Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
было организовано политическое преследование поэта
Б. Пастернака (1959-1960 гг.) за опубликование им за
рубежом романа "Доктор Живаго".
В 1962 году была разгромлена выставка в Манеже, в результате чего подверглись резкой критике художники-авангардисты. Среди них был получивший в последующие годы широкое общественное признание скульптор Э. Неизвестный.
С 1956 г. стал осуществляться перевод рабочих и служащих на 7-ми и 6-часовую рабочую неделю, завершившийся к I960 г.
В 1967 г. в стране в законодательном порядке был установлен новый режим работы для всех рабочих и служащих государственный предприятий, учреждений и организаций: 41-часовая рабочая неделя с 2-мя выходными днями.
Другим важнейшим фактором, воздействующим на сферу досуга, явилось повышение образовательного уровня населения в эти годы.
В течение 1959-1965 гг. была в основном реализована идея обязательного 8-летнего обучения детей и положено начало переходу к всеобщему обязательному среднему политехническому образованию в городе и деревне.
В 1963 г. было проведено расширение заочного и вечернего высшего и среднего специального образования за счет создания новых филиалов, отделений и учебно-консультационных пунктов высших и средних специальных учебных заведений при промышленных предприятиях,
Отменена с середины 50-х гг. плата за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях.
Немаловажную роль в развитии досуговой деятельности сыграли процессы урбанизации.
С середины 50-х гг. усилилась миграция сельского населения в города, чему способствовало введение паспортного режима для крестьян.
Сельские мигранты привносили в бытовую жизнь города многие черты сельского образа жизни.
Взаимопроникновение городского и сельского образа жизни, переплетение отдельных их элементов отражалось на досуговой сфере.
Происходили значительные перемещения людей в пределах страны в связи с развернувшейся с 1954 г. кампанией по освоению целинных и залежных земель, а также начавшимся с 1959 г. крупным промышленным строительством в районах Сибири и Дальнего Востока.
В процессе освоения новых территорий происходило образование новых социальных общностей, в структуре досуга которых нередко наличествовали различные культурные образцы, формы деятельности и общения, усвоенные людьми в условиях прежних мест своего пребывания.
Огромное влияние на досуг населения оказало развитие средств массовой информации:
была достигнута практически полная радиофикация страны,
увеличился выпуск печатной продукции (газет, журналов, художественной и другого вида литературы),
появились новые аудиовизуальные средства в сфере культуры,
массовое распространение телевидения,
шло развитие звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники: радиол, магнитофонов,
стало входить в жизнь цветное, широкоэкранное, стереофоническое кино.
Все это стимулировало появление новых видов культурно-досуговой деятельности.
В 1963 г. была предпринята первая попытка социологического анализа свободного времени в Институте общественного мнения газеты "Комсомольская правда", которая вылилась в крупномасштабное социологическое исследование, охватившее практически всю страну.
В результате были получены данные о структуре свободного времени всех основных групп городского населения .
У разных групп населения, существовали общие признаки образа жизни: сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.
Членам среднестатистической семьи был доступен ряд жизненно важных культурных благ: обучение детей (от школы до вуза), медицинское обслуживание, организованный отдых (в том числе туристический, санаторный), освоение культурных ценностей.
Семья имела двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов.
Советский период примечателен тем, что была достигнута наиболее возможная в условиях полного государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны.
Активизировалась работа клубных учреждений по проведению всевозможных праздников.
С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям,
На протяжении 50-60-х гг. повсеместно городские и сельские клубные учреждения налаживают регулярную работу по организации подобных трудовых праздников, например, "Дня железнодорожника", "Дня строителя", "Дня шахтера", "Дня металлурга", "Дня рыбака", "Дня животновода", "Дня зоотехника" и т.д.
Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты).
С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культурно-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории.
Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации.
Профессиональные творческие
коллективы участвовали по
В патриотическом воспитании трудящихся с конца 50-х — начале 60-х годов-стали играть заметную роль праздники улиц, постепенно превращавшиеся в новую эффективную' форму работы.
В их проведении участвовали не только клубы, библиотеки, музеи, но также уличные комитеты, домоуправления, женсоветы.
На них рассказывалось об истории улицы, памятном событии или биографии человека, давших улице наименование.
В целях пропаганды научно-технического прогресса проводились "Дни техники", "Технические декады", "Недели технического прогресса".
Такие "дни", "декады", "недели" представляли собой комплекс мероприятий, состоящих из лекций, встреч с руководителями предприятий, учеными, показа кинофильмов .
