Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.

Файлы: 1 файл

Культурология как наука.docx

— 214.95 Кб (Скачать файл)

г'°См.: Культурология / Под ред. Г. В. Драча. - С. 132.

Несмотря па различные интерпретации сущности и роли вос¬точных цивилизаций, можно считать установившимся положение: <<в современном мире мы видим, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях, - таковы цивили¬зации Востока; с другой стороны - откровенно антитрадицпоппую цивилизацию современного Запада» (Гепон)1'1 .

Л. С. Васильев в работе «История религий Востока»"2 выде¬ляет три структуры из всего многообразия восточных цивилиза¬ций: китайскую, индо-буддийскую и арабо-исламскую. Сходной позиции придерживается Р. Геноп. Свое отношение к данной клас¬сификации даст Л. И. Седов11'.

3. Запад. В отличие от  восточных культур европейская (за¬падная) имеет своеобразную последовательность  эпох развития цивилизации, которая  зародилась в бассейне Эгейского  моря па основе крито-микспской  культуры:

- классическая эллинская культура;

- эллинистически-римская ступень;

- ромапо-гермапская культура европейского средневековья;

- новоевропейская культура.

У Гегеля п Тойнби две первые и две последние ступени объе¬динены в самостоятельные цпвнлнзацнонио-историческне формы: античный и западный миры.

Для Маркса европейские античность и средневековье состав¬ляют вместе с обществами Востока единую докапиталистичес¬кую ступень исторического развития, за которой следует универ¬сально-капиталистическая эпоха Нового времени.

В центре европейской (западной) цивилпзациошюп традиции находится человек. По определению М. К Петрова, это «человек - общество, человек - государство, человек - мировоззрение, дей-ствительно целостная личность, свободная п самостоятельная в мыслях, словах и поступках, Одиссей»1" . Знаменательно, что на-чинают и завершают пути, пройденные европейской духовной куль-турой, «Одиссея» Гомера и «Улисс» Джойса; «вместе с Одиссея¬ми в европейскую культуру вошли и закрепились в пей рынок и демократия, гражданское общество н свободное личностное миро¬воззрение» |М.

'''Геноп Р. Кризис современного  мира. - М., 1991.

'"Васильев Л. С. История  религий Востока. - М., 1983. - С. 360-361.

'''См.: Культурология / Под  ред. Г. В. Драча. - С. 133.

'''Культурология / Под ред. Г. В. Драча. - С. 134.

"^Там же.

Определяющими моментами в развитии духовио-мировоззреи- чеекой сферы явилась философия и наука как специфическая форма познавательной деятельности. В связи с этим нередко вы¬деляют два крупных периода в движении европейской культуры:

- от середины I тысячелетия до н. э. до XVII века;

- период XVII века, для обозначения которого используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации.

Первый период, как правило, делят на следующие эпохи: ан¬тичную (греческую и римскую), культуру эпохи средневековья и культуру эпохи Возрождения.

В рамках второго периода выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культуру конца XVIII - начала XIX века. Это период буржуазных и национальных рево¬люций в Западной Европе и Африке, время утверждения капита¬лизма.

Вторая половина XIX века -XX век - эпоха техногенной ци-вилизации. Происходит все более широкий охват ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. Со-временная западная культура оценивается то в русле «Заката Ев¬ропы» (Шпенглер), то в оптимистическом и явно европейском духе.

Национальные культуры

Народ, этнос, нация. Что объединяет людей в народ? Что

определяет принадлежность людей к тому или иному пароду, что сплачивает народ?

Объединяющей и цементирующей силой является его история, которая сохраняется в социальной памяти, в культуре. Истори¬ческий подход обусловливает необходимость раскрыть понятие «народ» в двух контекстах:

- народ как этническая (этиогенетическая) общность;

- народ как этносоциальная общность.

Этнос'16 - социальная группа, членов которой объединяет эт-ническое1'7 самосознание, которое формируется па основе его пред-ставлений о своем происхождении, о генетической|>8 связи с дру¬гими представителями этой группы. Теория этногенеза, разрабо-

ГЛЭтнос (греч. еЫтоз) - народ.

'"Этнический (греч. еШшкоз - племенной, народный) - связанный с  принадлежностью к какому-либо  народу, относящийся к нему.

""Генетический (греч. §епо5 - происхождение) - относящийся к  гене¬зису, изучающий происхождение, развитие чего-либо.

