Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:50, реферат
Культурология стремится к изучению культуры во всей полно¬те ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном- характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Каждый из этих исторических типов культуры, в свою очередь, делится па два и представлен двумя основными формами: первая - архаика (первобытные культуры) п цивилизация (великие куль¬туры древности бронзового века): вторая - культуры Востока и Запада.
Основные функции культуры
Философское содержание понятия «функция» состоит в сле-дующем: «Внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»10". Общественные науки рассматри¬вают функцию как предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Можно анализировать функции отдельных элементов культуры (языка, науки, искусства) по отношению ко всей системе культуры. Но прежде всего следует рассмотреть функции культуры в целом по отношению к обществу.
Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию"0 человека к окружающей среде.
В процессе биологической эволюции, благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, происходит адаптация различных видов живых существ к среде своего обитания. Одна¬ко адаптация человека происходит иначе.
Человек как биологический вид Ношо Зарйепз не имеет своей природной биологической ниши. По утверждению одного из осно-вателей культурантропологии А. Гелена, человек является «неза-вершенным», «неопределившимся», «биологически недостаточным» животным. Его биологическая организация не приспособлена к устойчивой форме животного существования. Поэтому человек,
1114 См.: Философский словарь. - М., 1980. - С. 401.
"" Адаптация (лат. ас1ар1а(ло от ас1ар(:аге - приспособлять) - приспо¬собление строения и функций организмов к условиям существования.
чтобы выжить, должен создавать вокруг себя искусственную куль-турную среду, «защитные слои» - формы культуры, особенности которых обусловлены природными условиями жизни этноса.
При помощи искусственно созданных орудий труда, источни¬ков энергии, оружия, медикаментов и т. д. человек безмерно уве¬личил свои возможности, связанные с «защитной функцией» куль¬туры - способностью приспособления к окружающему миру.
Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Но на смену одним неблагоприятным факторам, которые при помощи технического прогресса человеку удалось устранить, приходят другие. Вместе с тем культурная эво-люция рождает и новые угрозы для человечества. Войны, терро¬ризм, религиозные распри, безрассудное истребление природы и т. д. - это как бы оборотная сторона культурного прогресса. Так функция сопровождается дисфункцией. Чтобы выжить, человече¬ство должно совершенствовать собственную природу, свою духов¬ную жизнь. Поэтому будущее человечества полностью определя¬ется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.
Креативная функция. Термин «креативная» происходит от латинского сгеаПо - созидание. В ходе развития культуры чело¬век осваивает мир, расширяет среду своего обитания. Он исследу¬ет законы развития природы, каталогизирует виды животных и растений, расщепляет атом, определяет типы элементарных частиц, осваивает космическое пространство. В то же время человек по¬знает себя, погружается в глубины своей души, овладевает внут¬ренними силами психики, вырабатывает сложные системы психо¬техники и т. д. Так, удовлетворяя свою страсть к познанию, чело¬век познает и осваивает мир, а культура осуществляет креативную функцию преобразования и освоения мира.
Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения, она есть условие и результат общения людей.
Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На ранних этапах антропоге¬неза это были жесты и звуки, затем - членораздельная речь, предо¬ставившая человеку широкие возможности передачи разнообраз¬ной информации. Следующим этапом явилось создание специаль¬ных средств связи. И здесь мы наблюдаем поразительную эволюцию: от первобытных сигнальных барабанов до системы Ин¬тернет.
В результате развития средств массовой коммуникации (СМК) чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной лнч- иости с другими людьми. Есть и другая сторона проблемы: с раз¬витием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуни¬кации. Возрастает значимость духовных и психологических фак¬торов, в общении вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию, сопереживанию.
Сигнификативная функция неразрывно связана с коммуника-тивной. Она означает придание значений и ценностей различ¬ным явлениям и вещам, окружающим человека (51§п - англ. знак). Осваивая мир, человек охватывает сеткой значений определенные области природы, которые становятся частью культуры. Так, звезд¬ное небо, войдя в круг мифологических представлений, став объек¬том астрономических теорий, небесных карт, пространством для полета космических кораблей, вошло в круг культурных явлений. На протяжении тысячелетий естественные явления мифологизи¬ровались, получали своп названия, затем - физико-химические характеристики и тем самым вовлекались в культурный оборот.
Так человек, расширяя сферу культурного освоения мира, рас-ширяет и область обозначаемых предметов, определяет их цен¬ность, что находит воплощение в мифах, философских системах, научных теориях, искусстве.
Интегративная функция. Культура объединяет народы, соци-альные группы, государства. У членов социальной общности фор-мируется чувство принадлежности к одной культурной группе, что является важным условием крепости государства.
Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные народы, составляю¬щие «христианский мир» или «мир ислама», «мир буддизма».
Все большую интегративную роль приобретает наука. Па Зем¬ле распространена единая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т. д.), ис¬пользуются одни и те же образцы техники. Объединяющая функ¬ция науки неизмеримо возросла с развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным научный обмен между учеными всех стран, научных школ и т. д.
Интегративная функция культуры имеет в то же время слож¬ный, противоречивый характер. На Земле возникали и существу¬ют в наше время различные культуры, что нередко затрудняет общение людей и их взаимоотношение.
Солидарность между представителями одной культуры может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отно¬шению к «чужим». История дает нам множество примеров рели¬гиозных войн, столкновений государств и пародов, имеющих раз¬личные представления об общественном устройстве, и т. д.
Но различие между культурами совершенно не обусловливает их конфликтных отношений. История дает и иные примеры: ди¬алог культур, их взаимодействие и взаимопроникновение. Осо¬бенно актуальными эти тенденции становятся в наше время - в эпоху спутниковой связи теле- и радиокоммуникации, всемирной сети Интернет.
