Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

После принятия на ХХII съезде КПСС в 1961 г. "программы развернутого строительства коммунистического общества" был сделан еще больший акцент на роли учреждений культуры в "коммунистическом воспитании" трудящихся.

Это было связано с высказанной на съезде идеей о необходимости формирования "нового человека" - "строителя коммунизма", который должен обладать определенным набором качеств:  "политической убежденностью", "коммунистической сознательностью«.

Сеть театров, клубов, Дворцов и Домов культуры, библиотек, музеев должна была эффективно служить делу коммунистического воспитания трудящихся.

 Втиснутые в жесткие  идеологические рамки учреждения  культуры вынуждены были значительную  часть своих усилий тратить  на поиски новых подходов в пропаганде партийных идей.

   В данный период  наблюдался процесс торможения, когда эффективность деятельности  учреждений культуры определялась  по числу посещаемости и мероприятий, которые из года в год росли  и наконец достигли неправдоподобных величин.

Мнимое улучшение фактически порождало  лицемерие, косность, бессмысленное бумаготворчество/

Возникла благодатная почва для постоянного искажения истины средствами массовой информации.

Требовались кардинальные перемены в организации социально-культурной деятельности, обогащении ее содержания, приближении к реальным запросам и нуждам людей.

Лозунг социализма «Все во имя человека, все для человека» в реальной жизни обращался в остаточной принцип по отношению к социально-культурной сфере.

Тенденция к уравнительности порождала иждивенчество, отрицательно влияла на количество и качество труда, снижала стимулы повышения его эффективности.

Это обусловило двойственность сознания и поведения, неуважение к науке, знанию, культуре.

С 1964 г. с приходом к власти нового руководства началось постепенное отступление от всего того, что намечалось и делалось в предыдущий период. Прекратились демократические преобразования в области политики и экономики.

Предпринимались попытки политической реабилитации Сталина. Продолжалась борьба с «инакомыслием», хотя возвращения к сталинским репрессиям не произошло.

 Взятые новым руководством  на вооружение методы и средства  управления обществом наиболее  отчетливо проявились уже в  последующие годы. Все, что выходило за пределы "дозволенного", отбрасывалось, запрещалось, замалчивалось.

 Закрытые архивы, спецхраны  библиотек были неотъемлемыми  атрибутами советского общества

Из круга чтения людей исключались по идеологическим соображениям миллионы видающихся произведений.

 Изъятые из обращения книги в небольшом количестве экземпляров поступали в спецхраны ряда крупных библиотек, доступ в которые был затруднен.

Проводившаяся в советском государстве политика "дозирования" в приобщении народа к культурным благам пагубно отражалась на духовном развитии общества.

 Она отторгала народ  от многих достижений мировой  и отечественной культуры, ограничивала  их творческий потенциал, мешала  получению полноценного образования, сужала духовную базу культурно-досуговой  деятельности.

В вышедшем постановлении ЦК партии от 26 апреля 1979 года были сформулированы задачи улучшения  идеологической, политико-воспитательной работы.

Этот документ воспринимается в настоящее время как типичный образец социальной демагогии.

В информационно-просветительной деятельности процветали волевые, некомпетентные подходы к формулированию целей социального образования, догматические, консервативные методы их осуществления.

Безынициативность, самоуспокоенность и благодушие привели к заторможенности.

Обстановка в стране настоятельно требовала кардинальных решений по перестройке социального образования.

В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, до­суга советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует ни­каких проблем.

 Конечно, это было не  так, но в 1970-1980-е годы советской пропаганде уже перестали верить.

Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материа­лам СМИ во время перестройки окончательно обесценил идеологию советского марксизма.

Все это свидетельствовало, что к середине 1980-х годов в стране назрела необходимость перемен в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.

 

Лекция № 10. Современное развитие  социально-культурной   деятельности

Современное развитие  социально-культурной   деятельности  и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии.

Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.  Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.

В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности,

ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному  жизненному выбору.

Российское законодательство о регулировании отношений в сфере сервиса, культуры, досуга. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, включая потребителей культурно-досуговых услуг.

В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятельности, искусства и художественного творчества. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регулирует правовые отношения в сфере создания, использования и обращения в стране культурных ценностей.

Отношения в сфере культуры регулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах» и другими федеральными законами и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоотношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятельности:

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности организаций культуры;

Федеральный закон от 14.03.95 №> 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков;

Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при международном информационном обмене.

Названные законы регламентируют те или иные аспекты организации проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга.

В новой общественной и экономической ситуации в стране сравнительно быстро трансформировались основные качества досуга предыдущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало интересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется.

В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пережила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифицироваться. Крайне болезненным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как использовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п.

В советский период органы государственной власти строго контролировали процессы, связанные с духовным развитием общества и личности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои функции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести организации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень.

В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-до-суговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций выполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммер ческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов.

Социальная дифференциация досуговых потребностей и способов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с развитием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структура общества — в стране появилась небольшая часть состоятельных и сверхбогатых людей, разные социальные группы получили разные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга.

Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачиваемые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, представителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорогостоящим зарубежным туризмом.

Состоятельные группы подчеркнуто проводят свободное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые занятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена культурных предпочтений и ориентации.

У основной части населения досуг тоже изменился - уменьшился его объем в бюджете суточного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функциональная направленность, произошла перекомпоновка внутренних элементов досуга. Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. У женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже несколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимостью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы.

В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем множество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых условиях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным видам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, занятиям музыкой, пением, спортом,  прослушиванию радио как самостоятельного времяпрепровождения.

Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга. В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется.  На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство - производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Многие способы организации досуга, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"