восто¬ком» - Азию. Культурологию эти понятия интересуют в плане различия между двумя типами культур.
Попятпя «восточная культура» и «западная культура» доста¬точно условны. Различия между ними улавливаются скорее ппту-
,№Подробнее об этнокультурных стереотипах см.: Кармпп А. С Осноны культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. - С. 153-252.
итивно, чем строго логически формулируются. Это объясняется неоднородностью данных культур по своему содержанию, что ве¬дет к бедности их обобщенных характеристик. Причем, восточная культура в этом плане более неоднородна и пестра: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существуют значительные различия в образе жизни народов Ипдпп, Китая, Японии п т. п. Культура же Запада объединена одной религией - христианством, и различия в образе жизни между этими странами не столь существенны.
В течение долгого времени проблема «Восток - Запад» рас-сматривалась с позиции европоцентризма, по которой утвержда¬лось, что человеческая культура развивается по единой восходя¬щей линии, п Запад достиг более высокого уровня, чем Восток. По культурфплософской п мировоззренческой установке европоцен-тризма, Европа, присущий ей духовный уклад являются центром мировой культуры и цивилизации.
Уже в Древней Греции появилось противопоставление Европы и Востока: греки противопоставляли себя персам и другим паро¬дам, жившим восточнее Греции. В это понятие опп вкладывали пс только географическое значение; это было противопоставление эллппа н варвара, «цпвплпзоваппостп» и «дикости». Этот взгляд впоследствии стал традиционным.
В средине века европоцентристская точка зрения стала преоб-ладать. Европа, вообще Запад, его исторический уклад, религия, культура стали восприниматься как единственная истинная цен¬ность. Важнейшим фактором духовной п политической жизни ста¬новится христианство. Восток воспринимается как некое экзоти¬ческое явление.
В философии формируется концепция нзбрапностн Запада, по которой другие пароды относятся к человечеству условно, ибо они не достигли еще необходимого культурного и цивилизованного уровня. Предполагалось, что эти пароды пойдут западным путем развития и обретут единство.
В XVII - XVIII веках культура стала синонимом «просвещен¬ности», которая отсутствовала у «диких» народов, живших в «не-испорченном», «исходном» состоянии. У просветителей форми¬руется понятие «естественных прав человека», которые воплоща¬ются в нецивилизованном мире. Отсюда - их обращение к Востоку и другим культурам, не затронутым европейской цивилизацией.
Вера в прогресс человеческих знаний, восходящая к эпохе Про-свещения, укрепляла представление об однонаправленном, моно-линейном движении истории. Прогресс мыслился как постепен¬ное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира.
Сложилось представление, что у истоков истории различные народы не были разделены в духовном и религиозном смысле и лишь впоследствии единая культура распалась на множество са-мостоятельных ареалов. Уже Гегель ставил вопрос о причине того, что восточные народы, уйдя от своих человеческих истоков, оста¬лись за пределами магистральной линии истории («Философия истории»).
Впоследствии рождаются концепции об уникальности запад¬ного пути в культуре, которая, как утверждают, вобрала в себя все лучшее, что создал Восток.
В XX веке назревает кризис европоцентризма. Европейский просвещенный мир пытается понять, правомерно ли европейской идее присвоить статус всемирной? О. Шпенглер оценил ее как бессмысленную163. Осудил ее и Леви-Стросс170.
Но идея эта жива, она функционирует, находит свое проявле¬ние в возвеличивании разумного, рационального, «эллинского» начала в противовес стихийности, эмпиричности, эффектирован- ности некоторых других культур. Эта идея явилась основой для разработки Вебером принципа рациональности, основного прин¬ципа в его философии истории. Последовательную разработку идеи европоцентризма осуществил немецкий теолог, культурфи- лософ Э. Трельч: «Для нас существует только всемирная исто¬рия европеизма»171. Он говорит о борьбе с желтой расой, об угрозе возможных варварских вторжений в Европу.
Современный европоцентризм поддерживается концепцией «модернизации мира» и утверждает, что другие культуры должны принять западный уклад жизни.
