Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
этнологические источники-любое явление, которое может использоваться для иследования этноса.
Археологические материалы
артифакты
устные сведения
мемораты( от лат. память)- зафиксированные сведения.
хроники(летописи)
Записи путешественника (Колумб, Марко Полло)
Афонасий Никитин "Хождения за 3 моря"
худож-е произведения: путешествия гуливера, "война и мир".
изобразительные источники- наскальные рисунки, росписи на храмах, рисунки в книгах, карты и тд.
аудиозаписи, видеоматериал.
Этнологические исследования базируются на нескольких источниках.
9. Методы исследования в этнологии.
Каждая наука предполагает
изучение своего объекта с помощью
всего объема накопленных ею знаний
и соответствующих методов
Метод полевых исследований – один из основных при изучении этносов и этнических процессов. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена. Отсюда и ценность метода полевых исследований заключается в том, что этнолог становится свидетелем и соучастником жизни этноса.
Исторический метод, в свою очередь, основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников.
Изучение археологических
материалов позволяет восстановить
и реконструировать этническую и
культурную историю народов. Этот метод
– самый надежный и достоверный
способ получения первичной
Изучение письменных источников также весьма надежный способ получения информации, поскольку различного рода письменные источники получили предварительную оценку на доверие собственными составителями. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания народов, составленные ими самими или представителями других народов.
Среди других методов этнологических исследований немаловажное значение отводится сравнительному языкознанию, сущность которого заключается в сравнении определенных слов и терминов из разных языков и установлении соотношения близких языков и степени их родства.
Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки.
10. Этнические процессы и их классификация.
этнические процессы
признаки: язык, культура, этническое самосознание.
классификация этнических процессов:
-скорость изменений
этноэволюционные-медленное постепенное изменение этноса.
этнотрансформационные процессы- резкое координальное изменение этнических процессов, включая этническое самосознание.
этнообъед-е, этнораздел-е.
этническая консолидация- затрагивает близкие по языку и культуре , которые объединяются в прочное образование.
этническая фузия- различие в том что здесь объеденяются болле крупные и самостоятельные этносы.
этноинтеграция-2 этноса на одной тер-рия объед-ся для использования ресурсов, защиты и тп.
этномиксация- смешение неродственных этносов.
ассимиляция- частичная или полная утрата культуры в пользу доминирующей культуры. 2 вида: добровольная, насильственная.
этническая парциация- разделение преждеединого этноса.
сепарация- часть этноса обосабливается от основного этноса,со временем становится самостоятельным этносом.
дисперсия-незавершенное разделение,где этнос еще не стал самостоятельным.
аккультурация: 1 адаптация индивида или группы к какой-либо культуре.
2 взаимное влияние отличающихся соседских культур.
Вопрос № 11 Типы этнических общностей.
Этнические общности выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.
Началом развития этнических общностей был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного развития переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.
Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.
Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов и моногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.
Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.
Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или растения — кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось — вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).
Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов.
Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.).
Появление союзов племен, завоевания
и переселения привели к
Народность — это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Нации начинают возникать в рабовладельческую эпоху, этот процесс продолжает осуществляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. Процесс этот довольно сложный и может находить свое выражение в разных формах.
Нация — это историческая общность людей. В качестве основы выделения нации принимается: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.
Нации начинают складываться
из различных племен и народностей
в период преодоления феодальной
раздробленности и укрепления централизованных
государств, происходящее на основе развития
капиталистических
Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,
Вопрос №12 Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.
Гармонизация межнациональных отношений
Гармонизация всего комплекса
межнациональных отношений
Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Во всяком случае, национальная политика должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов.
Вопрос №13 Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.
Культура и ее типы в этнологии
Клайд Клакхон – американский антрополог, исследователь культуры индейцев навахо. Большую известность получили общетеоретические исследования культурных паттернов, национального характера, ценностных систем и универсальных ценностей. Антропологию понимал как междисциплинарную науку, играющую главную роль в интеграции наук о человеке.
Культура – 1) совокупность достижений людей во всех сферах жизни; 2) высокий уровень этих достижений
Сферы культуры (по Арутюнову)
• Культура первичного производства
• Культура жизнеобеспечения
• Соционормативная культура
• Гуманитарная культура
Культурные слои (по Н.И. Толстому)
1. Культура образованного (грамотного) слоя. (пример, книжная, элитарная)
2. Культура народная(крестьянская)
3. Культура промежуточная (культура для народа)
4. Традиционно-
14. Проблемы этнического самосознания.
Самосознание этноса - сложное, многофакторное духовно-социальное явление со своей структурой и внутренними связями. Анализ зарубежных теорий самосознания указывает на тот факт, что этническое самосознание - одна из важнейших составляющих социальной идентичности личности, возникающая в результате сравнения своего этноса с другими.