Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

|М Анализ теории С. Хантингтона  см.: Гуревнч Г1. С. Культурология. - М., 1996. -С. 98. 111; Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. - С. 352 - 356.

'"'Эзотерический (греч. еяо1епкоз - внутренний) -тайный, скрытый, предназначенный  исключительно для посвященных.

|М>11 рофан п ый , профанировать (лат. рго&таШ) -осквернение святы¬ни) -искажение, непочтительное отношение  к тому, что достойно уважения, опошление.

'"Субкультура - конкретная  форма бытия общечеловеческой  культу¬ры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов  пове¬дения, принимаемых тем или  иным сообществом или какой-либо  социальной группой.

ном поколений. По мнению К. Мапгспма, немецкого философа п социолога, ценностные искания неизбежны в силу возрастной адап-тации. Проходит возраст брожений, и культура устремляется в свое основное русло™.

В 1960 году в западной литературе появляется термин «контр-культура», который принадлежит американскому социологу Т. Роззаку. Он попытался в понятии «контркультура» объеди¬нить различные духовные влияния, направленные против господ¬ствующей культуры. Писатель Джек Керуак первый сформули¬ровал новые духовные ориентиры молодежи - «разбитого поколе¬ния» .

В 40-е годы XX века в Калифорнии родилось битппчество, а с ним понятия «повое видение» и «повое сознание». Бптпнчсство оформилось как пдеалогпческая агрессивная группировка, кото¬рая пыталась отыскать в теоретической литературе обоснование своим новым взглядам.

В 1953 т. Лоурепс Ферлппгеттп начинает издавать небольшой журнал «Сити лайте», открывается книжный магазпп, где прода¬ются первые кппгп битников, в том числе роман Дж. Керуака «Па дороге» п поэма Ал. Гппзбсрга «Вопль», где излагается «повое видение». В чем его смысл?

Это был поиск собственных субкультурных ориентации, бунт против общепринятых норм. Возникает поэтизация п эстетизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рассматри¬вали себя как людей, отверженных обществом, стремящихся к по¬иску новых мироощущений. Символическим явилось название романа Дж. Керуака «На дороге». Битппкп оказались на дороге, ведущей в никуда. Они стремились уйти от традиций цивилиза¬ции потребления, от благополучия буржуазного опыта, от ханже¬ства «общей морали». А обратились к буддизму, практике психо¬деликов, рок-музыке.

Черты этого «нового впдеппя» отразились в романе У. Берро- уза «Голый завтрак», где воспроизводятся отрывки полуосознан¬ных, бредовых наркотических видений - галлюцинаций, в кото¬рых перемешаны гротескные черты современного быта, приметы времени. В ткань повествования вплетены справки из истории гомосексуальных традиций, ритуалов, обычаев, оппсаппе фармако¬логических свойств наркотиков п физиологических подробностей их воздействия па человека.

"^Об этом см.: Давыдов  Ю. П., Родияпская П. I). Социологии  контркультуры. Критический апалш. -М., 1980.

После «разбитого поколения» и одновременно с ним в амери-канской действительности появились тинейджеры - подростки от 13 до 19 лег, заявившие о своем праве на собственную субкульту¬ру. В 60-е годы проявились несколько субкультурпых феноме¬нов. Среди них - рокеры, одетые в кожу мотоциклисты, наводя¬щие страх на обывателей. Французский социолог Жозет Алиа отмечает, что сами рокеры считают себя «королями», властителя¬ми других авангардных групп. Английский социолог II. Уиллис подчеркивает, что рокеры оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью». Они культивируют «мужской дух», жестокость, пря¬моту межличностного общения, которое характеризуется извест¬ным примитивизмом, «мужским» стилем поведения. Даже внеш¬ний вид их подчеркнуто агрессивен.

Стиль рокеров - грубый, шумный и уверенный - перекликает¬ся со стилем рок-н-ролла. Их символы - Элвис Пресли и Бадди Холлн. Последующую стилизацию рок-п-ролла опп отвергают.

