Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
(Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика.Тишина осенней природы как бы сливается с настроением Варфоломея.)
(Да, это поэтическое изображение поздней осени: нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья березки облетают, темные островерхие ели четко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы России.
Природа охвачена чуткой осенней тишиной. Задумчиво грустны нежные тона золотой осени. Мы видим дома деревни, сараи, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками. Красота и гармония пейзажа как бы являются воплощением идеала спокойствия и чистоты.)
(Грустный мотив осеннего
пейзажа, трепетная тишина природы
созвучны недетской печальной
внимательности мальчика, какому-то
тихому душевному ожиданию. И
в герое его картины
Группа «богословов историков ХПК» объясняет значение устаревших и многозначных слов и терминов из области христианства, подбирает синонимы и антонимы
(обращение к словарю реферата).
Выводы. (Демонстрируется слайд 8)
6. Работа с текстом, принадлежащим перу К. Г. Паустовского.
(Этот вид работы возможен,
если на изучение темы
«Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами — белоголовый, худенький, в онучах — кажется олицетворением стародавней России — ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.
Картина эта — как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.
Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушивается к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.
Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера».
(К. Паустовский.Заметки о живописи).
Беседа по тексту писателя.
Что прежде всего поражает вас в тексте писателя?
(Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, которую он передает ярким образным языком. Язык писателя поразительно красив и светел. Чувствуется, что картина произвела на Паустовского огромное впечатление.)
(Автор использует
К стилю художественной литературы с элементами стиля публицистического: наряду с художественной образностью языка здесь есть и элементы публицистики: распространенное обращение к читателям (все знают картину Нестерова), стремление их убедить (все это кажется драгоценным, да так оно и есть), эмоциональность, непринужденность (этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце).
(Да, это текст, поскольку он обладает такими признаками, как связность, завершенность, цельность, авторская оценка.Художник слова Паустовский с любовью описывает картину в своих заметках.)
(Картина эта — как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.)
(Чтобы мы лучше могли
оценить картину, автор описывает
ее подробно, особенно пейзаж, в
каждой части предложения
(В 1-м предложении говорится о пейзаже — это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются отдельные признаки этого предмета речи: В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок.)
(Автор использует описательные слова — имена прилагательные, причастия, отвлеченные имена существительные.)
(В тексте 154 слова.Из них
слова со значением признака
представлены следующими
(Этот текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования, так как в нем названы постоянные, одновременные признаки. Развитие основной мысли происходит за счет того, что каждое предложение добавляет к сказанному новые признаки. В тексте преобладают «описательные» части речи, слова со значением признака. Глаголов-9.)
7. Самостоятельная работа учащихся.
Запишите свои первые впечатления (черновые наброски будущего сочинения по картине М.В. Нестерова).
Прочтение черновиков (по желанию учащихся.)
8. Работа с компьютерной презентацией.
(Демонстрируется слайд 9.) Компьютерная группа.
М.В. Нестеров «На Руси» («Душа народа»).
В работу включается весь класс и ученики из группы «биографов», «искусствоведов», «литературоведов».
Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия:«Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа.
Вот как охарактеризовал он идею этой картины:
У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя...
На картине изображен собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей. Весь этот сонм движется вдоль берега Волги, который художник избрал фоном картины. Пейзаж конкретен - это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.
Далеко впереди этой
разнообразной толпы ступает
крестьянский мальчик лет
Сегодня, произнося слова "святая Русь", мы представляем прежде всего нестеровские полотна.
В картине "На Руси" вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского автор поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова.
В течение урока учащиеся постоянно обращаются к материалам реферата (зачитывают, рассказывают).
(Демонстрируется слайд 10.) Компьютерная группа.
Звучит текст «Жития»…
М.В. Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»,
«Труды преподобного Сергия».
Что поражает зрителя в этих картинах?
Как художнику удается передать сокровенные движения души,
охваченной чистым огнем веры?
Обратите внимание, что главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской простонародной натурой, первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей мечты - создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго.
(Демонстрируется слайд 11.) Компьютерная группа.
(Демонстрируется слайд 12.) Компьютерная группа.
Давайте обратимся к реферату.
Рассказ ученика (из реферата.)
Когда церковь была построена и нужно было решать, в честь какого праздника или святого ее освящать, Варфоломей сказал Стефану: „Поскольку ты старший в нашем роде, не только телом, но и духом, следует мне слушаться тебя, как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена, и время пришло освящать ее. Скажи мне, в честь какого праздника будет названа церковь эта или во имя какого святого освящать ее?" С детства почитавший Святую Троицу, Варфоломей даже сейчас, в одну из важнейших минут жизни, право дать имя храму смиренно предоставляет брату. Что сказал бы он, если бы тот не назвал Имени Пресвятой Троицы? Целиком положившись на Господа, полностью отрекшись от своих желаний, он дал в полноте проявиться воле Божией и получил по вере и любви. „Зачем ты спрашиваешь,— сказал Стефан,— и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: „Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую Литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: „Кем будет младенец этот?" Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: „Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу". Следует тебе освящать церковь эту лучше всего во Имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал".
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования