Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
|М Анализ теории С. Хантингтона см.: Гуревнч Г1. С. Культурология. - М., 1996. -С. 98. 111; Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. - С. 352 - 356.
'"'Эзотерический (греч. еяо1епкоз - внутренний) -тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.
|М>11 рофан п ый , профанировать (лат. рго&таШ) -осквернение святы¬ни) -искажение, непочтительное отношение к тому, что достойно уважения, опошление.
'"Субкультура - конкретная
форма бытия общечеловеческой
культу¬ры, совокупность символов,
идей, убеждений, ценностей, норм, образцов
пове¬дения, принимаемых тем или
иным сообществом или какой-
ном поколений. По мнению К. Мапгспма, немецкого философа п социолога, ценностные искания неизбежны в силу возрастной адап-тации. Проходит возраст брожений, и культура устремляется в свое основное русло™.
В 1960 году в западной литературе появляется термин «контр-культура», который принадлежит американскому социологу Т. Роззаку. Он попытался в понятии «контркультура» объеди¬нить различные духовные влияния, направленные против господ¬ствующей культуры. Писатель Джек Керуак первый сформули¬ровал новые духовные ориентиры молодежи - «разбитого поколе¬ния» .
В 40-е годы XX века в Калифорнии родилось битппчество, а с ним понятия «повое видение» и «повое сознание». Бптпнчсство оформилось как пдеалогпческая агрессивная группировка, кото¬рая пыталась отыскать в теоретической литературе обоснование своим новым взглядам.
В 1953 т. Лоурепс Ферлппгеттп начинает издавать небольшой журнал «Сити лайте», открывается книжный магазпп, где прода¬ются первые кппгп битников, в том числе роман Дж. Керуака «Па дороге» п поэма Ал. Гппзбсрга «Вопль», где излагается «повое видение». В чем его смысл?
Это был поиск собственных субкультурных ориентации, бунт против общепринятых норм. Возникает поэтизация п эстетизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рассматри¬вали себя как людей, отверженных обществом, стремящихся к по¬иску новых мироощущений. Символическим явилось название романа Дж. Керуака «На дороге». Битппкп оказались на дороге, ведущей в никуда. Они стремились уйти от традиций цивилиза¬ции потребления, от благополучия буржуазного опыта, от ханже¬ства «общей морали». А обратились к буддизму, практике психо¬деликов, рок-музыке.
Черты этого «нового впдеппя» отразились в романе У. Берро- уза «Голый завтрак», где воспроизводятся отрывки полуосознан¬ных, бредовых наркотических видений - галлюцинаций, в кото¬рых перемешаны гротескные черты современного быта, приметы времени. В ткань повествования вплетены справки из истории гомосексуальных традиций, ритуалов, обычаев, оппсаппе фармако¬логических свойств наркотиков п физиологических подробностей их воздействия па человека.
"^Об этом см.: Давыдов Ю. П., Родияпская П. I). Социологии контркультуры. Критический апалш. -М., 1980.
После «разбитого поколения» и одновременно с ним в амери-канской действительности появились тинейджеры - подростки от 13 до 19 лег, заявившие о своем праве на собственную субкульту¬ру. В 60-е годы проявились несколько субкультурпых феноме¬нов. Среди них - рокеры, одетые в кожу мотоциклисты, наводя¬щие страх на обывателей. Французский социолог Жозет Алиа отмечает, что сами рокеры считают себя «королями», властителя¬ми других авангардных групп. Английский социолог II. Уиллис подчеркивает, что рокеры оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью». Они культивируют «мужской дух», жестокость, пря¬моту межличностного общения, которое характеризуется извест¬ным примитивизмом, «мужским» стилем поведения. Даже внеш¬ний вид их подчеркнуто агрессивен.
Стиль рокеров - грубый, шумный и уверенный - перекликает¬ся со стилем рок-н-ролла. Их символы - Элвис Пресли и Бадди Холлн. Последующую стилизацию рок-п-ролла опп отвергают.
