Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям.

В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии.

Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов.

С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах.

Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.

Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны.

За 1946—1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров.

В послевоенный период были приняты меры по улучшению подготовки кадров для учреждений культуры.

В 1949-50 гг. в Московском, Ленинградском и Харьковском библиотечных институтах были открыты факультеты культпроеветработы для подготовки работников высшей квалификации, развивалась сеть областных культпросветшкол.

В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвертого издания Сочинений В. И. Ленина.

 В послевоенные годы  большое распространение получили  двухгодичные университеты марксизма-ленинизма. Повсеместно на предприятиях, учреждениях создавались кружки по изучению истории Коммунистической партии.

Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.).

Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения.

В те годы в стране была создана система управления, основанная на жестком централизме, детальном регламентировании деятельности.

В тех особых условиях она обеспечила решение в кратчайшие сроки таких стратегических задач, на которые в развитых странах ушли десятилетия.

Централизованный характер управления еще более усилился в годы войны. В основном он был сохранен и в условиях послевоенного восстановления, что не могло не отразиться на социально-культурной сфере.

 Сложившийся в этот  период культ личности тормозил воспитательное влияние учреждений культуры на людей. Массовые репрессии оказали пагубное воздействие на духовное развитие личности.

Культ утверждал догматический способ мышления, авторитарность суждений, уход от реальных жизненных проблем и противоречий, их осмысления и объяснения.

В сознание людей, механизмом внедряется антигуманная психология культа личности, идеология, которая становится оружием идолослужения, воздействия на умы, поглощающим собой духовную сферу деятельности.

Коммунистическая партия рассматривала культуру прежде всего как средство обслуживания идеологической сферы и особенно зорко следила за тем, чтобы в ней не обнаружились явления, противоречащие официальным идеологическим установкам.

  В 1946 году  центральный  комитет коммунистической партии  принял ряд постановления о литературе, музыке, театре, кино ("О журналах "Звезде" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров к мерах по его улучшению", "Об опере В. Мурадели "Великая дружба", "О кинофильме "Большая жизнь" и др.). преследующих цель борьбы с "формализмом" в художественно культуре как течением, чуждым принципам "социалистического реализма".

В адрес видных деятелей литературы и искусства (среди них были имена А. Ахматовой, М. Зощенко. Д. Шостаковича, С. Прокофьева) выдвигались обвинения в "аполитичности" и "безыдейности" .

  Все, что не вписывалось в рамки официально признанных представлений о "советском искусстве", обозначалось терминами "формализм", "модернизм

В эти годы был ликвидирован Музей нового западного искусства, содержащий великолепную коллекцию Французских художников-импрессионистов конца Х1Х-начала XX вв.,

- закрыт музей скульптора А. Голубкиной,

-упразднен институт прикладного и декоративного искусства, руководимый А.Дейнекой к т.д.

Борьба с "космополитизмом" развернулась первоначально также в области культуры. Поводом послужила опубликованная 28 января 1949 г. в газете "Правда" статья под заголовком "Об одной антипатриотической группе театральных критиков".

В ней группа искусствоведов подверглась жестокой критике за скептицизм и неверие в возможности советского театра.

Они представлялись как "безродные космополиты", проявляющие "низкопоклонничество"перед Западом" и растлевающие своими идеями театральную молодежь.

С театра "борьба с космополитизмом" перекинулась затем и на другие сферы искусства.

Во второй половине 40-х годов работники кино создали ряд патриотических фильмов, посвященных героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» и др. В ряде фильмов советские киномастера создали замечательные образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие чувство гордости за великий русский парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные картины о жизни советских людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).

С середины 50-х годов киноискусство переживает большой подъем.

Выросло число киностудий. Быстро растет число художественных фильмов (в 1958 г.—108);

- расширилась тематика, жанровое  разнообразие выпускаемых фильмов.

Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные версты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Несколько фильмов было посвящено образу Ленина («Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине»).

Героизм, проявленный советским пародом в годы Великой Отечественной войны, оставался постоянной  темой советского киноискусства.

Ряд фильмов создан на эту тему («Бессмертный гарнизон», «Летят журавли», «Красные листья», «Ленинградская симфония» и др.).

 Но центральной темой  советского кино являлся показ  современника («Высота», «Наш двор», «Поэма о море», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и многие другие).

Советские киномастера осуществили экранизацию ряда произведений советской и классической литературы: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сестры» и «Восемнадцатый год» А. Толстого, «Первые радости» К. Федина, «Идиот» Ф. Достоевского.