В 80-е годы сохранился сложный спектр экзотических субкуль-турных феноменов. Среди них - панки. Слово это, известное с XVI века, переводилось как «уличная девка». Оксфордский сло¬варь свидетельствует, что как прилагательное оно может быть пе¬реведено значениями «испорченный», «никчемный», «пе обладаю¬щий никакими свойствами».

Появляются различные панк-группы, например, «Марионетки», исполнители которой облачаются в нацистскую форму.

С 1977 г. возникает новая субкультура, противостоящая пан¬кам, - теды, объявившие себя охранителями социального порядка. Продолжается развитие рок-культуры в целом. Рок-группа де-монстрирует специфическую систему ценностей, пользуясь для этого языком-сленгом, демонстрируя стиль и манеры поведения, образец внешнего вида, противопоставленные общепринятым пор- мам

Специфической молодежной субкультурой является баба. Ее представители своим внешним видом стремятся символизировать Христа. В то же время они ориентированы на восточную культу¬ру: облачаются в индийские одежды, украшают волосы цветами и т. п. Баба - наследники хиппи. Их образ жизни - прослушивание специфической музыки в состоянии наркотического дурмана. Баба не агрессивны, они проповедуют христианское смирение. Их иде¬ал - Индия, там, считают баба, можно создать соответствующие общины. Их бог - тоже Христос («Христос - суперзвезда»), но с восточным оттенком.

1,19См.: Гуревич П. С. Культурология. - М., 1994. - С. 162-165.

Как видим, контркультура - это идейное течение и обществен¬ное движение «мятежных» социальных групп молодежи и студен¬чества. Идеология контркультуры носит преимущественно поли¬тически заостренный характер, направленный против «массового общества», «потребительского общества» и т. п. Отчетливо выра¬жена в контркультуре антисциентистская190 направленность, свя¬занная с неприятием обожествления, фетишизации науки и техни¬ки, распространения антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. Особое внимание уделяется природе как источ¬нику естественности и чистоты, как системе альтернативных цен¬ностей контркультуры. Близость к природе рассматривается как противостояние «индустриальной пустыне», современному образу жизни.

Формирование коитркультуры связывается со становлением новой чувственности, высвобождением подсознательных спл и влечений, религиозным обновлением. Таким образом, контркуль¬тура проявляет себя в виде механизма культурных новаций и, сле¬довательно, обладает огромным потенциалом обновления. Одной из отличительных особенностей контркультуры является мифоло¬гизация культуры Востока, которая якобы призвана сменить ис¬черпавшую себя западную культуру.

Соотношение между культурой и контркультурой

Культура Контркультура

1. Государственная структура; правовые учреждения; экономическая  система 1. Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм.

2. Политические и идеоло¬гические  доктрины 2. Отказ от политики и идеоло¬гии. Деполитизация и деидеологи- зация.

3. Система образования  и воспитания. 3. Отказ от старой системы об¬разования, отрицание всякой си¬стемы в образовании и воспитании.

4. Искусство. 4. Нетрадиционное искусство: поп-рок; панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т. д.).

5. Религия. 5. Нетрадиционные формы ре¬лигии: мистика, восточные культы и Т. д.

''"Антисциентнстская ( лат. ан(л - против +5аеп(ла - знание, наука)

— 127 —

 

По словам профессора Калифорнийского университета Б. Бергера, в 60-е годы на Западе возникла новая культура, кото¬рая, вобрав в себя древние традиции, сумела в себе раскрыть по¬тенциал альтернативной культуры («Выживание коптркультуры»).

В. Бергер полагает, что молодежные субкультуры «вплели» в ткапь традиционной урбанистической культуры чуждые ей разно¬цветные нити, что привело к преображению культуры.

По мнению исследователей, процесс создания повой культуры будет продолжаться, залог тому - сегодняшний плюрализм духов¬ных и ценностных ориентации.

Коитркультура представляет собой совокупность субкультур, поисков нового ценностного языка современной культуры.