Кроме европоцентризма существует американоцентризм, рас-сматривающий Америку как цитадель совершенно новой культу¬ры, как Новый Свет, новое культурное пространство, как принци¬пиально иной мир. Многие современные американские мыслите¬ли пришли к пониманию, что история Америки дала основание для несбыточных надежд. Но отсюда они делают неожиданный вывод: хоть летопись Америки сопровождалась иллюзиями, а ис¬тория показала их беспочвенность, но именно эта социальная ми¬фология содействовала формированию отличной от европейской культуры.
'«'Шпенглер О. Закат Европы - М., 1993. - С. 22 17"Леви-Стросе К. Печальные тропики. - М., 1984. - С. 130. |7|Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема филосо¬фии истории. - М., 1995. - С. 608.
Итак, проблема «Восток - Запад» имеет различные аспекты. В настоящее время все более утверждается мысль о различных пу¬тях развития культуры в различных регионах Земли. С этой точ¬ки зрения, Восток и Запад - две мощные ветви человеческой куль¬туры, которые развиваются одновременно, но по-разному.
По мнению многих исследователей, Восток и Запад характери-зуются различными типами мировоззрений. Если восточное осно¬вано на самоизоляции человека от мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь, то западное направлено на познание человеком внешнего мира и активное воздействие на него. В западной фило¬софии утверждается идея бытия, в восточной - идея небытия. Истинное знание в западной философии мыслится как постиже¬ние истины и логическое ее оформление.
«Восточный ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов. Избрав этот путь, он не нуждается в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли, как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к новому яркому представлению, до которого он никогда бы не мог дойти путем холодного логического рассуждения»172.
Искусство Востока отличается большей недосказанностью, та-инственностью, символичностью. Знаменательно, что многие явле¬ния западного модернистского искусства навеяны именно Восто¬ком, его символикой, условной образностью. Условность отличает национальные театры Востока. Произведения скульптуры и архи-тектурные сооружения отличаются яркой декоративностью, утон-ченностью форм. Своеобразна живопись Востока, например, спе-цифический синтез живописи, графики, поэзии и каллиграфии представляет китайское «искусство кисти». В произведениях, от-носящихся к традиционным жанрам восточной живописи, пет пи прямой, ни обратной перспективы: у художника как бы нет опре-деленного места в мире, он в нем растворен.
Различны и эстетические установки Востока и Запада: восточ¬ная этика направлена на созерцательность, консерватизм, аскетизм, в то время как западная - на активность, либеральность, эвдемо¬низм|7:) и утилитаризм . Для Востока характерны строгость по- всдснческнх регулятивов, уважение к обычаям и традициям. Для Запада - стремление к социальном}' творчеству, ускоренный теми жизни, расшатывание традиций.
Эти и другие традиции можно было бы обобщить следующим образом: инерционность Востока - динамизм Запада.
Но существует и определенный параллелизм культурного раз¬вития Востока и Запада. Культурологами установлено совпаде¬ние некоторых художественных канонов в восточном и западном искусстве (например, иконометрнческие пропорции в живописи п скульптуре), идентичность определенных периодов развития куль¬туры (например, и Восток и Запад имели эпоху Ренессанса, но выражались они в различных формах) и т. д.
Утвердились два противоположных взгляда на проблему взаи-модействия культур Запада и Востока. Суть этих взглядов выра¬жена в поэзии:
- Киплинг: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они пе сойдут».
- Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».
Мысль о необходимости взаимодействия, диалога культур Во¬стока и Запада актуальна и плодотворна. Но она пе означает сти¬рания, исчезновения их различий, что ведет к обогащению миро¬вой культуры.
Север и Юг. Под «Югом» подразумевается социокультурный мир пародов субтропического пояса - Африки, Меланезии, Океа¬нии. Социокультурный мир «Севера», в основном, характеризует¬ся западной культурой. Четкой географической границы между ними пег. Наиболее отчетливо специфика культуры «Юга» про¬является в жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».