Из национальных культур (о чем пойдет речь далее) образу¬ется всемирная культура, что не уничтожает национальных раз¬личий, а обогащает культуру мирового сообщества.
Таким образом, интегративиая функция культуры направлена на объединение людей не только в рамках одной культуры, но и в масштабах всего человечества.
Культура как форма трансляции (передачи) социального опы-та. Это одна из основных функций культуры. Раскрывая эту про¬блему, небезынтересно обратиться к размышлениям Ю. М. Лот- мана (1922-1993), одного из значительных литературоведов и куль¬турологов XX века. Он подчеркивает, что культура есть понятие коллективное; по своей природе, как и язык, культура - «явление общественное, то есть социальное». Продолжая сопоставление с языком как средством общения, ученый утверждает: «Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему зна¬ков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое матери¬альное выражение (слова, рнсупкн, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».
Так Ю. Лотмап, раскрывая коммуникационную и символичес¬кую природу культуры, подводит к мысли о том, что «культура есть память». Он определяет ее как «негенетическую» память коллектива. «Поэтому она всегда связана с историей, всегда под¬разумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духов¬ной жизни человека, общества и человечества». Ю. М. Лотмаи делает вывод: «Следовательно, культура исторична по своей при¬роде. Само ее настоящее всегда существует в отношении к про¬шлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего»"1.
Таким образом, одна из основных функций культуры - транс¬ляция опыта человечества («культура исторична»). Но культура, как было определено ранее, - «есть такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью» (М. Каган). В процессе
111 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. - С. 4-9.
деятельности реализуется социальное бытие индивида. Следова¬тельно, культура, являясь типом социальной памяти, выполняет функцию трансляции социального опыта.
Культура передает социальный опыт через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, художественных и познавательных канонов, представлений о прекрасном, видения природы и т. д.
В этом плане необходимо обратиться к понятию «националь¬ного мира», то есть того содержания, которое не сводимо к соци¬альной функции культуры. Социальная организация, технологи¬ческий и экономический уровень развития могут быть одинако¬выми у разных народов, но спутать их национальную психологию, национальный характер, художественные вкусы, обычаи невоз¬можно.
Решающую роль в сохранении «национального мира» играют традиции1,2. Традиция - способ сохранения культуры. Разрыв традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкрети¬зирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой.
Но характеризует общество и его культуру не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Традиции и нова¬торство (новации) - понятия соотносительные. Их связь обеспе¬чивает сохранение и развитие непреходящего содержания куль¬туры.
Различают два типа взаимодействия этих явлений. Для науки и техники между традицией и новаторством устанавливается ло¬гическая связь, опосредующая1" эти два полюса культурного раз¬вития.
Для процессов человекотворческих, где присутствуют много- ликость и многолинейность (например, для искусства, культуры), соотношение традиций и новаторства возможно по линии духов¬ного родства авторов культуры. Традиция в искусстве знаменует
И2Традиция (лат. (тасШю - передача, предание) - исторически сложив¬шиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, обществен¬ные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы соци¬ально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени.
"^Опосредствование - существование
или определение вещи (поня¬тия)
через ее отношение к другой
вещи (понятию). Свойства вещей раскры¬ваются
в их взаимоотношениях с
избирательное и инициативно-созидательное овладение наследи¬ем предшествующих поколений во имя решения современных ху-дожественных задач, поэтому традиции закономерно сопутствует новаторство, обновление.
Гармония традиций и новаторства как начал взаимодополпяю- щИХ _ важнейшее условие плодотворного творчества. Для искус¬ства малопродуктивны, даже опасны как консервация традиций, их сужение до традиционности, эпигонства, так и культ самодов¬леющего новаторства, примеры которого во множестве дает куль¬тура модернизма: признание безнадежно устаревшим самого прин¬ципа изображения реального мира, который сохранялся па протя¬жении тысячелетий, рождение беспредметного искусства, антиромана, драмы абсурда и т. д.
Тип культуры отражает своеобразие способа накопления опыта и обновления культуры. Разные типы культуры обусловливают разные системы трансляции знания.
Нормативная функция. Она теснейшим образом связана с пре-дыдущей и состоит в создании норм, стандартов, правил и рецеп¬тов поведения, являющихся основой для формирования права, морали, идеологии. Нормативная функция измеряется насыщен¬ностью культуры обычаями и традициями (так называемая «нор¬мативная избыточность»), но в то же время она характеризуется и аномией (от лат. апопиа - отсутствие норм), термин, введенный Э. Дюркгеймом, исследовавшим эту проблему. Как «нормативная избыточность», так и «нормативная недостаточность» - явления противоречивые, ведущие как к подавлению свободы действий че¬ловека, так и к нарушению общепринятых норм и правил, распу¬щенности, жестокости и т. д. И то, и другое создает напряжение и требует компенсации, которую осуществляет именно культура (кни¬ги, искусство и т. д).
Культура как способ социализации личности. Под социали-зацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведе¬ния, соответствующих данному обществу, социальной группе. Куль¬тура определяет содержание, средства и способы социализации личности.
Этот процесс продолжается в течение всей жизни, начиная с детства, когда формируются мотивационные установки личности. Культурный контекст, в который погружен каждый человек, обус-ловливает идеалы, жизненные нормы, способы действий, формы деятельности личности. Результаты, которых достигает человек в своей деятельности, оцениваются по принятой в обществе шкале Ценностей (слава, почести, богатство и т. д.). Но эти внешние фак¬торы обретают ценность только как внутренние качества, раскры¬вающиеся в индивидуальном мире человека и создающие условия его дальнейшего развития. Сочетание личных свойств человека и достигнутых им успехов характеризует способ отношения к миру, то есть его культуру.