В 80-е годы сохранился сложный спектр экзотических субкуль-турных феноменов. Среди них - панки. Слово это, известное с XVI века, переводилось как «уличная девка». Оксфордский сло¬варь свидетельствует, что как прилагательное оно может быть пе¬реведено значениями «испорченный», «никчемный», «пе обладаю¬щий никакими свойствами».
Появляются различные панк-группы, например, «Марионетки», исполнители которой облачаются в нацистскую форму.
С 1977 г. возникает новая субкультура, противостоящая пан¬кам, - теды, объявившие себя охранителями социального порядка. Продолжается развитие рок-культуры в целом. Рок-группа де-монстрирует специфическую систему ценностей, пользуясь для этого языком-сленгом, демонстрируя стиль и манеры поведения, образец внешнего вида, противопоставленные общепринятым пор- мам
Специфической молодежной субкультурой является баба. Ее представители своим внешним видом стремятся символизировать Христа. В то же время они ориентированы на восточную культу¬ру: облачаются в индийские одежды, украшают волосы цветами и т. п. Баба - наследники хиппи. Их образ жизни - прослушивание специфической музыки в состоянии наркотического дурмана. Баба не агрессивны, они проповедуют христианское смирение. Их иде¬ал - Индия, там, считают баба, можно создать соответствующие общины. Их бог - тоже Христос («Христос - суперзвезда»), но с восточным оттенком.
1,19См.: Гуревич П. С. Культурология. - М., 1994. - С. 162-165.
Как видим, контркультура - это идейное течение и обществен¬ное движение «мятежных» социальных групп молодежи и студен¬чества. Идеология контркультуры носит преимущественно поли¬тически заостренный характер, направленный против «массового общества», «потребительского общества» и т. п. Отчетливо выра¬жена в контркультуре антисциентистская190 направленность, свя¬занная с неприятием обожествления, фетишизации науки и техни¬ки, распространения антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. Особое внимание уделяется природе как источ¬нику естественности и чистоты, как системе альтернативных цен¬ностей контркультуры. Близость к природе рассматривается как противостояние «индустриальной пустыне», современному образу жизни.
Формирование коитркультуры связывается со становлением новой чувственности, высвобождением подсознательных спл и влечений, религиозным обновлением. Таким образом, контркуль¬тура проявляет себя в виде механизма культурных новаций и, сле¬довательно, обладает огромным потенциалом обновления. Одной из отличительных особенностей контркультуры является мифоло¬гизация культуры Востока, которая якобы призвана сменить ис¬черпавшую себя западную культуру.
Соотношение между культурой и контркультурой
Культура Контркультура
1. Государственная структура; правовые учреждения; экономическая система 1. Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм.
2. Политические и идеоло¬
3. Система образования и воспитания. 3. Отказ от старой системы об¬разования, отрицание всякой си¬стемы в образовании и воспитании.
4. Искусство. 4. Нетрадиционное искусство: поп-рок; панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т. д.).
5. Религия. 5. Нетрадиционные формы ре¬лигии: мистика, восточные культы и Т. д.
''"Антисциентнстская ( лат. ан(л - против +5аеп(ла - знание, наука)
— 127 —
По словам профессора Калифорнийского университета Б. Бергера, в 60-е годы на Западе возникла новая культура, кото¬рая, вобрав в себя древние традиции, сумела в себе раскрыть по¬тенциал альтернативной культуры («Выживание коптркультуры»).
В. Бергер полагает, что молодежные субкультуры «вплели» в ткапь традиционной урбанистической культуры чуждые ей разно¬цветные нити, что привело к преображению культуры.
По мнению исследователей, процесс создания повой культуры будет продолжаться, залог тому - сегодняшний плюрализм духов¬ных и ценностных ориентации.
Коитркультура представляет собой совокупность субкультур, поисков нового ценностного языка современной культуры.
