Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богат¬ство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных «ролей». Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.

Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие лично¬сти. «Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом»147.

Процесс формирования человека не закапчивается с достиже¬нием возрастной зрелости: он продолжается на протяжении всей жизни. В итоге формируются те компоненты, синтез которых обус¬ловливает сущность и содержание личности:

- культурный идеал, который складывается из ценностей и их систем;

- социальные «роли», которые играет личность в различных коллективах;

- субъективное и объективное «я», т. е. комплекс представле¬ний человека о самом себе, обусловленных самооценкой и мнени¬ем других людей о нем.

Человек как потребитель культуры

Процессы эволюции культуры и развития человека неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены. В ходе формирования лич¬ности происходит ее приобщение к культуре, что требует от чело-

,%Эврика (греч. Ьеигёка - «я  нашел») - слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-то  сложной задачи, появлении удачной  мысли, идеи ч т. и.

'■"Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. - СПб., 2000. - С. 610.

века целенаправленных усилий, активности, избирательности его действий, а это ведет к формированию индивидуальной культуры. В своей социальной практике, во взаимодействии с другими людь¬ми человек «потребляет», использует нормы и правила данного социума, культурные навыки, язык и символы коммуникации, на¬копленные знания, достижения искусства и т. д.

Таким образом, культура влияет па развитие внутреннего мира человека, обусловливает глубину его постижения окружающей действительности, широту кругозора, духовность личности. Уже при рождении человек погружен в мир культуры.

Формируясь, оперативно реагируя на социальные требования, сознавая их моральный, этический и эстетический смысл, человек учится принимать решения, делать свой нравственный выбор. В этом процессе он опирается на определенную культурную тради¬цию, которую он соотносит со своими потребностями (природны¬ми и социальными). Важно отметить, что и природные потребно¬сти человека определяются культурой. Удовлетворяя свои потреб¬ности, человек руководствуется социальными «табу» (запретами), социальным контролем, т. е. «потребляет» принятые в обществе нормы и правила.

Особое значение в этом процессе имеет установившаяся в об¬ществе система ценностей. Выбирая возможный способ удовлет¬ворения своих потребностей, человек отдает предпочтение тому, который в принятой системе ценностей стоит особенно высоко. Именно ценности являются регуляторами человеческих стремле¬нии и поступков, определяют способы и средства удовлетворения потребностей. Это относится и к тем ценностям, которые всеми признаны, но к которым не все стремятся, и к тем, к которым стре¬мятся, но они не всеми признаются. (Ранее уже шла речь о моло¬дежной субкультуре.)

Живя в обществе, человек усваивает, «потребляет» «образцы» поведения, опираясь па систему ценностей. Это создает опреде¬ленную устойчивость жизни, регулирует, упорядочивает ее движе¬ние. Нарушение этих норм, отступление от установленных моде¬лей™, нежелание «потреблять» культурные навыки (в широком смысле этого понятия) ведет к срывам, правонарушениям, нередко к конфликтам личности и общества.

Но активное «потребление», овладение нормами культуры мо¬жет привести к иным противоречиям: дезадаптации личности к

''"Модель - символическое  представление желаемого положения  пе¬щей, желаемая схема, связанная  с ценностями.

- т - быстро изменившейся  культурной среде. Человек продолжает  следовать старым, прочно освоенным  им стереотипам, а это ведет  к тому, что ои не может найти  своего места в новых условиях. Именно это явление наблюдается  в паше время в постсоветском  обществе: люди, сформировавшиеся в  советскую эпоху, зачастую не  могут адаптироваться к кардинально  изменившимся условиям, ибо твер¬до, органически усвоенные ими нормы  пе могут быть реализованы  в период модернизации.

Усваивая, «потребляя» культурные ценности и нормы, человек формируется как культурно-историческая личность. Культуро¬логия определяет формальные критерии индивидуального уров¬ня культурного развития:

- степень, широта, качество образованности;

- объем, богатство социокультурного опыта и эффективность выбранных способов его реализации;

- качество, глубина овладения индивидом нормами, ценностя¬ми, идеалами .

Так формируется нормативно-ценностная модель личности, в которой сосредоточиваются знаковые для данного общества черты и качества.

Выделяются несколько типов «культурности» личности:

- тип «низкой культуры», характеризующийся случайными, хаотичными контактами человека с культурными ценностями и нормами, не имеющими существенного значения в его жизни;

- тип потребительского отношения к культуре, когда «потреб-ление» культурных ценностей понимается в буквальном смысле: отождествляется с комфортом, развлечением, наслаждением;

- «смешанный тип», связанный с неразборчивым отношением к культурным ценностям;

- «высокомерный тип», определяющийся приоритетом духов¬ных ценностей, четким знанием критериев, норм, ценностей и иде¬алов, объективностью и взвешенностью оценок, активностью п из-бирательностью в выборе культурных феноменов и идеалов.

