Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

Проблема становления  этнического самосознания является сложной и противоречивой, особенно в современных

Социокультурных условиях, однако для ее решения средствами образования необходимо четко разобраться

В понятиях Ученый(бромлей) представляет ее в качестве следующих главных структурных

компонентов

: 1)

Осознание особенностей этнокультурной среды

2)

Осознание тождественности  с этнокультурной реальностью

3)

Осознание себя в качестве субъекта этнической общности

; 4) социально нормативная  оценка этнической реальности

.

Мнение, что жизнь народов  в значительной мере обусловлена  географической средой, высказывалось  на протяжении всей человеческой истории. Арабский мыслитель Ибн-Халдун полагал, что только в странах с умеренным  климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга не имеют  побудительных причин для этого; жители же северных стран, напротив, затрачивают  всю энергию на добывание пищи, одежды и постройку жилищ, не имея времени для занятия науками, литературой и искусством.

Ш.Л. Монтескье считал, что  различия людей, населяющих регионы  с несходным климатом, связаны  с воздействием последнего на физиологию. С точки зрения автора, причина  появления рабства заключалась  в расслабляющем действии жаркого  климата. Подобные же заключения были сделаны и по отношению к рельефу  местности: плодородные равнины  всегда привлекают внимание завоевателей, тогда как в горах легче  сохранить свободу.

Л.И. Мечников разделил историю  человечества на три главных периода: речной (люди освоили долины рек  субтропического пояса); морской (цивилизации  вышли к морю и слились друг с другом) и океанический. Наибольшее внимание было уделено развитию четырех  «великих речных цивилизаций»: Египетской, Месопотамской, Индийской и Китайской. «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица  заставляла население соединять  силы на общей работе, хотя бы ... отдельные  группы населения ненавидели друг друга».Так, например, природная среда Нильской долины определила характер экономики Древнего Египта. Действительно, зависимость сельского хозяйства государства от разливов Нила способствовала формированию культурной системы с деспотической властью фараонов, тотальным влиянием жрецов на все сферы жизни и преимущественным развитием тех отраслей протонауки, которые были непосредственно связаны с наблюдением за великой рекой (астрономии и математики, позволявших вычислять начало и окончание половодья по движению небесных светил).

Г.Т. Бокль подчеркивал  основное воздействие на человечество ландшафта. Автор различал ландшафты, возбуждающие воображение (тропические), и ландшафты, способствующие развитию логической деятельности (в умеренном  поясе). «Вот почему... в Европе преобладающим  направлением было подчинение природы  человеку, а вне Европы - подчинение человека природе».

А. Тойнби видел причину  развития цивилизаций в т.н. «вызове», бросаемом человеческой популяции  окружающей средой. В ситуации, когда  природные условия были в достаточной  степени суровыми, чтобы стимулировать  людей к борьбе за улучшение жизни, но не настолько жесткими, чтобы  парализовать усилия этноса, происходило  интенсивное развитие цивилизаций. В случае же комфортной географической среды человечество прекращало экономическое  развитие, имея возможность без особых усилий наслаждаться природными благами.

Этногенетическая концепция  Л.Н Гумилева является применением  учения В.И. Вернадского о биосфере к истории развития этносов. «Этногенез - природный процесс, флюктуация энергии  живого вещества биосферы». Так как  человек является не только социальным, но и биологическим организмом, то любая его популяция приобретает в 

процессе эволюции определенные отличительные признаки, т.е. «поведение... каждого этноса - просто способ адаптации к своей географической среде». Примером влияния природной среды на судьбу этноса является гибель критской цивилизации в результате извержения вулкана на о-ве Санторин (в данном случае корректнее было бы говорить о действии совокупности ряда факторов). Гипотетической причиной постепенного заката цивилизаций майя, этрусков и до-арийской Хараппы могли послужить локальные экологические кризисы, вызванные нерациональным природопользованием.

