Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

этнологические источники-любое явление, которое может использоваться для иследования этноса.

Археологические материалы

артифакты

устные сведения

мемораты( от лат. память)- зафиксированные сведения.

хроники(летописи)

Записи путешественника (Колумб, Марко Полло)

Афонасий Никитин "Хождения за 3 моря"

худож-е произведения: путешествия  гуливера, "война и мир".

изобразительные источники- наскальные рисунки, росписи на храмах, рисунки в книгах, карты и тд.

аудиозаписи, видеоматериал.

Этнологические исследования базируются на нескольких источниках.

9. Методы исследования  в этнологии.

Каждая наука предполагает изучение своего объекта с помощью  всего объема накопленных ею знаний и соответствующих методов позволяющих  получить более полное и точное знание об изучаемом объекте. Современная  наука располагает довольно большим  количеством методов познания. В целом все их можно разделить на общенаучные и специальные, применяемые в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от специфики изучаемого объекта. Из общенаучных методов этнология отдает предпочтение историческому и социологическому, а из специальных – методу полевых исследований.

Метод полевых исследований – один из основных при изучении этносов и этнических процессов. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте  проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни  исследуемой этнической группы в  качестве ее полноценного члена. Отсюда и ценность метода полевых исследований заключается в том, что этнолог  становится свидетелем и соучастником жизни этноса.

Исторический метод, в  свою очередь, основан на таких методах  сбора информации, как изучение археологических  материалов и письменных источников.

Изучение археологических  материалов позволяет восстановить и реконструировать этническую и  культурную историю народов. Этот метод  – самый надежный и достоверный  способ получения первичной информации: благодаря современным приемам  изучения и датирования археологических  материалов он позволяет довольно точно  определить время исторических событий  или возраст предметов культуры.

Изучение письменных источников также весьма надежный способ получения  информации, поскольку различного рода письменные источники получили предварительную  оценку на доверие собственными составителями. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания  народов, составленные ими самими или  представителями других народов.

Среди других методов этнологических исследований немаловажное значение отводится  сравнительному языкознанию, сущность которого заключается в сравнении  определенных слов и терминов из разных языков и установлении соотношения  близких языков и степени их родства.

Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских  методов, технических приемов и  процедур сбора, обработки и анализа  информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки.

10. Этнические  процессы и их классификация.

этнические процессы

признаки: язык, культура, этническое самосознание.

классификация этнических процессов:

-скорость изменений компонентов  этноса

этноэволюционные-медленное  постепенное изменение этноса.

этнотрансформационные процессы- резкое координальное изменение этнических процессов, включая этническое самосознание.

этнообъед-е, этнораздел-е.

этническая консолидация- затрагивает близкие по языку и культуре , которые объединяются в прочное образование.

этническая фузия- различие в том что здесь объеденяются болле крупные и самостоятельные этносы.

этноинтеграция-2 этноса на одной тер-рия объед-ся для использования  ресурсов, защиты и тп.

этномиксация- смешение неродственных этносов.

ассимиляция- частичная или полная утрата культуры в пользу доминирующей культуры. 2 вида: добровольная, насильственная.

этническая парциация- разделение преждеединого этноса.

сепарация- часть этноса обосабливается от основного этноса,со временем становится самостоятельным этносом.

дисперсия-незавершенное  разделение,где этнос еще не стал самостоятельным.

аккультурация: 1 адаптация  индивида или группы к какой-либо культуре.

2 взаимное влияние отличающихся  соседских культур.

 

Вопрос № 11 Типы этнических общностей.

Этнические общности выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.

Началом развития этнических общностей был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а  на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного  развития переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.

Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.

Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов  и моногамной семьи. С родом связано  уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.

Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.

Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что  данные животные или растения —  кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие  явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так  и эндогамия (запрещалось — вне  клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились  в современных обществах и  все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).

Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов.

Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или  диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов  хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже  зачатки внутренней организации: вождя  или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и  вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.).

Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к  объединению их в народности.

Народность — это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Нации начинают возникать в рабовладельческую эпоху, этот процесс продолжает осуществляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. Процесс этот довольно сложный и может находить свое выражение в разных формах.

Нация — это историческая общность людей. В качестве основы выделения нации принимается: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.

Нации начинают складываться из различных племен и народностей  в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических  отношений и объединения местных  рынков в общенациональный.

Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это  основано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,

Вопрос  №12 Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.

Гармонизация межнациональных  отношений 

Гармонизация всего комплекса  межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений между народами, а также демократизации и гуманизации  их национального сознания и деятельности политических институтов. Развитие демократизма по всем этим направлениям отвечает подлинным  интересам всех народов и расширяет  возможности действия объективных  тенденций развития межнациональных  отношений.                                                            В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности  все большего числа наций, совершенствовании  их государственности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество.                                         Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденции развития наций и межнациональных отношений.                                                                                                                                                                                                  В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:

  • Этническую консолидацию народов, т.е. развитие их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности;
  • Межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей, как в настоящее время, так и в будущем;
  • Ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило, ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.

Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении  той или иной национальной политики. Во всяком случае, национальная политика должна быть взвешенной, учитывать  весь комплекс объективных и субъективных факторов.

Вопрос №13 Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.

Культура и ее типы в  этнологии

Клайд Клакхон – американский антрополог, исследователь культуры индейцев навахо. Большую известность  получили общетеоретические исследования культурных паттернов, национального  характера, ценностных систем и универсальных  ценностей. Антропологию понимал как  междисциплинарную науку, играющую главную роль в интеграции наук о  человеке.

Культура – 1) совокупность достижений людей во всех сферах жизни; 2) высокий уровень этих достижений

Сферы культуры (по Арутюнову)

• Культура первичного производства

• Культура жизнеобеспечения

• Соционормативная культура

• Гуманитарная культура

Культурные слои (по Н.И. Толстому)

1. Культура образованного (грамотного) слоя. (пример, книжная, элитарная)

2. Культура народная(крестьянская)

3. Культура промежуточная (культура для народа)

4. Традиционно-профессиональная культура (пример, пастушечья, пчеловодческая, гончарная и т.д.)

14. Проблемы этнического  самосознания.

Самосознание этноса - сложное, многофакторное духовно-социальное явление  со своей структурой и внутренними  связями. Анализ зарубежных теорий самосознания указывает на тот факт, что этническое самосознание - одна из важнейших составляющих социальной идентичности личности, возникающая  в результате сравнения своего этноса с другими.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"