Культура и личность

Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти - человек и культура - неразрывно взаимосвязаны. Как человек творпт культуру, так п культура фор-мирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развива¬ет его собственную сущность. Поэтому проблема «человек и куль¬тура» приобретает особую значимость.

По определению С. Л. Рубинштейна, личность - «это конкрет¬ный, исторический, живой ппдпвпд, включенный в реальные отно¬шения к реальному миру. Существенными, определяющими, веду¬щими для человека в целом являются не биологические, а обще¬ственные закономерности его развития»1'" .

Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:

- своеобразный продукт культуры;

- потребитель культуры;

- производитель культуры;

- транслятор культуры.

Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культу¬ры и человека.

''"Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. - СПб., 2000. - С.

Человек как пролукт культуры

Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становле¬ния своего сознания и самосознания.

Эволюция культуры личности

 

 

Человек как продукт культуры является сознательным обще-ственным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личнос¬ти происходит в процессе инкультурации14- н социализации Существенным звеном в этом процессе является овладение чело-

|Ч-Инкультурацня - процесс, в  ходе которого индивид осваивает  тради¬ционные способы мышления  н действий, характерные для культуры, к кото¬рой он принадлежит.

|Ч;,Соци а л и за  ц и я - приобщение человека  к принятой в данной культу¬ре  и обществе системе ценностей  и норм.

•> Культурология   129  

веком речыо, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение куль-турных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искус¬ству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм)'1'1.

Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отра¬жаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, пере¬страивает сознание.

Культура определяет п гак называемые «экзистенциальные» (лат. ех1х1еп1ла - существование), смысложпзпеппые пспиостп: отношение к жпзпп и смерти, ответственность решения п выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - нее, что выражает само существо человеческого положе¬ния в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.

Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы н идеалы, у пего складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.

Именно система ценностей регулирует человеческие стремле¬ния н поступки, определяет те принципы, которыми руководству¬ется человек в своей жпзпп и деятельности, опираясь па которые он следует тем пли иным «образцам» действий, моделям поведе¬ния, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, по и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостнос¬ти общества и культуры.

Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:

- доморальпый, характеризующийся преимущественно «внешни-ми» по отношению к человеку нормативами и регуляторами;

- этап условного морального сознания, когда нормы п ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;

- этап автономного морального сознания, определяющийся от-носительной свободой индивида от внешних норм.

Благодаря социализации происходит адаптация человека к со-циокультурной среде, обеспечивается вхождение ппдпвпдов в со-

141 См.: 1< равченко Л. И. Культурология. - М.. 2000. - С. 99.

- 130 — 

циокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания люден.

Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в про¬цессе обучения, деятельности, получения информации из окружа¬ющего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жпзпепиую позицию, что дает право выбора, возможность активно и созна¬тельно участвовать в культурном обмене и созидании.

С

о

ц

и

А Л

и

3 А

Ц

И Я

Социализация личности

Первичная - происходит в :имстве. к семье - первичной социальном группе. Этот «социальный старг» - наиболее важный этап жизненного марафона.

Вторичная - последующий процесс, который вводи] социализированного индивида в новые секторы общества (школ), армию, профессию) - во вторичные группы. Структура вторичной оргашиаиин сходна со структурой первичной.

Подготовительная - человек принимает ценности, стиль жизни I руппы, к которой оп хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа к другому.

Повгор11аи_(рссо1|на.111зацня) - возможна у сформировавшихся, взрослых людей. Происходит в случае

значительных жизненных изменений (социальной мобильности). Характеризуется двояко: I) усвоением новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших: 2) отступлением от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей.

Представим этот процесс в виде схемы.

Огромную роль в процессе формирования человека как про¬дукта культуры играет искусство.

По словам Гегеля, «искусство действительно стало первым учи-телем I гародов »11,1.

Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но пе только в этом заключена великая роль

''"Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. - Т 1. - С. 92. 

искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он об-ладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое до-ставляет. Суггестивность (суггестия - от лат. з觧е51ло - внуше¬ние) образов искусства, их эвристический146 потенциал, привлека¬тельность, коммуникативность - все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, спо¬собствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.

Информация о работе Культурология как наука