Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
После принятия на ХХII съезде КПСС в 1961 г. "программы развернутого строительства коммунистического общества" был сделан еще больший акцент на роли учреждений культуры в "коммунистическом воспитании" трудящихся.
Это было связано с высказанной на съезде идеей о необходимости формирования "нового человека" - "строителя коммунизма", который должен обладать определенным набором качеств: "политической убежденностью", "коммунистической сознательностью«.
Сеть театров, клубов, Дворцов и Домов культуры, библиотек, музеев должна была эффективно служить делу коммунистического воспитания трудящихся.
Втиснутые в жесткие
идеологические рамки
В данный период
наблюдался процесс торможения,
когда эффективность
Мнимое улучшение фактически порождало лицемерие, косность, бессмысленное бумаготворчество/
Возникла благодатная почва для постоянного искажения истины средствами массовой информации.
Требовались кардинальные перемены в организации социально-культурной деятельности, обогащении ее содержания, приближении к реальным запросам и нуждам людей.
Лозунг социализма «Все во имя человека, все для человека» в реальной жизни обращался в остаточной принцип по отношению к социально-культурной сфере.
Тенденция к уравнительности порождала иждивенчество, отрицательно влияла на количество и качество труда, снижала стимулы повышения его эффективности.
Это обусловило двойственность сознания и поведения, неуважение к науке, знанию, культуре.
С 1964 г. с приходом к власти нового руководства началось постепенное отступление от всего того, что намечалось и делалось в предыдущий период. Прекратились демократические преобразования в области политики и экономики.
Предпринимались попытки политической реабилитации Сталина. Продолжалась борьба с «инакомыслием», хотя возвращения к сталинским репрессиям не произошло.
Взятые новым руководством
на вооружение методы и
Закрытые архивы, спецхраны библиотек были неотъемлемыми атрибутами советского общества
Из круга чтения людей исключались по идеологическим соображениям миллионы видающихся произведений.
Изъятые из обращения книги в небольшом количестве экземпляров поступали в спецхраны ряда крупных библиотек, доступ в которые был затруднен.
Проводившаяся в советском государстве политика "дозирования" в приобщении народа к культурным благам пагубно отражалась на духовном развитии общества.
Она отторгала народ
от многих достижений мировой
и отечественной культуры, ограничивала
их творческий потенциал, мешала
получению полноценного
В вышедшем постановлении ЦК партии от 26 апреля 1979 года были сформулированы задачи улучшения идеологической, политико-воспитательной работы.
Этот документ воспринимается в настоящее время как типичный образец социальной демагогии.
В информационно-просветительной деятельности процветали волевые, некомпетентные подходы к формулированию целей социального образования, догматические, консервативные методы их осуществления.
Безынициативность, самоуспокоенность и благодушие привели к заторможенности.
Обстановка в стране настоятельно требовала кардинальных решений по перестройке социального образования.
В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, досуга советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует никаких проблем.
Конечно, это было не так, но в 1970-1980-е годы советской пропаганде уже перестали верить.
Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материалам СМИ во время перестройки окончательно обесценил идеологию советского марксизма.
Все это свидетельствовало, что к середине 1980-х годов в стране назрела необходимость перемен в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.
Лекция № 10. Современное развитие социально-культурной деятельности
Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии.
Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.
В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности,
ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.
Российское законодательство о регулировании отношений в сфере сервиса, культуры, досуга. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, включая потребителей культурно-досуговых услуг.
В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей.
Отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности:
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;
Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры;
Федеральный закон от 14.03.95 №> 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков;
Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене.
Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга.
В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется.
В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пережила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифицироваться. Крайне болезненным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как использовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п.
В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень.
В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-до-суговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммер ческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов.
Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества — в стране появилась небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, разные социальные группы получили разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга.
Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом.
Состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации.
У основной части населения досуг тоже изменился - уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функциональная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга. Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. У женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы.
В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения.
Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга. В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство - производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"