Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 Александр Александрович Покровский (1879-1942). 1 января 1919 года  он стал директором новой библиотеки, которая мыслилась как организационный и методический центр московских городских библиотек (в настоящее время — Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова). В 1921 году он становится постоянным консультантом библиотечного отдела Главполитпросвета. Н. К. Крупская весьма ценила своего сотрудника и писала о нем в газете «Правда»: «У А. А. Покровского громадный опыт, громадная любовь к делу, мы, коммунисты, очень многому от него научились и привыкли его ценить». Несмотря на столь лестную оценку, Крупская в начале 1930-х годов не захотела защитить беспартийного библиотековеда от обвинений в «антипартийном уклоне». Покровский был отстранен от научной и педагогической деятельности и скончался в августе 1942 года.

Советская интеллигенция. Поколения советской интеллигенции существенно отличаются от предыдущих дворянских и разночинных поколений тем, что они не формировались в результате естественной смены поколений, а искусственно выращивались господствующей большевистской субкультурой по своему образу и подобию., Советская интеллигенция — один из результатов социального эксперимента, начатого большевиками после захвата власти.

Молодые «выдвиженцы» заняли руководящие посты в партийном аппарате и народном хозяйстве, обеспечив И. В. Сталину нужные рычаги власти. Пользуясь этими рычагами, Сталин в 1929-1934 годах совершил «великий перелом» — не только подавил троцкизм и правую оппозицию, навязал индустриализацию и коллективизацию, но и начал формирование основ советского тоталитаризма, который по праву можно назвать сталинизмом.

В феврале 1934 года состоялся XVII съезд ВКП(б) — «съезд победителей», закрепивший эти достижения сталинского режима. Накануне Октябрьской революции из 20 членов ЦК, избранных на VI съезде партии в августе 1917 года, образование выше среднего имели 7 человек (35 %), а низшее образование (городское начальное училище, духовное училище) — 4 человека (20 %), в том числе Сталин, Свердлов, Ногин. В марте 1921 года X съезд РКП(б) избрал ЦК в составе 25 членов, из которых высшее или незаконченное высшее образование имели  6 человек (24 %), а рабочих, ремесленников, крестьян с низшим образованием представляли 10 партийцев (40 %).

В составе сталинского политбюро ВКП(б) с декабря 1930 года (XVI съезд партии) по февраль 1941-го не было ни одного человека с законченным высшим образованием. Не менее вопиющая необразованность царила на среднем, во многом определяющем уровне управления: в 1939 году 71,4 % секретарей райкомов, горкомов, окружкомов и 41,1 % секретарей крайкомов и ЦК компартий союзных республик не имели даже среднего образования. Большевистское руководство не имело вузовских дипломов, но постоянно приобретало практически нужные знания путем партийной учебы, самообразования, общения со специалистами. По сути дела сталинский «генералитет» — это отряд интеллектуалов, а «офицерство» на местах в массе своей — полуинтеллектуалы. Оказалось, что этого человеческого потенциала достаточно для того, чтобы, как писал Ленин, «управлять Россией». В том числе для того, чтобы вырастить «нового человека» — homo soveticus и героическое поколение советской интеллигенции.

Выводы. 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. За эти годы был накоплен определенный опыт работы с населением.

    • Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в

 городе и деревне.

    • Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности

 народа в организации  работы культурно-досуговых учреждений

    • Положительный опыт культурно-досуговых учреждений

 использовался в последующие  годы и является источником преемственности в    современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», -  писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга,  которые призваны знать, сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции.

    • Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности

 стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг.

    • Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.
    • Заорганизованность, политическая ангажированность деятельности

культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. - трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.

 

Лекция № 7. Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны

 

Великая Отечественная война необратимо изменила  
естественный ход жизни. Война стала бытом миллионов. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил – они жили в условиях войны: фронта, тыла оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.

Великая Отечественная война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей, Великая Отечественная война была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

Резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Перестройка культурно-просветительной работы с мирного на военный лад началась с первых дней войны, и проводилась, прежде всего, в действующей армии.

Накануне Отечественной войны в стране насчитывалось 108 тысяч клубов и 77 тысяч массовых библиотек с книжным фондом в более 64 млн. экземпляров, что позволяло охватить культурным обслуживанием широкие массы трудящихся.

Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущностей фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением.

  Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Коренным образом изменились  условия работы. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы.

Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др.

Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы.

Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны,  чтение газетных статей и очерков.

 Среди известных авторов  особой популярностью пользовались  писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др.  Большое  эмоциональное впечатление на  слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза.

Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры : походные клубы,

агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали:

агитационно-пропагандистская,

оборонно-массовая работа,

проведение широкой справочной работы,

участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг.

Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью. В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения.  Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность.

Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры.

Учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях.  Читались вслух  письма с фронта. Вдовы и солдатки самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников культурно-досуговых учреждений.

Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.

В концертах и тематических программах фронтовых бригад воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины,

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений.  Радость и наслаждение доставляли людям выступления артистов- профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

В связи с тем, что в тяжелых условиях войны у части населения возродились религиозные взгляды, наблюдается рост религиозной обрядности, крещений, венчаний, похорон, служения молебнов в поле, проведения религиозных праздников, в учреждениях культуры усиливается под нажимом партийных организаций антирелигиозная пропаганда.

В целях радикального улучшения работы по перевозке и пересылке писем и печати в Красную Армию и улучшения работы почтовой связи в стране - Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Обязать НКПС:

а) включить почтовые вагоны в составы всех скорых, пассажирских и товарно-пассажирских поездов;

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"