Культура и личность
Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти - человек и культура - неразрывно взаимосвязаны. Как человек творпт культуру, так п культура фор-мирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развива¬ет его собственную сущность. Поэтому проблема «человек и куль¬тура» приобретает особую значимость.
По определению С. Л. Рубинштейна, личность - «это конкрет¬ный, исторический, живой ппдпвпд, включенный в реальные отно¬шения к реальному миру. Существенными, определяющими, веду¬щими для человека в целом являются не биологические, а обще¬ственные закономерности его развития»1'" .
Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:
- своеобразный продукт культуры;
- потребитель культуры;
- производитель культуры;
- транслятор культуры.
Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культу¬ры и человека.
''"Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - С.
Человек как пролукт культуры
Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становле¬ния своего сознания и самосознания.
Эволюция культуры личности
Человек как продукт культуры является сознательным обще-ственным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личнос¬ти происходит в процессе инкультурации14- н социализации Существенным звеном в этом процессе является овладение чело-
|Ч-Инкультурацня - процесс, в
ходе которого индивид
|Ч;,Соци а л и за ц и я - приобщение человека к принятой в данной культу¬ре и обществе системе ценностей и норм.
•> Культурология 129
веком речыо, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение куль-турных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искус¬ству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм)'1'1.
Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отра¬жаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, пере¬страивает сознание.
Культура определяет п гак называемые «экзистенциальные» (лат. ех1х1еп1ла - существование), смысложпзпеппые пспиостп: отношение к жпзпп и смерти, ответственность решения п выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - нее, что выражает само существо человеческого положе¬ния в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.
Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы н идеалы, у пего складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.
Именно система ценностей регулирует человеческие стремле¬ния н поступки, определяет те принципы, которыми руководству¬ется человек в своей жпзпп и деятельности, опираясь па которые он следует тем пли иным «образцам» действий, моделям поведе¬ния, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, по и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостнос¬ти общества и культуры.
Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:
- доморальпый, характеризующийся преимущественно «внешни-ми» по отношению к человеку нормативами и регуляторами;
- этап условного морального сознания, когда нормы п ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;
- этап автономного морального сознания, определяющийся от-носительной свободой индивида от внешних норм.
Благодаря социализации происходит адаптация человека к со-циокультурной среде, обеспечивается вхождение ппдпвпдов в со-
141 См.: 1< равченко Л. И. Культурология. - М.. 2000. - С. 99.
- 130 —
циокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания люден.
Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в про¬цессе обучения, деятельности, получения информации из окружа¬ющего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жпзпепиую позицию, что дает право выбора, возможность активно и созна¬тельно участвовать в культурном обмене и созидании.
С
о
ц
и
А Л
и
3 А
Ц
И Я
Социализация личности
Первичная - происходит в :имстве. к семье - первичной социальном группе. Этот «социальный старг» - наиболее важный этап жизненного марафона.
Вторичная - последующий процесс, который вводи] социализированного индивида в новые секторы общества (школ), армию, профессию) - во вторичные группы. Структура вторичной оргашиаиин сходна со структурой первичной.
Подготовительная - человек принимает ценности, стиль жизни I руппы, к которой оп хотел бы принадлежать. Это облегчает переход от одного этапа к другому.
Повгор11аи_(рссо1|на.111зацня) - возможна у сформировавшихся, взрослых людей. Происходит в случае
значительных жизненных изменений (социальной мобильности). Характеризуется двояко: I) усвоением новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших: 2) отступлением от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей.
Представим этот процесс в виде схемы.
Огромную роль в процессе формирования человека как про¬дукта культуры играет искусство.
По словам Гегеля, «искусство действительно стало первым учи-телем I гародов »11,1.
Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но пе только в этом заключена великая роль
''"Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. - Т 1. - С. 92.
искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он об-ладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое до-ставляет. Суггестивность (суггестия - от лат. з觧е51ло - внуше¬ние) образов искусства, их эвристический146 потенциал, привлека¬тельность, коммуникативность - все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, спо¬собствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.