Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
И в процессе социализации личности находит воплощение со-четание традиции и новации. Оставаясь в рамках традиции в пла¬не своих потребностей и интересов, индивид не разрушает систему культуры. В этом случае совпадают культурные нормы, образцы этнического поведения, типы социальных связей и внутренние ка¬чества личности.
В обществе, где преобладает новация как способ отношепня к социальному опыту, происходили разрушения традиции. Система социальных оценок расходится с мотивацией индивидуальных действий. Человек оказывается перед проблемой выбора. Харак¬тер этого выбора, поступки и действия человека раскрывают со¬держание его внутренней и внешней культуры. В своем выборе, поведении человек ориентируется на свои потребности - природ¬ные (биологические) и социальные. Различные способы удовлет¬ворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры (приготовление и характер пищи, организация жилья и т. п.). Удовлетворяя свои потребности, человек действует в обще¬стве, руководствуясь социальными запретами (табу), социальным контролем, воспроизводя нормы и образцы поведения, то есть фор-мируя мир культуры.
Релаксационная функция. Термин «релаксация» (от лат. ге1аха1ло - ослабление) означает искусство физического и психи-ческого расслабления, разрядки. Существуют формы естественной разрядки - смех, плач, крик, объяснение в любви, исповедь и т. д., которые представляют индивидуальные средства. Снятию кол-лективного напряжения способствуют стилизованные формы: уве-селения, праздники, фестивали, ритуалы, которым свойственен воз-вышенно-эстетический характер, особая интонационная насыщен¬ность. Сходное воздействие производит посещение театров, музеев, созерцание природы и т. и. Не случайно еще Аристотель обосно¬вал очищающее и возвышающее действие трагедии на человека - катарсис (греч. какЬагаз - очищение), что освобождает от оков «суетного быта» и сосредотачивает на вечном.
Существуют и отрицательные формы релаксации: криминаль¬ный экран, алкоголь, наркотики, рулетка, казино и т. п. К специ¬альным средствам разрядки относятся и фильмы ужасов, эроти¬ческая литература и фильмы, боевики, фильмы катастроф, при¬ключенческая литература и фильмы. Они, вовлекая читателей и зрителей в мир, насыщенный эмоциями, необычайными событиями, позволяют мысленно, символически вместе с героями совершать действия, запрещенные культурой или невозможные по каким-либо причинам. Цивилизованное общество стремится вывести из куль¬туры отрицательные формы релаксации.
Своеобразным средством релаксации является игра, удовлет-воряющая символическими средствами различные влечения чело¬века. Игра, создавая особую психологическую установку, вызво¬ляет скрытые внутри бессознательные импульсы, пристрастия, различные мотивы поведения. В то же время она создает возмож¬ность для тренинга, умения находить выход из различных крити¬ческих ситуаций, развивает способность к нетрадиционному мыш¬лению.
Елинство функиий
Различные функции культуры не существуют обособленно. Их единство проявляется в любом культурном явлении, предмете, со-бытии. В этом плане можно рассмотреть миф как единство раз¬личных функций культуры.
Прежде всего миф выполняет адаптивную функцию, помогая создавать вокруг человека культурную среду, делая мир более осмысленным, понятным. Создавая миф, человек осваивал мир (креативная функция), придавал значения и ценности окружаю¬щим предметам (сигнификативная функция). В мифе утвержда¬лись нормы морали, идеологии (нормативная функция). Миф вы¬полнял коммуникативную и интегративпую функции, объединяя людей, способствуя их общению. На примере мифа воспитывали молодежь, транслировали социальный опыт. Через миф осуществ¬лялась передача традиций и т. д.
Миф сформировался в стройную систему, отражавшую миро-восприятие древнего человека, определявшую нормы его морали и поведения.
Единство функций проявляется и в процессах, связанных с возникновением и развитием науки и искусства, при помощи ко¬торых человек адаптируется к сложному и противоречивому миру, осваивает его, анализируя законы микро- и макрокосмоса, и худо¬жественно, образно воспроизводит этот мир, передавая из поколе¬ния в поколение знания, этические и эстетические ценности и нор¬мы. Благодаря этому человек формируется как личность, как субъект культуры, способный интегрировать окружающий мир, определить свою роль в процессах его развития, найти примепе- ние своим способностям и стремлениям, осуществлять важнейшую функцию культуры - коммуникативную, дающую возможность постоянного межкультурного общения, обмена опытом, распрост¬ранения информации.
