Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

2) Диффузионизм— направление в социальной антропологии и этнографии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.                                                                                                                                                                           Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества. Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия. Сторонники: Фридрих Ратцель, Кларк Уисслер.                                                                                                                                                                                                                         Основные положения классического диффузионизма.

  • Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур.  
  • Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении

эволюции отдельных элементов  культур.                                                                                 

  • Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе  и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга распространяется по всей Земле.              
  • Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология).

Расово-антропологическая  школа — одна из влиятельных школ в антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино.                                                                                                                                                Идеи расово-антропологической школы:

  • представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
  • отрицание существования равенства рас;
  • деление рас на «высшие» и «низшие»;
  • интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
  • оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Структурный функционализм-подход в антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.                             Основные положения:                                                                                                                                                                                                    

  • Общество рассматривается как система;
  • Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;
  • Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).                                                                                                                                                                         Сторонники: Альфред Радклифф-Браун, Эдуард Эванс-Притчард, Клод Леви-Стросс

 

 

Вопрос №17 Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 — 1888 гг.) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной  Азии, Австралии и Океании , в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Родился в Новгородской губ. в семье инженера-путейца. В юности находился под сильным влиянием идей Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. В 1863 поступил в Петерб. ун-т, откуда в 1864 был исключен за участие в студенческом движении. В 1866-69 посетил Канарские о-ва, о. Мадейру, Марокко, берег Красного м., где изучал морскую фауну. Уже тогда он интересовался культурой и бытом населения посещаемых им стран. Последующие годы жизни М.-М. посвятил антропологич. и этнографич. исследованиям коренного населения Юго-Вост. Азии, Австралии, о-вов Тихого ок. Два с половиной года он прожил на сев.-вост. берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие новогвинейцев; побывал в др. р-нах Новой Гвинеи и на многих о-вах Океании; совершил две трудные и опасные экспедиции в глубь п-ова Малакка; подолгу жил в Индонезии и Австралии.

Результаты антропологич. и этнографич. исследований М.-М. имеют  большое науч. значение. Он решительно отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве рас человека; впервые подробно описал меланезийский  антропологич. тип и доказал его  широкое распространение в Зап. Океании и на о-вах Юго-Вост. Азии; опроверг распространенные в то время взгляды на курчавоволосых негроидов Новой Гвинеи (папуасов) как на представителей якобы особого вида, отличного от др. человеч. рас; впервые доказал, что в пределах одной расы могут быть и долихокефальные и брахикефальные типы. Большую ценность представляют оставленные М.-М. описания х-ва, материальной культуры, обычаев папуасов и др. народов Океании и Юго-Вост. Азии. М.-М. установил, что народы Океании отстали в культурном отношении в силу ряда историч. причин, но что по интеллектуальным и моральным качествам они не уступают др. народам и в частности европейцам. Он не только подверг науч. обоснованной критике расизм, но и практически выступал в защиту свободы и независимости изучавшихся им народов, разоблачал насилия и грабежи колонизаторов. Пытаясь спасти от колонизаторов своих друзей папуасов, М.-М. разработал в 1881 проект создания Папуасского союза - независимого гос-ва на сев.-вост. берегу Новой Гвинеи. С той же целью он пытался организовать там в 1886 основанное на идеях утопич. социализма рус. поселение, но царское пр-во не дало на это разрешения.  Главным достижением Миклухо-Маклая, оценённым современниками, стало практическое доказательство видового единства человечества. Этот принцип он почерпнул из статьи К. Бэра «О папуасах и альфурах» .Тяжелые лишения, болезни, неудачи подорвали здоровье М.-М. Он скончался в Петербурге на 42-м году жизни. Из своих экспедиций М.-М. привез в Петербург богатейшие антропологич. и этнографич. коллекции, к-рые хранятся в Музее антропологии и этнографии в Ленинграде. В 1947 Институтуту этнографии АН СССР было присвоено имя М.-М.

Вопрос №18 Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.

