Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

б) в случае скопления значительного количества почтовых отправлений и печати и невозможности перевозки их в обычных почтовых вагонах, выделять по требованию органов НК Связи товарные вагоны, прицепляя их к прямым маршрутным поездам.

2. запретить дальнейшую  мобилизацию автотранспорта и конского поголовья, занятого на перевозке почтовой корреспонденции и печати.

3. Ввести с 22 августа 1941г. обязательную платную трудовую  повинность населения для обеспечения  бесперебойной перевозки и доставки  почты и печати на внутриреспубликанских (внутриобластных и внутрирайонных) почтовых трактах.

Отдых и досуг солдат и офицеров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны как и вся их повседневная жизнь в этот период, существовали и развивались на нескольких взаимопересекающихся линиях:

1.     Организованные и самодеятельные формы;

2.      Коллективные и индивидуальные;

3.      Идеальные и утилитарные составляющие.

 Отдых и досуг, развиваясь  в контексте событий войны  – как один из факторов, обеспечивших  конечную победу СССР в войне.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

Лекция № 8. Культурно-просветительная работа и социальная работа

 в 1945 – 1955 годах

 

Основной задачей послевоенного периода являлось восстановление народного хозяйства, в т.ч. и учреждений культуры, разрушенных в годы войны.

Клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях были разграблены, использовались не по назначению.

  Государственные органы также часто использовали клубы и другие учреждения культуры под госпитали, склады для хранения продовольствия и оружия.

Необходимо было не только восстановить существовавшие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах которые наиболее пострадали в годы войны.

В это  период отмечается большая инициатива самого населения по восстановлению предприятий, фабрик, заводов, железных дорог, зданий учреждений досуга.

Программа работы по дальнейшему укреплению системы культурно-просветительных учреждений была намечена в Четвертом (первом послевоенном) пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР, утвержденном Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г.

Пятилетний план предусматривал не только восстановление разрушенных во время войны культпросветучреждений, но и значительное расширение их числа.

Одним из важнейших документов, положенных в основу деятельности культпросветучреждений, было постановление ЦК ВКП(б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.».

   В постановлении подчеркивалось, что разъяснение трудящимся задач послевоенной пятилетки и мобилизация советских людей на выполнение и перевыполнение нового пятилетнего плана является не кратковременной кампанией, а органической составной частью всей агитационной и пропагандистской работы на предстоящий период.

ЦК ВКП(б) «предлагал организовать для трудящихся лекции, доклады и беседы о новом пятилетнем плане, по вопросам развития промышленности и транспорта, сельского хозяйства, об основной экономической задаче СССР, путях завершения строительства социалистического общества и постепенного переходи к коммунизму, о роли советской науки.

В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа».

В Российской Федерации был создан Комитет по делам культурно- просветительных учреждений при Совете народных комиссаров РСФСР и соответствующие органы на местах.

Начался процесс выработки новых приоритетов в содержании работы, подготовке кадров, размещении сети учреждений по территории страны.

 Предпринимались меры  для улучшения материально- технического  состояния учреждений и повышения  престижа профессии.

Наряду с методами агитации и пропаганды в работе учреждений стал использоваться метод клубной (художественной) драматургии

Всё это дает основание считать 1945 год началом нового этапа в истории культурно-просветительной работы.

В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа». В Российской Федерации был создан Комитет по делам культурно- просветительных учреждений при Совете народных комиссаров РСФСР и соответствующие органы на местах.

Начался процесс выработки новых приоритетов в содержании работы, подготовке кадров, размещении сети учреждений по территории страны. Предпринимались меры для улучшения материально- технического состояния учреждений и повышения престижа профессии.

Наряду с методами агитации и пропаганды в работе учреждений стал использоваться метод клубной (художественной) драматургии. Всё это дает основание считать 1945 год началом нового этапа в истории культурно-просветительной работы.

