Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

В первую очередь это были народные драматические театры.

Это звание присваивали Министерства культуры союзных республик коллективам, работавшим при государственных клубных учреждениях.

Наряду с народными театрами начали появляться народные хоровые, музыкальные, танцевальные и другие коллективы.

Большую роли в организации досуга играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты).

На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха.

При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

В 70-80-е годы возрастает тенденция к «одомашниванию» досуга (развитие телевидения, художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей).

Широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд).

Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, фанаты и др.

Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности.

С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки.

Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома.

 Для детей во дворах  создавались детские клубы, кружки  художественной самодеятельности, «детские комнаты».

Организацию досуга брали на Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.

При предприятиях, спортивных организациях, в учебных заведениях, учреждениях культуры возникали туристические секции, клубы туристов.

Новым направлением туристской деятельности явилось развитие иностранного туризма, чем способствовало создание в стране Всесоюзного акционерного обществе "Интурист".

 

Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП.   

 Появились новые общественно-организованные  формы культурной деятельности  – фонды и центры молодежной  инициативы, молодежные культурные  центры в крупных городах (учредители  – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга. себя женсоветы или домовые комитеты.

Последовательное сокращение рабочего дня, стимулировало развитие традиционного внесемейного общения в сфере досуга, принимавшего формы "гостевания" (прием и хождение в гости),

 а также "мужских", "женских", "молодежных" компаний,   собиравшихся на дому и за его пределами, на улицах близ мест проживания, в парках, садах, скверах.

 В зависимости от  возраста, уровня образования, семейного  положения жители в таких кампаниях  проводили свободное время:

 в С середины 70-х  начало развиваться самодеятельное  фольклорное движение в городах  и сельской местности (фольклорные  ансамбли, любительские фольклорные  объединения).

С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения.

Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации досуга, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. играх неспортивного характера (лото, домино в городской среде среди лиц с невысоким уровнем образования);

на танцах (привлекательны  для молодежи;)

 посещая театры, кино  выставки и другие учреждения  культуры, спортивные залы, участвуя  в туристических поездах (деятельность  более интеллектуального содержания, отличавшая людей образованных)

Большую роль в обобщении и пропаганде передового практического опыта играли специальные газе­ты и журналы — «Советская культура», «Культурно-просве­тительная работа» и «Библиотекарь», «Клуб» (позже переиме­нованный в «Клуб и художественная самодеятельность»),

 издательству «Советская  Россия» было поручено издание  литературы по вопросам культурно-просветитель­ной  работы взамен упраздненного  Госкультпросветиздата.

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).

С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения.

Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации досуга, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга.

Увеличению количества организованных форм в структуре досуга способствовала и государственная политика по развитию социально-культурной инфраструктуры.

 Начиная с середины 50-х гг. в стране развернулось широкое строительство учреждений культуры: клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров, музеев;

 в городах и крупных  селах при клубных учреждениях  создавались парки культуры и  отдыха, оборудовались скверы, танцевальные  и спортивные площадки и т.д.

в 50-60-е гг. увеличилось число санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристско-спортивных баз, где для отдыхающих устраивались всевозможные экскурсии, посещения различных публично-зрелищных мероприятий и другие культурные акции.

На территории страны сложилась единая информационная социо­культурная инфраструктура.

В крупных, средних, ма­лых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, ки­нотеатрами, концертными залами, музеями, клубами.

Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

 

Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных.

На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств.

Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников.

С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

Но воспитательный потенциал, заложенный в комплексном обслуживании населения в ряде регионов страны полностью не был реализован: недоставало материально-технической базы, квалифицированных кадров.

На централизацию клубов и библиотек, так и на создание культурно-спортивных комплексов возлагались большие надежды, прежде всего, на улучшение качества работы досуговых учреждений и их эффективность в работе с населением.

К сожале­нию, этого не произошло, за исключением отдельных районов.

Цен­трализация и создание культурно-спортивных комплексов проводи­лись повсеместно, часто без учета местных особенностей и добро­вольности участия организаций в этом процессе.

Однообразие нико­гда не приводит к хорошим результатам, и поэтому в отдельных ре­гионах эти процессы происходили насильственно и не принесли ни­каких практических результатов.