Штернберг  Лев  Яковлевич-- этнограф академии наук. Родился в 1861 г., в еврейской семье. Поступил в Санкт-петербургский университет на юридический факультет, откуда ему пришлось в 1883 г. перейти в новороссийский университет. В 1886 г., будучи студентом, Штернберг по обвинению в принадлежности к партии "Народной воли" был арестован и после почти трехлетнего одиночного заключения был выслан на остров Сахалин. Очутившись в 1889 г. на острове Сахалин, где ему предстояло пробыть 10 лет, Штернберг посвятил себя этнографическим и лингвистическим исследованиям. В течение семи лет он предпринял ряд путешествий по Сахалину и Приамурскому краю, изучая первобытные племена (гиляков, айнов, ороков, орочей, ольчей, гольдов), производя попутно археологические изыскания и собирая коллекции. Особенно важные материалы собраны им по быту, религии, языку и фольклору гиляков; язык последних им впервые научно исследован в фонетическом и грамматическом отношениях. Большая часть коллекций этнографических и археологических досталась сахалинскому музею. Доказывал единство человечества с позиций эволюционизма. Этнографию понимал как науку о культуре первобытных народов и её пережитках. Л. Я. Штернберг внёс значительный вклад в изучение первобытной религии. В 1893 г. Ш. сделал сообщение о гиляках в московском Обществе любителей естествознания и пр, у которых им открыты были важные для истории первобытной семьи и рода своеобразные формы группового брака и родственная номенклатура.Общие результаты лингвистических работ Ш. напечатаны в "Известиях Императорской академии наук"  и отдельно. С С 1900 г. — Ш. постоянный сотрудник настоящего Энциклопедического Словаря, где им помещен ряд оригинальных статей по первобытной религии и праву, этнографии и антропологии. В 1895 г. фактически редактировал газету "Владивосток", в которой поместил в 1893—1896 гг. ряд статей по местным вопросам, в частности о пенитенциарной и колонизационной политике также путевые очерки и рассказы.

Владимир Германович Богораз-Тан -революционер, писатель, выдающийся этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (специалист по чукчам и другим палеоазиатским народам), северовед. Родился в семье учителя. Учился в Таганрогской мужской классической гимназии. С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам. В1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск. В ссылке стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 включила его в состав своей экспедиции, снаряжённой с целью изучения жизни чукчей. Около трёх лет  кочевал среди чукчей. С 1896 года начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году.

В 1899 году уехал в США, откуда отправляется в экспедицию на Дальний Восток под руководством антрополога Франца Боаса и собирает этнографический материал у чукчей, коряков, ительменов и эскимосов. До 1904 года работал куратором этнографической  коллекции Американского музея  естественной истории; на английском языке  подготовил к печати монографию «Чукчи».                                                                                      В 1905 — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 принимал участие в организации  «Трудовой группы» в I Государственной  думе. В это время написал ряд  очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера.

Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, профессор основанного им Института  народов Севера и ряда ленинградских  вузов, в частности преподавал на отделении этнографии ЛИФЛИ ЛГУ, вёл обширную исследовательскую и педагогическую работу. Инициатор создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК. В последние годы был директором основанного им в 1932 Музея религии и атеизма. Умер 10 мая 1936 года по дороге в Ростов-на-Дону.

Вопрос №19 Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.

Если взглянуть на географию  Австралии, то можно увидеть, что  природа явно не располагала к  изначальному стремлению и возможности  появления производящего хозяйства  у аборигенов. К тому же гораздо  выгоднее было заниматься охотой, рыболовством и собирательством. Аборигены изначально существовали собирательством и  охотой, рыболовством. Они не знали  ни земледелия, ни животноводства в  какой бы то ни было его форме, так  как к этому окружающая среда  не располагала. Но австралийцам были известны семена многих съедобных растений. Австралийцы целиком зависели от того, что производит природа, со своей  стороны ни капли этому процессу не содействуя. Следовательно, австралийцы вынуждены были искать пищу повсюду, где ее можно было найти. И именно поэтому обстоятельства заставляли их кочевать. Кочевой образ жизни обусловлен не только биологическими, но и культурными факторами, точнее экономическими условиями. При добывании пищи применяются множество орудий и оружия: бумеранги, копья, палицы, сети, ловушки, каменные топоры, резцы и палочки для добычи огня. Охотились преимущественно мужчины. Женщины и дети оказывали посильную помощь мужчинам но время охоты, в также собирали различные съедобные дикорастущие растения и ловили мелких животных. Охотились австралийцы с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Некоторые бумеранги обладали способностью возвращаться, описав круг или петлю, к метателю, Для увеличения дальности полета копья применялась особая дощечка с упором на конце—копьеметалка, Тасманийцы бумерангов и копьеметалок не знали. Лук и стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи. Из способов охоты более характерными были активные: преследования животного, облавы и т. д. Вместе с тем австралийцы применяли при охоте сети, силки, разные ловушки и т. п. Земледелие не было знакомо ни австралийцам, ни тасманийцам. Из домашних животных австралийцам была известна полудикая нелающая собака динго. Орудия производства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т, п. Металл населению Австралии и Тасмании был незнаком, не умели аборигены изготовлять и гончарные изделия. Пища австралийцев и тасманийцев состояла из различных продуктов охоты и собирательства.                                                                                                                                                                                                           

