Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
Ведущим фактором, определившим стремительное развитие куль турно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса.
Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возможность их оплатить.
Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными возможностями восстанавливаться в свободное время.
Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером.
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
Отрицательные влияние экранной культуры на досуговые занятия - опасность индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи сужает их время, отводимое на активные формы досуга. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
Обращение к организованному досугу современного типа. В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:
Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п.
Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными.
Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации. Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа.
Процессы межкультурного взаимодействия важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия — это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они всегда обретали в российской культуре собственную форму.
Российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением.
Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:
- невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;
- многообразием досуговых потребностей основной части населения и стремительным развитием в общественной практике преимущественно развлекательно-игровых форм организованного досуга;
- национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов поведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.
В отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.
Модуль 2. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Лекция № 11. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Феномен культуры, начинает осмысливаться как явление, пронизывающее все элементы человеческого бытия. Культура становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур. Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения своей судьбы.
Понятие «культура» многомерно и сегодня рассматривается не только как совокупность материальных и духовных ценностей, социально значимых результатов созидательной деятельности личности, но и как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческой активности, как способ включения личности в социальные контакты. В этом случае мы имеем дело с так называемым феноменом социально-культурной деятельности. Всепоглощающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность».
Это понятие чрезвычайно широко и охватывает самые разнообразные явления культуры, но вместе с тем имеет свои границы. В структуре культурологического знания сегодня заметно выделяется сфера представлений, связанных с закономерностями развития и саморазвития человека путем включения в разнообразные виды культуроформирующей деятельности в сфере производственно-бытовых, семейно-бытовых, художественно-творческих, культурно-досуговых отношений; в системе непрерывного образования. Эти виды деятельности получили название социокультурных.
Виды социально-культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры. Цель этих видов деятельности — приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс. В.В. Туев: «Определенная сфера социальной деятельности, ориентированная на приобщение (адаптацию) человека к культуре». Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентироваиной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.
В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих научных концептов:
- внешкольное образование,
- политико-просветительная деятельность,
- клубное дело,
- культурно-просветительная работа,
- культурно-досуговая деятельность,
- социально-культурная деятельность.
Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания; развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Прежде чем определить объект и предмет исследования, обратим внимание на сам термин «социально-культурная деятельность». Он состоит из трех основных понятий: «социальная», «культурная» и «деятельность», как бы объединяющих их значения. Такое объединение этих понятий не случайно - оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.
По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся
самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции — объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения.
В культурологии как науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли. К таким наукам можно отнести прикладную культурологию, которая является областью научного знания, «обеспечивающей методологическое, методическое и организационное осмысление сути, природы и источников функционирования социально-культурной сферы». Прикладная культурология раскрывает механизм реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, обосновывает технологию вовлечения людей в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры и различные формы социально-культурного творчества».
Социально-культурная деятельность как область реализации закономерностей прикладной культурологии базируется на выработанных ею методологических основах, закономерностях, принципах, средствах, методах и формах вовлечения человека в мир культуры. Одна из задач прикладной культурологии как научной дисциплины — разработка механизма создания благоприятной культурной среды, технологических условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих возможностей людей, проявления их социально-культурной активности. Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания.
В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология». В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию».
Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры.
Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека, предметом социально-культурной деятельности является преимущественно процесс постижения индивидом результатов культуротворческой, культуросоздающей деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры. Иными словами, предмет социально-культурной деятельности представляет собой процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной, творческой деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В социально-культурной деятельности на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры - уровень общения различных социальных групп и общностей, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен. Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах СКД как научной дисциплины. Ее предметом выступает процесс включения личности в культуроформирующую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры.
Объектом является личность в системе социально-культурных связей и отношений. Остановимся на самом понятии «социально-культурная деятельность». Деятельность - ключевое понятие данной научной дисциплины. Деятельность как основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"