тайная Л. Н. Гумилевым1'9, воссоздает картину формирования этноса в ходе исторического развития, создания этнических групп, стабилизации этноса и его дальнейшей судьбы.

Можно выделить следующие этиообразующие факторы (по А. И. Кравченко, Культурология, М., 2000):

- кровное родство - единство происхождения от одного предка;

- устойчивая межпоколениая преемственность;

- единство территории;

- единство языка;

- общность исторической судьбы;

- общая культура и традиции;

- общее самосознание (этническая идентификация).

Значительные части этноса, проживающие на территории дру¬гих государств, образуют диаспоры (греч. сИасрога - рассеяние), формирующиеся за счет миграции, вызванной различными причи¬нами: насильственным выселением, угрозой геноцида, иными со¬циальными факторами.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порож¬дают различные социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам - государственно-политическим, экономи¬ческим, религиозным и т. п. Возникают этносоциальные общнос¬ти, каковой является нация"'0, которой свойственна общность тер¬ритории, экономической жизни, общность языка, черт психологи¬ческого и духовного облика, проявляющихся в общности культуры.

Для каждой нации характерно создание единого семиотичес¬кого поля - системы знаковых средств, известных всем ее предста¬вителям (язык, символика, традиционные формы поведения и т. д.) и обеспечивающих их взаимопонимание и взаимодействие.

В ходе исторического развития формируется этническое и на-циональное самосознание. Но если этническое зависит от проис-хождения и не меняется в связи с изменением, например, места жительства, то национальное определяется включением в семи-отическое поле культуры. В процессе миграции человек может оказаться в другой стране, в поле действия иной культуры, и от него зависит, сохранит ли он свою национальную культуру или ассимилируется с новой. Особенно остро эти проблемы возника¬ют в многонациональных государствах, например, в США.

Так, в 60-е годы XX века США были потрясены негритянскими волнениями, свидетельствовавшими о том, что Америка не сумела «переварить», интегрировать людей разных наций, исповеданий,

""Гумилев Л. Н. Этногенез  и биосфера Земли. - Л., 1989. '"'Нация (лат. паЫо) - народ.

культуры"'1 . Подобные проблемы возникают и на постсоветском пространстве, в частности, в Украине, в Крыму, где проживают десятки этносов и с древнейших времен функционируют различ¬ные культуры.

И сегодня звучат актуально принципы, сформированные И. Л. Бодуэпом де Куртеиэ, языковедом и культурологом конца XIX - начала XX века"'2. Он считал, что государство не должно быть ни национальным, ни религиозным, ни сословным, пи партийным. Оно должно состоять из территориальных (экономико-географичес¬ких) автономных образований, но национальных или националь¬но-территориальных образований быть не должно. Ученый утвер¬ждал, что люди любой национальности должны иметь возможнос т ь решать все свои культурные и иные вопросы. Особенно хотелось бы обратить внимание па положение, имеющее прямое отношение к ситуации в Крыму: в школе язык преподавания должен опреде¬ляться пе государственной властью, а местным самоуправлением, согласно воле населения; особое внимание следует обратить па характер преподавания истории (Бодуэн де Куртеиэ предупреж¬дает: «так называемая отечественная история», может стать луч¬шим средством прививки народопенавпстничества), литературы и Закона Божия, который языковед предлагает исключить из школь¬ных программ из-за «некритического, чисто вероисноведального и фанатического преподавания». Ученый убежден, что пе имеют права па существование лозунги: «Россия для русских», «Польша для поляков», «Литва для литовцев» и т. д. Добавим: «Украина для украинцев» |(':!.

В настоящее время созданы организации, призванные решать национальные конфликты: Организация Объединенных Наций, Комиссия ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации н т. н. Приняты основополагающие доку-менты: Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельспнский акт (1975), Парижская хартия (1990) и другие. В этих докумен¬тах воплощаются идеи Бодуэпа де Куртеиэ.

"''См.: Гуревич II. С. Культурология. Гл. «Расизм как проблема». - М., 1994.-С. 27-38.

"^И. А. Бодуэн де Куртеиэ (1845 - 1929) - русский ученый, родившийся  в Польше, потомок старинного  французского дворянского рода.

""Взгляды Бодуэпа  де Куртеиэ изложены в его  работах: «Национальный п территориальный  признак в автономии» (СПб.. 1913): «Возможно  ли мир¬ное сожительство разных  народностей в России?» Шт., 1916). Цитируется по кн.: Кармин А. С. Основы культурологии: морфология  культуры. - М., 1997. - С. 141-143.