Среди досуговых занятий населения возросло количество занятий, имеющих целью самообразование.

 В значительной мере  этому способствовало появление  в сфере досуга различных образовательных  структур: университетов культуры, эстетического воспитания, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний, ставящих своей задачей помочь человеку в его художественном, научном развитии, в приобретении необходимых сведений и навыков в воспитании детей.

 

В условиях советского государства "политическое самообразование" навязывалось населению правящей коммунистической партией и сводилось к изучению "марксистско-ленинской" теории и основанных на ее постулатах внутренней и внешней политики государства.

 В стране была создана  целая система политического  просвещения, включавшая в себя комплекс специализированных учреждений:

дома и кабинеты политического просвещения крайкомов, горкомов, райкомов КПСС, партийных комитетов, первичных партийных организаций марксизма-ленинизма.

 На промышленных предприятиях, в организациях, учебных заведениях, колхозах и совхозах действовали политические кружки, проводились семинары, политинформации, устраивались дискуссии на политические темы, теоретические конференции, собеседования.

Проявилось стремление со стороны партийного аппарата использовать сферу досуга для идеологической обработки людей.

Административная система управления стала рассматривать соревнование преимущественно как моральное средство воздействия на трудящихся, подкрепляя его лозунгами, призывами, лекциями и преуменьшая его экономическую основу.

Реальная трудовая состязательность все более стала подменяться соревнованием на словах и на бумаге.

 Важно было поголовное  участие, принятие обязательств, а  не конечные результаты труда.

Постепенно заложенный в социалистическом соревновании стимулирующий воспитательный потенциал уступал место формализму, показухе в его организации и пропаганде.

Постепенно в лекциях, читаемых в учреждениях культуры, принцип научности подменяет начетничество, отрыв от конкретно-исторической обстановки, политико-экономических и хозяйственных задач, что давало слабый социально-педагогический эффект.

1945-1970-х гг. значительно  сократилось время, затрачиваемое  на отправление религиозных обрядов. Основной причиной данного явления  была антирелигиозная борьба, развернувшаяся в государстве практически сразу после событий октября 1917 .

В течение 1945-1970 гг. количество верующих в стране значительно сократилось. Приверженцами религии оставались преимущественно старые люди.

В середине 60-х годов борьба с субъективизмом и волюнтаризмом за полное преодоление последствий культа личности не привела к ожидаемым результатам, накапливались проблемы, требовавшие значительных  решений.

Один из недостатков этого периода - погоня за количественными показателями в ущерб качественным, поспешное присвоение некоторым коллективам звания «коммунистических», хоты они его и не заслужили, что компрометировало, опошляло движение за коммунистический труд, наносило ущерб социально-культурной деятельности в трудовых коллективах.

В силу социально-исторических условий, когда перед людьми ставились нереальные задачи, в которые они не верили, личность не могла себя реализовать, ее развитие было заторможено.

На смену добровольности нередко приходит обязательность в  участии мероприятий, творчеству - формализм, самоуправлению - команда, что не могло способствовать формированию глубоких интересов к какому-либо виду занятий.

В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран.

Трудно было познакомиться и с отечественным аналитическим и худо­жественным наследием дореволюционного периода.

Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, до­ходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры.

Осо­бенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жиз­ни граждан развитых стран, к современным формам общественной информации и искусства.

Ленинские идеи канонизировались, новые документы о жизни и деятельности Ленина держались в секрете.

Мероприятия носили кампанейский, пропагандистский характер, а строгая идеологическая регламентация, не терпящая инакомыслия, не давала возможности проявлять местную инициативу, неформальную активность.

Это время дальнейшего усиления идеологического нажима, бурного наступления «единомыслия», что не могло не отразиться на психике людей.

К старыми формам, которые насаждались в учреждениях культуры, культпросвет работники и население относилось без особого энтузиазма.

 Быстро развивавшееся  телевидение ускоряло падение  популярности и привлекательности  деятельности учреждений культуры  у людей.

Негативные явления в социальной и культурной среде привели многих инициативных людей к разочарованию в декларированных целях и выдуманных лозунгах «развитого социализма».

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"