Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
2) Диффузионизм—
направление в социальной антропологии
и этнографии, полагающее основой общественного
развития процессы заимствования и распространения
культуры из одних центров в другие.
эволюции отдельных элементов
культур.
Расово-антропологическая
школа — одна из влиятельных школ
в антропологии второй половины XIX — начала
XX века. Основателем школы является французский
социолог А. Гобино.
Структурный функционализм-подход в антропологии, состоящий
в трактовке общества как социальной системы,
имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия
структурных элементов, каждый из которых
выполняет собственную функцию.
Вопрос №17 Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 — 1888 гг.) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании , в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Родился в Новгородской губ. в семье инженера-путейца. В юности находился под сильным влиянием идей Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. В 1863 поступил в Петерб. ун-т, откуда в 1864 был исключен за участие в студенческом движении. В 1866-69 посетил Канарские о-ва, о. Мадейру, Марокко, берег Красного м., где изучал морскую фауну. Уже тогда он интересовался культурой и бытом населения посещаемых им стран. Последующие годы жизни М.-М. посвятил антропологич. и этнографич. исследованиям коренного населения Юго-Вост. Азии, Австралии, о-вов Тихого ок. Два с половиной года он прожил на сев.-вост. берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие новогвинейцев; побывал в др. р-нах Новой Гвинеи и на многих о-вах Океании; совершил две трудные и опасные экспедиции в глубь п-ова Малакка; подолгу жил в Индонезии и Австралии.
Результаты антропологич. и этнографич. исследований М.-М. имеют большое науч. значение. Он решительно отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве рас человека; впервые подробно описал меланезийский антропологич. тип и доказал его широкое распространение в Зап. Океании и на о-вах Юго-Вост. Азии; опроверг распространенные в то время взгляды на курчавоволосых негроидов Новой Гвинеи (папуасов) как на представителей якобы особого вида, отличного от др. человеч. рас; впервые доказал, что в пределах одной расы могут быть и долихокефальные и брахикефальные типы. Большую ценность представляют оставленные М.-М. описания х-ва, материальной культуры, обычаев папуасов и др. народов Океании и Юго-Вост. Азии. М.-М. установил, что народы Океании отстали в культурном отношении в силу ряда историч. причин, но что по интеллектуальным и моральным качествам они не уступают др. народам и в частности европейцам. Он не только подверг науч. обоснованной критике расизм, но и практически выступал в защиту свободы и независимости изучавшихся им народов, разоблачал насилия и грабежи колонизаторов. Пытаясь спасти от колонизаторов своих друзей папуасов, М.-М. разработал в 1881 проект создания Папуасского союза - независимого гос-ва на сев.-вост. берегу Новой Гвинеи. С той же целью он пытался организовать там в 1886 основанное на идеях утопич. социализма рус. поселение, но царское пр-во не дало на это разрешения. Главным достижением Миклухо-Маклая, оценённым современниками, стало практическое доказательство видового единства человечества. Этот принцип он почерпнул из статьи К. Бэра «О папуасах и альфурах» .Тяжелые лишения, болезни, неудачи подорвали здоровье М.-М. Он скончался в Петербурге на 42-м году жизни. Из своих экспедиций М.-М. привез в Петербург богатейшие антропологич. и этнографич. коллекции, к-рые хранятся в Музее антропологии и этнографии в Ленинграде. В 1947 Институтуту этнографии АН СССР было присвоено имя М.-М.
Вопрос №18 Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.
Штернберг Лев Яковлевич-- этнограф академии наук. Родился в 1861 г., в еврейской семье. Поступил в Санкт-петербургский университет на юридический факультет, откуда ему пришлось в 1883 г. перейти в новороссийский университет. В 1886 г., будучи студентом, Штернберг по обвинению в принадлежности к партии "Народной воли" был арестован и после почти трехлетнего одиночного заключения был выслан на остров Сахалин. Очутившись в 1889 г. на острове Сахалин, где ему предстояло пробыть 10 лет, Штернберг посвятил себя этнографическим и лингвистическим исследованиям. В течение семи лет он предпринял ряд путешествий по Сахалину и Приамурскому краю, изучая первобытные племена (гиляков, айнов, ороков, орочей, ольчей, гольдов), производя попутно археологические изыскания и собирая коллекции. Особенно важные материалы собраны им по быту, религии, языку и фольклору гиляков; язык последних им впервые научно исследован в фонетическом и грамматическом отношениях. Большая часть коллекций этнографических и археологических досталась сахалинскому музею. Доказывал единство человечества с позиций эволюционизма. Этнографию понимал как науку о культуре первобытных народов и её пережитках. Л. Я. Штернберг внёс значительный вклад в изучение первобытной религии. В 1893 г. Ш. сделал сообщение о гиляках в московском Обществе любителей естествознания и пр, у которых им открыты были важные для истории первобытной семьи и рода своеобразные формы группового брака и родственная номенклатура.Общие результаты лингвистических работ Ш. напечатаны в "Известиях Императорской академии наук" и отдельно. С С 1900 г. — Ш. постоянный сотрудник настоящего Энциклопедического Словаря, где им помещен ряд оригинальных статей по первобытной религии и праву, этнографии и антропологии. В 1895 г. фактически редактировал газету "Владивосток", в которой поместил в 1893—1896 гг. ряд статей по местным вопросам, в частности о пенитенциарной и колонизационной политике также путевые очерки и рассказы.