В завершение всего
посетителям предлагалось
«Воскресные чтения" посвящались различным темам и включали лекции, доклады, сообщения о событиях внутри страны и за рубежом, сведения из области литературы и искусства, вопросы и ответы, чтение вслух, встречи посетителей "чтений" с представителями власти, партийных органов, учеными, деятелями искусства, писателями, поэтами, показ новых фильмов и концертов художественной самодеятельности.
"Воскресные чтения" проводились регулярно (еженедельно или 2-3 раза в месяц в установленные воскресные дни).
В канун празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина повсеместно стали проводиться так называемые "Ленинские" и "Октябрьские чтения".
В период подготовки и празднования 50-летия образования СССР получают распространение формы, объединенные тематикой в циклы: тематические вечера и театрализованные праздники, посвященные этапам развития страны:
ленинские недели, уроки, научно-практические конференции, встречи соревнующихся хозяйств,
чествование передовиков производства, награжденных орденами Ленина,
кинофестивали, книжные выставки, праздники улиц, колхозов, предприятий, названных этим именем, заочные экскурсии по ленинским местам.
В конце 50-х гг. началось массовое движение под названием "бригады коммунистического труда", девиз которых был "работать , учиться и жить по-коммунистически",
в клубах стали создаваться "школы новаторов".
В рамках этих школ
организовывались встречи
позднее в 60-х гг. клубы проводили марши и слеты "ударников коммунистического труда" .
Популярность у населения завоевали семейные вечера отдыха. Семейные вечера часто посвящались трудовым успехам (например, вечера отдыха старейших производственников и др.), приурочивались к праздникам, но также проводились и просто как вечера отдыха.
Имелся опыт создания "кафе" в рабочих клубах, которое становилось местом отдыха рабочих и их семей.
По аналогии с популярной телевизионной передачей "Голубой огонек" в клубных учреждениях стали устраиваться вечера отдыха с идентичным названием.
С 60-х гг. стали создаваться "Клубы выходного дня", предусматривающие организованный отдых для детей и взрослых.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.)
Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ.
По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»).
К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.
Происходит повышение интереса населения к разного рода любительским занятиям, начиная с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно усиливаясь.
Стихийно при различных учреждениях культуры (Домах и Дворцах культуры, клубах, библиотеках, музеях и др.) стали возникать объединения любителей поэзии, театра, музыки, кино, любителей-садоводов, огородников, рыболовов, охотников, объединения коллекционеров разного профиля и т.д.
Увеличилось число людей, увлекающихся техническим творчеством.
Расширился контингент участников художественной самодеятельности при клубных учреждениях, на предприятиях, в колхозах и совхозах; стали возникать фотостудии, киностудии и т.д.
Развитие самодеятельного творчества стимулировалось государственными и общественными организациями. Для этого выделялись специальные средства, устраивались всевозможные смотры, фестивали, выставки, слеты и т.д.
В период подготовки к молодежным форумам в городских клубных учреждениях стали создаваться объединения молодых людей, целью которых была подготовка к важным событиям, например, "Беспокойные сердца", "Друзья фестиваля", "Дружба", "Верные друзья".
В это же время появились первые студенческие клубы и клубы молодых рабочих. Большинство подобных объединений не имело первоначально даже собственного здания, но затем, добившись разрешения властей, они возводили его собственными силами или реконструировали какое-нибудь отданное в их распоряжение старое строение.
С середины 50-х получили распространение агитбригады. Они представляли собой небольшие молодежные коллективы, ставящие своей целью агитационно-пропагандистскую работу, но с использованием разнообразных видов и жанров художественной самодеятельности. Члены бригад самостоятельно создавали сценарии своих выступлений, часто основывающиеся на местном материале, придумывали декоративно-художественное и музыкальное оформление.
На рубеже 50-60-х годов появились первые клубы самодеятельной песни, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли.
Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).
Возросла роль музеев в системе организованного досуга.
Уже в первые послевоенные
годы музеи стали уделять
Музеи вели поиски в направлении расширения контингента посетителей.
Наиболее приемлемым в этом отношении оказалось создание передвижных выставок, передвижных лекториев и передвижных музеев, особенно для обслуживания сельского населения.
Активными пропагандистами литературы по различным отраслям промышленного и сельскохозяйственного производства являлись библиотеки.
Для этого они продолжали использовать читательские конференции, диспуты, выставки..
В конце 50-х годов в стране широко развернулась прогрессивная форма обслуживания читателей — открытый доступ к книгам.
Повышение исполнительского мастерства привели к появлению самодеятельных художественных коллективов, которым стали присваивать звание народных.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"