Таким образом, содержанием культурного процесса является развитие самого человека в качестве общественного субъекта дея-тельности.
Семиотика культуры
Термин «семиотика культуры» содержит понятие о культуре как знаковой системе, а о культурных явлениях - как текстах"4, имеющих информацию и смысл.
Языки культуры многообразны. «По сути своей культура по- лиглотна» (М. С. Каган). Каждый язык культуры имеет свои особенности, он непереводим адекватно ни па один другой язык. «Множество языков нужно культуре именно потому, - утвержда¬ет М. Каган, - что ее информационное содержание многосторонне богато и каждый специфический информационный процесс нуж¬дается в адекватных средствах воплощения»"-1.
Язык каждой культуры уникален, но все они используют одни и те же типы знаков и знаковых систем, образующих семиотичес¬кое поле культуры. В составе этого поля исследователи выделя¬ют пять типов знаков и знаковых систем"":
- естественные,
- функциональные,
- конвенциональные (условные),
- вербальные (естественные языки),
- знаковые системы записи.
Естественные знаки. Под «естественными знаками» понима¬ются вещи и явления природы. Они становятся знаками, когда указывают на другие предметы и явления и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Приметы погоды, располо¬жение светил и другое - это знаки, которые могут дать информа¬цию тем, кто их способен «расшифровать». Естественные знаки
111 «Текст» в культурологии
понимается не только как
"•''Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 270.
'""Описание типологии знаковых систем дается по книгам: Соломо- н ик А. Язык как знаковая система. - М., 1992; Кармин А. Основы культу¬рологии: морфология культуры. - СПб., 1997.
являлись существенным компонентом первобытной культуры: они использовались для ориентировки в природной сфере (следы зве¬рей для охотников, приметы погоды и т. п.). Но это умение утра¬чивается с развитием цивилизации.
Системы естественных знаков используются в науке. Напри¬мер, в медицине большую роль играет знаковая система диагнос¬тики. Она базируется на фактах, накопленных в многовековом лечебном опыте: это признаки и симптомы болезней, систематизи¬руемые медициной. Сохранились воспоминания о том, что вели¬кий русский хирург Пирогов успевал ставить диагноз по есте¬ственным признакам внешнего вида больного, пока тот проходил от двери до стола врача (стол специально ставился в дальний угол кабинета). В рентгенологии: система знаков-признаков, от¬раженная в рентгенограмме, дает возможность сделать вывод о состоянии внутренних органов человека.
В астронавигации: систематическая связь между видимым рас-положением звезд и координатами наблюдателя позволяет опре¬делить направление пути. Подобные примеры можно привести из практики химиков, физиков и т. п.
Функциональные знаки. Предмет или явление становится функциональным знаком, если в процессе человеческой деятель¬ности устанавливается связь между ним и другими предметами или явлениями, на которые он указывает. Например, дым - при¬знак огня (вспомним пословицу: нет дыма без огня). Находки археологов (посуда, предметы быта, оружие и т. д.) - функцио¬нальные знаки, позволяющие восстановить образ жизни людей очень далеких эпох. Даже в наших квартирах, рядом с нами, - множество функциональных знаков, характеризующих профессию, привычки, интересы, даже психологический тип хозяина, его мате¬риальный достаток (наличие аудио- и видеоаппаратуры, компью¬тера, книг - причем по названиям книг можно определить и вкусы, и уровень развития человека, - вещей личного пользования и т. д.).
В отличие от естественных знаков связь функциональных зна¬ков с тем, на что они указывают, обусловлена не законами приро¬ды, а их функциями, ролыо, которую они играют в жизни и дея¬тельности человека. Этим определяется информация, которую не¬сут функциональные знаки. Чтобы ее «прочитать», необходимо иметь определенные знания о роли этих предметов в человечес¬кой деятельности. Замечательные примеры подобной деятельнос¬ти находим в произведениях А. Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Именно на этом таланте основан метод знаменитого сыщика, про¬ницательного наблюдателя, умеющего установить связь между, казалось бы, незначительными фактами и совершенными преступ¬лениями. Об этих же способностях повествуют произведения Чес¬тертона о патере Брауне, Агаты Кристи о миссис Марпл и малень¬ком бельгийце Пуаро. Собственно, на умении разгадывать функ¬циональные знаки основана деятельность следователей, оператив¬ных работников и детективная литература, отражающая их работу.
С функциональными признаками мы сталкиваемся в обыден¬ной жизни на каждом шагу и «расшифровываем» их, основываясь на своем жизненном опыте.