Что касается взаимоотношений  этносов с окружающей средой, то здесь можно отметить две противоположных  тенденции. В первом случае этнос  стремится жить в гармонии с природой, не противопоставляя ей себя. Такая  человеческая популяция может существовать в течение длительного времени  без существенных изменений, но никогда  не достигает уровня цивилизации. Во втором случае этническая система осуществляет активные преобразования окружающей среды  в своих интересах, стремясь подчинить  природу человеку. Именно такие этносы дают начало могущественным, но, как  правило, недолговечным цивилизациям. Разумеется, в истории любого этноса можно отметить обе тенденции, но все же с явным преобладанием  той или другой. Традиционно к  «экофильным» цивилизациям принято  относить китайскую, индоарийскую и т.п., к «экофобным» - цивилизации майя, этрусков, греческую и др.

Все перечисленные концепции  утверждают, что национальная культура любого народа тесно связана с  той природной средой, в пределах которой осуществлялось его становление  и развитие. Экологическая компонента не предопределяет судьбу этноса, но позволяет  лучше понять менталитет того или  иного народа. Попытка унифицирования образа жизни этнических образований  неизбежно приводит к отрыву последних  не только от традиционной культуры, но и от соответствующей природной  среды, превращению этноса в нестойкое  и, в конечном счете, деградирующее  образование.

Вопрос №15 Природная среда и этнос.

Человечество во всей своей  совокупности оказывает на природные  системы некоторое суммарное  воздействие, последствия которого мы обсуждали в предыдущих статьях. Однако разные народы, или этносы (греческое  «этнос» — племя, народ) по-разному  взаимодействуют с природной  средой. Даже стирающая национальные различия современная техническая  цивилизация не может полностью  унифицировать типы и принципы взаимодействия разных этносов со вмещающими ландшафтами. Ландшафтами называются однородные природные системы, такие как, например, горы или долины, степи, леса, морские побережья и т. п. Основное, что отличает этнос в современном понимании от народа, — его единство, прежде всего по типу взаимодействия с природным окружением.

Хотя терминологически этнос  и народ — практически синонимы, термин народ в современном понимании  ближе термину нация, т. е. население  одного государства. Ближе к понятию  «этнос» стоит такое понятие, как национальность, то есть родственная, «кровная» принадлежность к какой-то исторически сложившейся общности людей, как правило, пользующихся одним  языком, исповедующих преимущественно  одну религию и предпочитающих одни и те же формы ведения хозяйства, особенности кухни и множество  жизненных «мелочей», того, что называют образом жизни. Строгого, всеми принятого определения понятия «этнос», к сожалению, не существует, поскольку взаимоотношения этносов, наций, государств очень разнообразны (см. так же статью "Население Земли").

Есть случаи, когда один народ, имеющий один язык и общее  происхождение, образует несколько  государств, отличающихся, например, вероисповеданием, как народы бывшей Югославии, говорящие  на одном сербскохорватском языке  — православные сербы, католики-хорваты  и мусульмане Боснии и Герцеговины. Достаточно много в мире и полиэтнических, многонациональных государств, таких  как наша Россия и некоторые другие республики бывшего Советского Союза, Канада, Индия. В то же время этнос  составляют не обязательно в какой-то мере родственные люди одной, как  могло бы показаться, национальности. Так, например, древнерусский этнос, исторически оформившийся как Киевская Русь (см. статью "Славянские народы"), при своем возникновении включил  в себя несколько восточнославянских племен (славяне, древляне, дреговичи, тиверцы, вятичи и другие), германское племя варягов-русов, к которому принадлежал основатель Киевской державы  Рюрик, аборигенные финно-угорские и балтские племена. Тем не менее потомки этих народов считают себя единой нацией, образуя современный восточнославянский суперэтнос, состоящий из трех родственных этносов (или субэтносов) — русских, белорусов, украинцев. По-видимому, прав Л. Н. Гумилев, считая, что кроме общих принципов ведения хозяйства, членов одного этноса объединяет некоторая психологическая общность, выражающаяся в противопоставлении себя другим таким же этносам — «они не такие, как мы».