Отдельные австралийские  племена употребляли в пищу и  рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома  земляная печь, представлявшая собой  яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Тасманийцы земляной печи не знали. Растительные продукты порой ели сырыми.

Австралийские аборигены, несомненно, бедны, хотя степень их бедности в  разных районах Австралии не одинакова. Западные племена Южной Австралии, такие как алуриджа, принадлежат вероятно к беднейшим. Их имущество состоит из зазубренного деревянного копья, копьеметалки, палицы, каменного топора, деревянного блюда, зернотерок, палок для копания, добывания огня, нескольких священных и магических предметов. У других племен, кроме вышеперечисленного, есть бумеранги, щиты с орнаментом, рыболовные сети, корзины и некоторое подобие хижин. Племена, владеющие большим имуществом, как правило более тщательно украшают свое оружие и инструменты. Наиболее совершенными по обработке орудиями следует считать каменные топоры, частично или целиком шлифованные. Кроме них применялись тесла, ножи, скребки, зернотерки и некоторые другие орудия. Техника обработки камня носила у австралийцев мезолитический и ранненеолитический характер. Уровень каменной индустрии тасманийцев был существенно ниже австралийского. Они не зияли техники шлифовки камня, не имели и зернотерок.

Как австралийцы, так и  тасманийцы вели бродячий образ жизни  и (если не считать нескольких групп  австралийцев) не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем  служили шалаши, примитивные хижины, иногда ветровые заслоны. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев.

Тасманийцы, да и многие австралийские  племена не знали никакой одежды и ходили совсем нагими.

 

 

 

Вопрос №20 Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.

В социальной организации  австралийских аборигенов имеется  две основные структуры: система  родства и система секций (частей племени: локальные наследственные группы, кланы, половины , фратрии и др.). В Австралии родственные отношения регулируют всю социальную жизнь аборигенов. Они хранят в своей памяти обширные родословные.  Обычно племя насчитывает несколько сот человек, и так как многочисленные браки совершаются в этих пределах, то при помощи родословных можно проследить родство, прямое или косвенное, близкое или далекое, между членами племени. Эти отношения регулируют также и взаимные отношения между членами племени.

Для обозначения родства  у австралийцев имеется классификационная  система, к которой и относятся  секции. Деление на секции представляет удобный способ классификации людей, их распределения по категориям, не только для регулирования брачных  отношений или социальной идентификации, но также и для регулирования  обычного повседневного поведения. Там, где есть секции, каждый член племени  с момента рождения и даже еще  до рождения входит в одно из четырех  имеющих название подразделений. Это  играет важную роль при заключении брака и в родственных отношениях. В частности, секции группируют родственников  в соответствии с поколениями  и кросскузенными отношениями. Это  значит, что мужчина может вступить в брак со своей двоюродной сестрой  или с другой женщиной, принадлежащей  к той же категории родства, но не со всеми двоюродными сестрами. Жениться на такой женщине означает кровосмешение, что запрещено. Таким  образом, классификационная система  родства обусловливает собой  всю социальную жизнь австралийцев, а вместе с ней и брачные  законы, придает уникальность их социальной организации.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"