Функциональные знаки имеют первичные значения, связанные с их функциями, но они могут приобретать и вторичные значения, которые приписывают им люди (нередко это основано на суеве¬риях); например, подкова, прибитая над дверью, становится сим¬волом счастья и достатка в доме и т. п.
Функциональные знаки систематизируются следующим образом:
- производственная техника (любой механизм или деталь - знак, несущий информацию о всей технической системе);
- предметы обстановки городского или сельского быта;
- одежда свидетельствует о профессиональной деятельности человека, о его материальном достатке, о его эстетических вкусах;
- «язык тела» - мимика, жесты, позы.
О последнем следует сказать подробнее. Хочу отправить всех, кого интересует эта проблема, к замечательной книге психолога В. II. Никитина «Психология телесного сознания». Одно из по¬ложений его концепции: «...форма тела выступает как функция психической сущности человека, зеркало его душевного и духов¬ного внутреннего мира, состояние тела и телесных функций опре¬деляется уровнем сознания человека, включая телесное созна¬ние»"7. Автор рассматривает влияние социального аспекта на «телесное сознание» человека. «Посредством телесного выраже¬ния своего отношения к реальности, - утверждает В. Никитин, - человек информирует окружение о своих неразрешенных пробле¬мах. (...) Телесные проявления человека не могут рассматривать¬ся впе контекста его культуральных, религиозных и социальных предпочтений»1"*.
Конвенциональные (условные) знаки. Если для предметов, выступающих в роли естественных и функциональных знаков, их знаковая функция является вторичной, то для конвенциональных"11 - основной. Это знаки в полном смысле слова (например, школь¬ный звонок - знак, извещающий о начале урока; красный крест па машине - знак, указывающий па машину «скорой помощи», звезды и полосы на погонах - знаки рода войск и чипа их обладателя п т. д.).
Различают четыре типа конвенциональных знаков.
Сигналы. Это знаки извещения или предупреждения. Как пра¬вило, их собственное значение не связано со значением предмета или явления, на который они указывают. Оно условно, установле¬но традицией. Так, цвета светофора, известные нам с детства, по своей сути никак не соотносятся с правилами уличного движения. Люди условились считать так, а не иначе. Чисто условное значе¬ние имеют дорожные знаки, также регулирующие движение транс¬порта на улицах («кирпич», «зебра» н т. п.). К условным сигна¬лам относится флажковая сигнализация па флоте, радиосигналы, звук сирены, огонь маяка и т. д.
Индексы1-" - обозначения, применяемые для выделения каких- либо предметов или ситуаций. Всем нам знакомы почтовые индек¬сы, введенные для обозначения городов: 01000 - индекс Киева, 95000 - индекс Симферополя и т. д.
Иногда знаки-индексы подбираются таким образом, чтобы сво¬им внешним видом походить на обозначаемый предмет. К знакам- индексам относятся картографические знаки, условные значки в схемах, графиках и т. п.
Образы. Понятие «образ» неоднозначно: оно используется в различных значениях. «Образ» в широком смысле - это чувствен- но-конкретное воспроизведение реальных предметов и явлений. В философии понятие «образ» употребляется для обозначения не только чувственного, но и интеллектуального отражения предмет¬ного мира психикой человека или животного.
Специфическую форму отражения действительности представ¬ляет художественный образ, являющийся в то же время выраже¬нием мыслей и чувств художника, конструированием особого рода материально-духовных предметов, имеющих форму, созданную языком того или иного искусства. Именно превращение формы в язык дает возможность художнику разговаривать с людьми. «По¬этому-то образы искусства должны получать двойную конкретиза¬цию - как художественных п как воплощенных: первый эпитет говорит об особенностях духовного содержания образа в искус¬стве, второй - о материализации этой духовности»1-1 .
Образ рождается в воображении художника и, благодаря воп-лощению в произведении искусства, переносится в воображение читателя, зрителя, слушателя. В творческой деятельности худож¬ника синкретически слиты познание, ценностное осмысление и проектирование вымышленной реальности. В художественном образе - познавательное отражение некой объективной реальнос¬ти, эмоциональное выражение оценки изображаемого художни¬ком и создание нового идеального объекта, преображающего ре¬альность.
Как видим, художественный образ имеет трехмерную структу¬ру, которая становится четырехмерной благодаря диалогической обращенности произведения искусства к зрителю, читателю пли слушателю, которого автор-художник призывает к сотворчеству, к своеобразному диалогу, имеющему своей целью выработку худо-жественной информации.