Человек как произволитель культуры

Человек - творец культуры. Культура и творчество - понятия неотделимые.

Творчество - это деятельность, нечто качественно новое, пепов- торимое, отличающееся оригинальностью и уникальностью. Твор-ческая деятельность специфична для человека; она направлена на познание и преобразование действительности, на развитие куль¬туры.

Человек как «производитель» культуры творчески порождает новые культурные формы. Акт творчества может состояться в определенных социальных условиях. Научное и художественное творчество обусловлено не только талантом и гением его создате¬лей, по и культурной обстановкой того или иного периода разви¬тия общества. И в этом плане можно проследить интересные про¬цессы. Для плодотворного творчества необходима свобода мне¬ний, творческих дискуссий, возможность получения информации и т. п. Но и отсутствие этих условий нередко порождает высокий уровень рефлексии, что ведет к появлению великих произведений научного и художественного творчества.

Н. И. Кибальчич  на стене тюремной камеры перед безвре¬менной трагической гибелью начертал контуры реактивного аппа¬рата.

Т. Г. Шевченко, ссыльный солдат, лишенный права писать и рисовать, создал в это страшное десятилетие замечательные по-этические и графические произведения. II. Г. Чернышевский на¬писал роман «Что делать?» в Петропавловской крепости. В усло¬виях жесточайших гонений А. И. Солженицын создал поражаю¬щие обнаженной правдой художественные и документальные произведения: «Архипелаг Гулаг», «Красное колесо», «В круге первом» и др. Примеров можно привести бесконечное множество.

Именно с творческой способностью человека связан культуро- генез, представляющий собой порождение новых культурных форм и их внедрение в существующие культурные системы, создание новых культурных систем. Так происходит постоянное самооб¬новление культуры. Существенную роль в процессе культуроге- неза играет творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах деятельности человека.

Феномен творчества исследуется как в философском плане (собственно природа творчества, его сущностная характеристика), так и в психологическом (анализ механизма творческого процес¬са). В многочисленных трудах рассматриваются стимуляторы твор¬чества, различные факторы, обусловливающие творческую деятель¬ность человека. Но сам феномен творческого прозрения, эвристи¬ческого озарения, поэтического вдохновения остается загадкой.

Отмечаются различные мотивации творчества:

- социальный заказ, основанный не только на внешних предпо-сылках, но и на «внутреннем социальном конфликте»  , стимули-рующем выработку новых социальных теорий, новых способов социального устройства и взаимодействия между людьми;

- интуитивное прозрение специалиста (ученого, художника и т. и.), увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития науч¬ной теории, технической задачи, художественного образа и т. п.

Как происходит это прозрение? Современный культуролог Л. Я. Флиер делает вывод: «за этим стоит... перманентная не-удовлетворенность личности той схемой упорядочения представ¬лений о бытии, которое доминирует в обществе, одной из форм преодоления которой становится формирование собственной (не согласованной с социумом) альтернативной модели подобной упо¬рядоченности, построенной на иных основаниях и опредмечивае¬мой в конкретном произведении (художественном, интеллектуаль¬ном, техническом)»-02.

Стимулятором творческого вдохновения могут быть професси-ональные, личностные амбиции, различные комплексы п другое. Несомненно одно: творчество является высоко эмоциональным актом, аккумулирующим и дающим «разрядку» человеческим эмо¬циям .

В историю вошел эпизод, связанный с творчеством Архимеда: при открытии им основного закона гидростатики, названного впо¬следствии его именем, он воскликнул: «Эврика!» - выражая ра¬дость и счастье исследователя, удовлетворенного своим открыти¬ем. Известно, что А. С. Пушкин, закончив в Михайловском, где он был заключен в «северной» ссылке, трагедию «Борис Годунов», воскликнул с ликованием: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». В этом восклицании - не только гордость и удовлетворение создате¬ля первой русской реалистической трагедии, по и непередаваемое на языке логики чувство победы: его сослали, изолировали от мира, но он это превозмог, в акте творения сумел подняться па недосяга¬емую высоту, создав бессмертное произведение.

В стихотворении «Элегия», размышляя о своей жизни, Пушкин писал о том счастье, что давало ему творчество: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...

Такова особенность художественного творчества: его способ¬ность быть источником глубоких и ярких переживаний.

