Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
1. Объект и предмет этнологии.
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
Предмет этнологии.
Что конкретно изучает наука :
- этническую историю, в том числе этногенез(процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории.)
-этнические процессы
-особенности культурно-
-хоз.быт. особенности
-дух. культуру.
-языковые особенности
-соц. институты, политические системы, фольклор и др.
2.Концепции этноса в работах отечественных исследователей.
Понятие "этнос"
(от греческого слова etnos —
рой, стадо, толпа, класс (
С периода развитого первобытного общества существуют особые человеческие объединения — этносы. Это понятие Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.
В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова — народный, языческий) был обозначен им как "исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)". При этом этническое самосознание понималось как "явление вторичное, производное от объективных факторов"7. Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина "этнос" в русском языке могло бы служить слово "национальность".
Ю.В. Бромлеем
Ряд стадий по Бромлею: племя — народность — буржуазная нация — социалистическая нация.
Несколько иная концепция этноса разрабатывалась Н.Н. Чебоксаровым и С.А. Арутюновым.
Этносы понимаются С.А. Арутюновым
как сообщества, реально существующие
на протяжении всей истории человечества:
"В том или ином облике этничность
существует всегда, это такая же
необходимая форма для
Еще один вариант "теории этноса", долгое время рассматривавшийся в советской этнографии как альтернативный и даже оппозиционный, был создан Л.Н. Гумилевым. этнос первичен по отношению к социуму; сущность этнических образований природная, а не социальная; все этносы тесно связаны со своим ландшафтом; самосознание глубоко вторично по отношению к сущности этноса; характер взаимодействия различных этносов и суперэтносов определяется степенью близости или взаимодополняемости стереотипов поведения, выработавшихся у них в процессе освоения определенных природных ландшафтов, и возникшей на этой основе взаимной комплиментарностью или некомплиментарностью; этнос обладает собственным ритмом и логикой развития, которые невозможно изменить сознательной деятельностью людей, поэтому стадиально-исторический подход бессмыслен.
Суперэтнос — это "группа
этносов, возникшая одновременно в
одном регионе и проявляющая
себя как мозаичная целостность".
"Критерием для отличия
Субэтносы — более мелкие подразделения, "существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут", но при благоприятных условиях могут эволюционировать до полноценных этносов.
3. Место этнологии
в системе наук и ее связи
с другими областями знаний (историей,
археологией, социологией и др.
Этнография сформировалась от географии.
Этнология тесно связана с археологией (этноархеология)
Связана с физич. антропологией,
социологией (этносоциология) К этнологии
довольно близка антропология: для
той и другой общим предметом
исследований являются вопросы происхождения
рас, их распределения по планете, изменения
физического облика людей в результате
культурно-исторического
политологией(этнополитология)
с лингвистикой(этнолингвистика)
Этническая история-изучение
ныне существующих и исчезнувших
народов и этнографических
4. Лингвистическая классификация народов мира.
Среди различных видов классификаций этносов языковая классификация является, пожалуй, самой важной, по-скольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве пародов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных мировых этнических обзорах народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности.
Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы.В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов.Исследования лингвистов в области родства тех пли иных языков важны для этнологии как показатели (близости культур п. соответственно, народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья.Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей Культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языке славянской группы индоевропейской языковой семьи, осознают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозначаемого лингвистами понятием "языковая семья".
Этиологический смысл языковой классификации заключается в том. что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.
Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин до арийские языки, что говорит о родстве и Динстве происхождения этих народов. Также объединение языков одну финно-угорскую группу свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.
Генеологическая клас-ция-устанавливает родственные качества языков.
Глоттохронология-раздел сравнительно-исторического языкознания, степень близости друг другу род-х языков на основании определений изменений языка.
-кавказкая семья языков
-уральская
-китае-тибетская
-австро-азиатская
-языки австралийский абаригенов
5. Антропологическая классификация народов мира.
Раса-Исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения и некоторых наследственных физических особенностей: строения черепа, тела, формы волос, пигментации кожи и т.п.
2группы:
- главные признаки (волосы,форма костей скелета и тд)
-вторичные признаки (цвет кожи (36 оттенков))
Большие расы: европеоидная, монголоидная,негроидная
Признаки 2-х рас: митисы, мулаты.
Малые расы: атлантно-балтийская,
беломорско-балтийская, среднеевропейская,
6 самостоятельных рас: эфиопская, дравидийская, уральская, южносибирская, полинезийская, курильская.
Антропология изучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека. Для этнографии наиболее существенным является раздел этнической антропологии.
6. Классификация
народов мира по хозяйственно-
-это комплекс особенностей
хоз-ва и культуры, который складывался
исторически у различных
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
7. Историко-этнографические области Земли.
историко-культурные области
(историко-этнографические
В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, историко-культурные области могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области — две типологически разные системы, которые тесно переплетаются, но, как правило, не совпадают друг с другом. Историко-культурные области, как и хозяйственно-культурные типы, являются историческими категориями, возникающими, развивающимися и исчезающими в процессах развития конкретных этносов и их группировок на определённой территории. Для историко-культурного районирования имеют значение не только характеристика образа жизни и материальной культуры, но и специфических форм духовной культуры, связанных со стереотипами мышления, религиозными представлениями и народным творчеством.
8. Источники этнологических исследований.