Владимир Германович Богораз-Тан -революционер, писатель, выдающийся этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (специалист по чукчам и другим палеоазиатским народам), северовед. Родился в семье учителя. Учился в Таганрогской мужской классической гимназии. С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам. В1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск. В ссылке стал заниматься этнографией, причём настолько успешно, что Императорская Академия наук в 1894 включила его в состав своей экспедиции, снаряжённой с целью изучения жизни чукчей. Около трёх лет кочевал среди чукчей. С 1896 года начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году.
В 1899 году уехал в США,
откуда отправляется в экспедицию на
Дальний Восток под руководством
антрополога Франца Боаса и собирает
этнографический материал у чукчей,
коряков, ительменов и эскимосов. До
1904 года работал куратором
Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, профессор основанного им Института народов Севера и ряда ленинградских вузов, в частности преподавал на отделении этнографии ЛИФЛИ ЛГУ, вёл обширную исследовательскую и педагогическую работу. Инициатор создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК. В последние годы был директором основанного им в 1932 Музея религии и атеизма. Умер 10 мая 1936 года по дороге в Ростов-на-Дону.
Вопрос №19 Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.
Если взглянуть на географию
Австралии, то можно увидеть, что
природа явно не располагала к
изначальному стремлению и возможности
появления производящего
Отдельные австралийские племена употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представлявшая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Тасманийцы земляной печи не знали. Растительные продукты порой ели сырыми.
Австралийские аборигены, несомненно, бедны, хотя степень их бедности в разных районах Австралии не одинакова. Западные племена Южной Австралии, такие как алуриджа, принадлежат вероятно к беднейшим. Их имущество состоит из зазубренного деревянного копья, копьеметалки, палицы, каменного топора, деревянного блюда, зернотерок, палок для копания, добывания огня, нескольких священных и магических предметов. У других племен, кроме вышеперечисленного, есть бумеранги, щиты с орнаментом, рыболовные сети, корзины и некоторое подобие хижин. Племена, владеющие большим имуществом, как правило более тщательно украшают свое оружие и инструменты. Наиболее совершенными по обработке орудиями следует считать каменные топоры, частично или целиком шлифованные. Кроме них применялись тесла, ножи, скребки, зернотерки и некоторые другие орудия. Техника обработки камня носила у австралийцев мезолитический и ранненеолитический характер. Уровень каменной индустрии тасманийцев был существенно ниже австралийского. Они не зияли техники шлифовки камня, не имели и зернотерок.
Как австралийцы, так и тасманийцы вели бродячий образ жизни и (если не считать нескольких групп австралийцев) не создавали постоянных поселений, а жили стойбищами. Жилищем служили шалаши, примитивные хижины, иногда ветровые заслоны. Тасманийцы жили также в дуплах больших деревьев.
Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили совсем нагими.
Вопрос №20 Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.
В социальной организации австралийских аборигенов имеется две основные структуры: система родства и система секций (частей племени: локальные наследственные группы, кланы, половины , фратрии и др.). В Австралии родственные отношения регулируют всю социальную жизнь аборигенов. Они хранят в своей памяти обширные родословные. Обычно племя насчитывает несколько сот человек, и так как многочисленные браки совершаются в этих пределах, то при помощи родословных можно проследить родство, прямое или косвенное, близкое или далекое, между членами племени. Эти отношения регулируют также и взаимные отношения между членами племени.
Для обозначения родства
у австралийцев имеется классификационная
система, к которой и относятся
секции. Деление на секции представляет
удобный способ классификации людей,
их распределения по категориям, не
только для регулирования брачных
отношений или социальной идентификации,
но также и для регулирования
обычного повседневного поведения.
Там, где есть секции, каждый член племени
с момента рождения и даже еще
до рождения входит в одно из четырех
имеющих название подразделений. Это
играет важную роль при заключении
брака и в родственных