Партия и правительство считали необходимым иметь в каждом краевом и областном  центре дом народного творчества, краевую или областную библиотеку, краеведческий музей, лекционное бюро; в районном центре — дом культуры, районную библиотеку, лекторскую группу; в селе — клуб или избу-читальню, сельскую библиотеку (стационарную или передвижную) или пункт выдачи книг.

В октябре 1945 г. был создан важный методический 
центр культурно-просветительной работы — Государственное издательство культурно-просветительной литературы (Госкультпросветиздат), в задачу которого входил выпуск научно-просветительной литературы, книг и брошюр в помощь лектору, различных наглядных пособий, репертуара для художественной самодеятельности и т.д.

Сразу после создания Комитета одной из его первоочередных задач рассматривалось улучшение культурного обслуживания населения, отмечалась запущенность этой работы, звучал призыв не бояться «культурничества, так как после тяжелых военных лет люди хотят отдохнуть, развлечься».

 Комитет поддерживал развитие культурно-досуговой работы, в районных Домах культуры была введена должность массовика-затейника.

 После постановлений 1946 г. данное направление работы стало рассматриваться как безыдейное, а термин «развлечение» приобрел отрицательный смысл, его перестали использовать в научной и учебно- методической литературе.

 Должности массовиков-затейников в культурно-просветительных учреждениях были упразднены.

Сразу после создания Комитета одной из его первоочередных задач рассматривалось улучшение культурного обслуживания населения, отмечалась запущенность этой работы, звучал призыв не бояться «культурничества, так как после тяжелых военных лет люди хотят отдохнуть, развлечься».

 Комитет поддерживал развитие культурно-досуговой работы, в районных Домах культуры была введена должность массовика-затейника.

 После постановлений 1946 г. данное направление работы стало рассматриваться как безыдейное, а термин «развлечение» приобрел отрицательный смысл, его перестали использовать в научной и учебно- методической литературе.

 Должности массовиков-затейников в культурно-просветительных учреждениях были упразднены.

Победа советских людей в Великой Отечественной войне придала им оптимизм, веру в будущее своих детей, отсюда - душевный подъем и желание самовыражения.

  • В послевоенный период широкое распространение получили:

тематические вечера (вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов),

устные журналы, включающие в свои программы и страницы методы эмоционального воздействия на личность.

В домах культуры создаются народные университеты, общественно-политические кружки, ставшие базой для пропаганды знаний среди населения.

- Выступление стахановцев, новаторов производства, инженерно-технических  или сельскохозяйственных специалистов.

- Выставки продукции производства.

- Литературно-музыкальные  композиции, демонстрация световых газет, кадров из документальных кинофильмов.

   Пропаганда стахановского  движения, совмещения профессий, скоростных  методов работы на нескольких  станках занимали видное место  в социально-культурной деятельности.

Развитие в эти годы массовых форм культурно-досуговой деятельности - праздников и народных гуляний, фестивалей и смотров художественной самодеятельности.

С конца 50-х годов возродились «воскресные чтения». 

Среди-молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными среди этой категории населения были также «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч». При Дворцах и Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо деятельности.

Это были «любительские клубы» и «клубы по интересам», возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы коллекционеров.

В Москве организовано в 1947 году Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, получившее впоследствии название: Всесоюзное общество «Знание».

Оно стало школой народного просвещения и оказало методическую помощь в улучшении лекционной работы в учреждениях культуры.

В сталинской системе модифицированной политико-просветительной работы происходит полная переориентация социального мышления с рационального на иррациональное, опирающееся на идеологические догмы.

Отрицая существование бога, культпросветработники не поднялись до положительного в духовности человека, что наносит ущерб его сознанию и поведению и в настоящее время.

Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки было уделено восстановлению и расширению сети школ.

     Строительство  школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью  трудящихся.

     В стране  всеобщего семилетнего образования  создавались благоприятные условия для роста активности масс.

     Большое развитие  получили школы рабочей и сельской  молодежи, в которых без отрыва  от производства получили среднее  образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу  в годы войны.

     В1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

     Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом.

     Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, строительные  училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет

В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации

В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые.

Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники.

ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.

В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"