Классификация прав человека-гражданина

 

- НИ) —

 

Знаменательные выводы делает в своей работе «Социальная лингвистика» современный исследователь Н. Б. Мечковская: «Принцип равноправия народов в повседневной жизни граждан¬ского общества означает, что каждый его член не только лоялен к людям других национальностей, но сознает общую опасность вся¬кого иного отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме «Фингалия - для фингальцев! - это всегда фашизм, что «исторические» аргументы в территориальных спорах («кто рань¬ше поселился») ведут только к тупикам и крови, что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию несправедливостей, разрушающую право»|1И.

Этническая и национальная культура. Этническая (народ¬ная) культура - наиболее древний слой национальной культуры, охватывающий, в основном, сферу быта, обычаи, особенности одеж¬ды, народных промыслов, народной медицины, фольклора и т. д.

У каждого народа есть свои этнические символы (кимоно у японцев, клетчатая юбка у шотландцев, «рушник» у украинцев, самовар у русских и т. д.), характерные жанры народного творче¬ства (думы у украинцев, былины у русских, саги у ирландцев н т. д.), традиционные блюда национальной кухни (овсяная каша у англичан, хот-дог у американцев, спагетти у итальянцев, борщ у украинцев, «дары моря» у японцев, «щи да каша» у русских п т. д.). У каждой этнической группы есть и свойственные только ей черты характера: предприимчивость у американцев, рациона¬лизм у немцев, эмоциональность у итальянцев и т. д.

Национальная культура - более сложное образование. «Эн-циклопедический словарь по культурологии» дает следующее оп-ределение: «Национальная культура - разновидность субкульту¬ры"", совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого существа в той или иной стране, государстве»11'1'.

Этническая культура - исходное начало национальной. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство формируется на основе письменности и образования, воплощает¬ся в социально-политическом и технологическом развитии обще¬ства, литературе и искусстве, философии и науке.

1ИМечковская Н. Б. Социальная  лингвистика. - С. 98.

"■"'Субкультура - конкретная форма бытия общечеловеческой культу¬ры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов пове¬дения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой.

"^Энциклопедический словарь  по культурологии. - М., 1997. - С. 280

Отношения между этнической и национальной культурой весь¬ма сложны и противоречивы. Этническая культура является ис¬точником народного языка, сюжетов и образов для искусства и т. д. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в дви¬жении, в изменении. И чем более открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить разли¬чия между локальными, местными особенностями культуры, то на¬циональные их нивелируют'"7. Культурный процесс, развитие на¬уки и техники - все это сближает народы, стандартизирует усло¬вия их жизни.

Люди разных народностей, стран и континентов пользуются одной п той же техникой, пьют одни и те же лекарства, ездят на машинах одних и тех же марок, смотрят передачи телевидения и даже - одни и те же фильмы и т. д. Приобщение к благам цивили¬зации ведет к утрате национальной специфики. Тем важнее раз¬витие искусства, художественной культуры, воплощающей в худо¬жественных образах национальные традиции, черты национально¬го характера.

Этнокультурные стереотипы. В процессе формирования куль¬туры формируется обобщенное представление о типических чер¬тах, характеризующих какой-либо народ. Подобные представле¬ния носят название «этнокультурные стереотипы». Стереотипы понимаются как характеристика народа в целом, но она относится и к каждому представителю этого народа, определяя особенности его личности. Примеры этнокультурных стереотипов: «немецкая аккуратность», «китайские церемонии», «африканский темпера¬мент» и т. д. Различают два типа этнокультурных стереотипов: автостереотипы - представления людей о собственном народе, ге- теростереотипы - представления о другом народе.

Автостереотипы являются частью национального самосознания. Они влияют на формирование общих нормативов поведения, ко¬торым следует человек как представитель народа, что способству¬ет объединению и самоутверждению нации. Нередко в автостере¬отипе народ возвышает себя, вносит в него положительное начало (трудолюбие, взаимопомощь,.мужество и т. п.). Но есть и другая сторона: ссылками на стереотипы люди стремятся иногда оправ¬дать свои недостатки (русское «авось да небось» и т. д.).

'"Нивелировать (фр. т\'е1ег  от ип'еаи - уровень) - приводить к  одно¬му уровню, сглаживать различия.

Информация о работе Культурология как наука