Наиболее близка экологическому подходу концепция этноса, развитая Л. П. Гумилевым. Этнос есть, по Гумилеву, форма существования вида Homo sapiens в биосфере. Каждый этнос возникает  в результате появления в каком-то старом этносе группы людей, страстно желающих изменить всю жизнь своего народа. Это свойство Л. Н. Гумилев  назвал пассионарностью; он считал, что  пассионарность (страстность) — результат  мутации, возникающей под действием  приходящего из космоса излучения. Как бы ни относиться к этой гипотезе возникновения пассионарности, роль ее в этногенезе, очевидно, очень  велика. И эта роль не уменьшится, если выяснится, что пассионарность имеет в основе не мутационное  происхождение и генетическую базу. Если бы это было так, то начало этногенеза отмечалось бы множеством других мутаций  не только у людей, но и у растений и животных, и это не могло остаться незамеченным современниками. Возможно, механизм возникновения пассионарности лежит в области человеческой психики и воздействий на нее  условий жизни людей.

Впрочем, гипотеза Гумилева, при всей своей привлекательности  для эколога, поддерживается далеко не всеми этнологами и историками. Трудно предсказать, что из этой гипотезы пройдет проверку временем и получит  дополнительные подтверждения, а что  будет отвергнуто или заменено более  обоснованными положениями. Но если даже достаточно велика вероятность  того, что часть или даже многие из предложенных Л. Н. Гумилевым механизмов возникновения, развития и гибели этносов  окажутся неверными, обобщенные им эмпирические данные по истории многих этносов  убеждают, что процесс этногенеза проходит по достаточно определенным законам.

По Гумилеву, в начале цикла этногенеза «пассионарный  заряд» нового этноса растет, этнос  расширяет свою территорию, поглощая или уничтожая соседние этносы, менее  пассионарные в этот момент своей  истории, затем его пассионарность постепенно снижается, жизнь людей  стабилизируется. Вместо честолюбивых завоевателей этнос начинает обращаться к спокойным расчетливым людям  как идеалу, начинают стабилизироваться  связи этноса со вмещающим ландшафтом, постепенно устанавливается равновесие между населением территории и природной средой. К этому времени вырабатываются устойчивые традиции как в общественной жизни, так и в хозяйственной деятельности. В этот период «золотой осени» этноса развиваются искусства, вырабатывается достаточно устойчивое законодательство, но все более укрепляются эгоистические мотивы поведения людей. Уровень пассионарности продолжает снижаться, и этнос, вместе с занимаемой им территорией, становится легкой добычей других, молодых и пассионарных этносов.

Вовсе не обязательно при  этом уничтожаются или вымирают люди, они в значительной мере входят в  состав нового этноса. Но это уже  другой народ, с другой культурой, другим языком, другими принципами взаимодействия с природной средой. Тщательное исследование истории многих этносов Азии и  Европы позволило Л. Н. Гумилеву установить примерный срок существования этносов. Полный цикл этногенеза составляет 1500-2000 лет. При этом новый этнос, возникая в конкретном ландшафте, формируется  не только на основе традиций, принесенных  его членами из прежних этносов, но и в значительной мере под «диктатом» Конкретной природной среды. Несоответствие форм хозяйствования возможностям и  условиям природной среды ведет  к ее разрушению. Вследствие этого  каждый новый этнос либо достаточно быстро исчезает, не завершив своего этногенеза, либо постепенно «подгоняет» формы и интенсивность хозяйства к возможностям и особенностям вмещающего ландшафта.

Вопрос №16 Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).

В процессе изучения этносов  и обобщения полученных данных стали возникать различные школы и направления в этнологии. Основные направления и школы этнологии:

1)Эволюционизм- направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Сторонники: Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган, Джеймс Фрэзер.

Основные положения  эволюционизма:

  • Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
  • В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
  • Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
  • Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"