Выводы. Процесс восстановления и развития культурно-просветительной работы России послевоенного десятилетия обусловливался комплексом политических, экономических, условий, а также культурно-воспитательными целями государства.

 Данные факторы и  условия характеризовались следующими  особенностями:

- политические события  в стране (смерть И.В. Сталина) создали предпосылки для демократизации общественной жизни страны, пробуждения общественного сознания от идеологических догм и коммунистических мифов.

 Именно в этот период  сложились необходимые условия для формирования исторической науки о культуре:

- деятельность культурно-просветительных  учреждений стала носить более  демократический характер,

- но в то же время  не были изменены цели, задачи, принципы и социальные функции  культурно-просветительной работы.

 Тяжелое экономическое положение страны не позволяло создать должную материально-техническую базу для эффективной деятельности культурно-просветительных учреждений.

-несмотря на некоторые  успехи в сфере образования  общий образовательный уровень  населения оставался низким, особенно  на селе, что проявлялось в  неразвитости досуговых интересов  и потребностей населения;

- послевоенный период  характеризовался патриотизмом и большим энтузиазмом народа, трудовым подъемом и активностью участия населения в деятельности культурно-просветительных учреждений, участия в самодеятельном художественном творчестве, восстановлении культурно-просветительных учреждений методом народной стройки.

Положительные тенденции. Для культурно-просветительной работы послевоенного десятилетия были характерны как положительные, так и отрицательные тенденции.

К положительным тенденциям следует отнести

- развитие сети культурно-просветительных учреждений,

- реорганизацию изб-читален  в сельские клубы,

- формирование системы  подготовки кадров и повышения  квалификации, использования метода  театрализации в технологиях  культурно-просветительной работы,

- зарождение новых форм  работы (тематические вечера, устные журналы, любительская песня),

- усиление внимания к  культурному обслуживанию населения.

Отрицательные тенденции. - предписание культурно-просветительной работе несвойственных принципов и функций,

- жесткий контроль, диктат и бюрократизм в управлении,

-чрезмерная политизация  и идеализация содержания работы,

- медленный рост материальной  базы и образовательного уровня  штатных работников,

-свертывание сети колхозных  клубов,

- уменьшение выделения  с 50-х годов средств на содержание и строительство культурно-просветительных учреждений,

- снижение посещаемости  культурно-просветительных учреждений  различными слоями населения  и участия молодежи в самодеятельном  творчестве,

- использование «кампанейщины»  как метода работы учреждений.

В основе культурно-просветительной работы послевоенного десятилетия оставалась тоталитарная педагогическая парадигма социального воздействия, сформированная в 30 е годы.

В основе парадигмы лежало коммунистическое представление о, воспитании, экономике, культуре, обществе, человеке и его досуге. Ей было свойственно единство идеологического и просветительного воздействия, полное подчинение целям коммунистического воспитания, политическим и экономическим интересам построения социалистического общества, формирования советского человека с коммунистическим мировоззрением, игнорирование личности с её интересами и потребностями.

Также следует отметить, что культурно-просветительная работа имела иерархическое строение и обладала соответствующими системными свойствами. Она являлась частью социально-культурной среды и была направлена на её развитие.

Лекция № 9. Досуговая  деятельность и социально-культурные процессы

 в 1956-1990 гг.

 

Сфера досуга и свободного в советский период являлась  объектом государственного регулирования и культурной политики.

Быт, досуг, а также оздоровительная, и культурно-досуговая сфера советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка.

Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.

Этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

После смерти Сталина в 1953 г. обстановка в стране начала меняться. Наступил период, вошедший в современный лексикон под названием "оттепели" .

Решения 20 съезда КПСС и постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.) дали толчок к оживлению демократических самодеятельных начал в учреждениях культуры.

В этот период более регулярно стали проводиться конференции и совещания работников культуры.

 В практике работы учреждений культуры постепенно стали возрождаться демократические формы их организации.

С зарубежными государствами укреплялись политические, экономические и культурные контакты

Вместе с тем кардинальных перемен в жизни страны добиться не удалось.

Причина заключалась в том, что незыблемым оставался сам характер утвердившегося в СССР общественного строя и идеологические основы, на которых он зиждился.

Несмотря на некоторые послабления в духовной сфере, партия  не изменила существенным образом отношения к культуре.

Одновременно с появлением таких произведений, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, которые по старым "сталинским" меркам относились к разряду "крамольных",

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"