Человек как транслятор культуры

Культура, в отличие от биологической природы человека, пе передается генетически. Социокультурная информация, знания, умения, поведенческие модели, интеллектуальные стереотипы, цен-ностные установки и другое не наследуются биологически, а пере-даются из поколения в поколение и усваиваются в процессе обу¬чения и жизненной практики, т. с. происходит «трансляция» куль¬туры, и осуществляет ее человек.

Что же является предметом «трансляции»? Прежде всего транс-лируется социальный опыт данного общества: знания, представле¬ния о мире, верования, методы добывания новых знаний, матери¬альная инфраструктура и технологии ее развития, традиции и вза-имоотношения между ними, методы воспитания и обучения детей, система оценочно-интерпретативиых суждений и т. п. И при всей разветвленное™ системы СМИ, насыщенности общества теле-, ви¬део-, аудио-, интернет- и иной продукцией основная роль в процес¬се «трансляции» культуры принадлежит человеку, и направлен этот процесс на отдельную личность, на формирование каждого носителя культуры.

Одно из наиболее значимых средств трансляции культуры - образование.

Функции образования как социокультурного института

 

 

Основные социокультурные функции образования связаны с процессом социализации и инкультурации личности посредством трансляции социального опыта человечества, норм и правил соци-альной и культурной адекватности обществу, обучения специали-зированным знаниям, умениям и навыкам в рамках осваиваемой личностью социально-функциональной роли (специальности) в обществе. Именно процессы инкультурации личности ведут к со-циальному воспроизводству общества как культурной системной целостности, а процессы социализации направлены на подготовку человека к осуществлению необходимых видов деятельности, по-знания, технологий и т. д.

Образование традиционно делится на общее и специализиро¬ванное (профессиональное). Основные задачи, решаемые общим образованием:

- просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих науч¬ных знаний о природе, человеке, обществе;

- формирование взглядов па мир, сущность природы, человека и общества, т. е. мировоззренческих установок;

- развитие творческих способностей учащихся;

- социализация учащихся, ознакомление с социально-функци-ональными ролями человека, способами участия в общественной практике;

- инкультурация учащихся, усвоение ими ценностно-смысло- вых и нормативно-регулятивных установок культуры данного об¬щества. В общем образовании тесно переплетаются задачи обуче¬ния и воспитания.

Профессиональное образование преследует, в основном, анало-гичные цели, но решает их на более высоком интеллектуальном уровне применительно к особенностям определенной специально¬сти. Обучение здесь осуществляется в специализированных обла¬стях социальной практики, осуществляют его квалифицирован¬ные представители узкопрофилированных профессий. При этом обучающийся должен усвоить не только фундаментальные и при-кладные знания и умения по предмету, но и принципы професси-ональной культуры, традиции и т. д., что даст возможность интег-рироваться в производство и в профессионально-культурную общ-ность производителей.

Так осуществляется культурная трансмиссия (от лат. (л-апзппззю - пересылка, передача), благодаря чему культура пе¬редается от поколения к поколению через обучение. Именно этот процесс обусловливает преемственность культуры, ее трансля¬цию, ее непрерывность во времени.

Литература

Литература

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. Бердяев II. А. Судьба человека в современном мире. Статьи. Письма.

// Новый мир. - 1999. - № 1. Бердяев II. А. Смысл истории. - М., 1990. Бердяев  Н. А. Философия свободного духа. - М., 1994. Бердяев II. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.,1989. Васильев  Л. С. История религий Востока. - М., 1983. Вернадский В. II. Научная мысль  как планетное явление. - М., 1991. Гегель  Г. В. Ф. Философия истории. Соч. - М.-Л., 1935. - Т. 8. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. - М., 1968. Гегель Г. В. Ф. Философия  права. - М., 1990. Генон Р. Кризис современного  мира. - М., 1991. Гердер И. Г. Идеи к  философии истории человечества. - М., 1977. Гумилев Л. II. Этногенез и  биосфера Земли. - Л., 1989. Гуревич II. С. Культурология: учебное пособие. - М., 1996. Гуревич 11. С. Философия культуры. - М.,1995. Данилевский II. Я. Россия и  Европа. - М., 1991. Давыдов Ю Н. Роднянская  И. Б. Социология культуры. Критичес¬кий  анализ. - М., 1980. Дюби Жорж. Европа  в средние века. - Смоленск, 1994. Егоров  Б. С. Социальная культурология. - Т. 1, 2. - М., 1994. Емельянов Ю. II. Введение  в культурную антропологию. - СПб., 1992. Иванов Вяч. Дионис н праднописнйство. - СПб., 1994. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. Кант И. Соч. в 6 т. М., - 1966. - Т. 5, 6.

Информация о работе Культурология как наука