«Юг» - прародина человечества, как считает современная ант-ропология (моноцентрическая теория происхождения человека). Именно Юг дал миру древнейшую цивилизацию - Египет, Эфио¬пию, Нубийское царство и другие. Но в связи с тем, что природ¬ные условия (богатство животного и растительного мира, теплый климат и т. д.) не требовали развития форм материального про¬изводства, характерных для суровых северных краев, культура Юга транслировала от поколения к поколению мало изменяющи¬еся традиции, которые обеспечивали жизнь людей на основе при¬митивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хо¬зяйства. Именно это и привело народы Юга к колониальной зави¬симости от европейских государств. Лишь в XX веке стали они освобождаться и создавать самостоятельные государства, что выз¬вало подъем национального самосознания п стремление защити ть свою национальную культуру.
В современной культуре Юга, насчитывающей несколько ты¬сяч различных этнических групп, большую роль играют традици¬онные формы мифологии и магпп, идолопоклонничество, фетишизм и тотемизм. Наряду с древними местными языческими религиями распространены буддизм, ислам и христианство.
Отличительная черта искусства пародов Юга - экспрессия, что особенно ярко проявляется в музыкально-танцевальном искусст¬ве. В изобразительном искусстве преобладают гротескное изобра¬жение людей и животных, яркие краски, угловатые формы. Совер¬шенно оригппалыю искусство украшения человеческого тела; за¬мечательны африканские маски, терракотовые и деревянные скульптуры и др. Произведения искусства проникнуты магичес¬кой символикой. Отличны от северных и обычаи южных пародов.
На основе признания исключительности судьбы п культуры народов Африки сформировалось сложное и противоречивое яв¬ление - африканский расизм, получивший название негритюда.
Негритянский расизм ведет свое начало с 50-х годов XIX века. Сторонники этого движения утверждали, что негры не должны себя считать гражданами Америки н быть лояльными по отноше¬нию к пей. Пересматривалась мировая история с позиций негри¬тянского национализма. К негритянской расе относились все вы- сокоцнвилизованпые народности древнего мира, петров паходилп даже среди предков Христа.
Проблемами негритянской расы занимался американский идео¬лог Э. Блайден (1832-1912), который противопоставлял петров европейцам, считая их (петров) более миролюбивыми, менее зара-женными индивидуализмом и т. д. Идеи панафриканизма разви¬вал американский политик А. Краммел (1819-1898). Он защи¬щал идею единства негритянской расы. Значительную роль в фор¬мировании афро- и азноцептрпзма сыграли работы немецкого исследователя Лео Фробениуса, который осуществил сравнитель¬ный анализ культур Востока и Запада, самобытных культур Аф¬рики.
Опираясь на его наследие, идеолог негритюда Л. Сснгор (со-временный африканский мыслитель и политический деятель - в 1969-1981 гг. президент Сенегала) развил идею уникальности аф¬риканской культуры. В своих статьях он противопоставляет мен¬талитет, психологию, культуру негров - европейцам. Он утверж¬дает, что разум негра интуитивен, отношение к миру у него эмоци¬ональное, что н определяет все культурные ценности африканского негра - религию, социальные структуры, искусство, язык («гепп- альность его языка», как пишет Сенгор). Идеолог негритюда ут¬верждает, что негритянская культура, являющаяся антиподом куль¬туры белых народов Севера, не только оценивается наравне с ней, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества связано с принятием ценностей негритянс¬кой культуры.
Идеи и ценности негро-африканской культуры нашли отклик в европейском сознании. Французский писатель и философ Ж.-П. Сартр в «Черном Орфее» противопоставляет черного крестьяни¬на белому инженеру, утверждая преимущество первого. Ритмы и мелодии черного континента обновили и эмоционально обогатили и искусство Севера (джаз, начиная с Луи Армстронга; музыка в стиле «калипсо» и «диско»; рэп, возникший на фольклорной ос¬нове; брейк-данс и других). Искусство Юга нашло отражение в творчестве великих художников XX века - Пикассо, Гогена, Ма¬тисса, Дали и других. Глубокое уважение к африканской культу¬ре испытывал выдающийся мыслитель XX века А. Швейцер, по¬святивший свою жизнь помощи народам Африки. Заметное влия¬ние оказали африканцы на развитие мирового спорта.