Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

„Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: „Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во Имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня".

Со времени Преподобного Сергия Троицкие храмы умножаются на Руси, и в большинстве из них один из приделов освящен в честь святого, „многих собравшего и научившего веровать во Святую Троицу".

  • Посмотрите на картину художника 20 века.

     Илья Сергеевич  Глазунов   «Сергий Радонежский  и Андрей Рублев»

     Рассказ учителя.

Источником веры был  Троице - Сергиев монастырь. В зрелом возрасте Андрей Рублев принял здесь монашеский постриг.  Возможно, что именно здесь и  провел свои молодые годы Андрей Рублев.

Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия, но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности были видны на каждом шагу. Жизнь Сергиевой обители должна была оказать воздействие на воображение художника. Кто знает, может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей – хранить, прежде всего, голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?

Когда был построен белокаменный Троицкий собор, преподобный Андрей Рублев написал икону Пресвятой Троицы — в похвалу Преподобному Сергию.  «Троица» украшала иконостас Троицкого собора.

(Демонстрируются слайды  13,14.)     Компьютерная группа.

М.В. Нестеров «Труды преподобного Сергия»,

                          «Юность преподобного Сергия»;

                          Миниатюра «Жития».

(Демонстрируются слайды  15, 16, 17, 18)     Компьютерная  группа.

М.В. Нестеров «Святая Русь»

 

  • Как вы думаете, почему именно эта картина должна была подвести итог сложным духовным поискам художника?  Почему это полотно относится к циклу работ, посвященных великому русскому святому Сергию Радонежскому?

Высказывания учащихся.  Обращение к материалам реферата и очерку.

Нестеров совершил путешествие в Соловецкий монастырь.

Картина  «Святая Русь» должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы».  На ней изображён Христос в окружениисвятых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

Нестеров «Под благовест»;

миниатюры «Жития»;

холщовая рукопись во имя  Сергия Радонежского;

иллюстрации современного художника 21 века  Георгия Юдина.

9. Давайте обратимся к  «Житию» преподобного Епифания  Премудрого и  очерку Б. Зайцева.

  • Еще раз вспомните, в какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский?

Ответьте строчками текста.

(Святой Сергий жил  около 1314—1392 гг., во времена нашествия татаро-монгольских полчищ, когда гнет Орды еще тяжело давил на Русь.)

 

 

(Демонстрируется слайд 19)     Компьютерная группа.

Путь Троицкого игумена лежал то в Нижний Новгород, то в Ростов, то в Рязань. В своей брани с жестокостью мира он вооружался не мечом и копьем, а благодатным словом Евангельских истин. Особо чтил Преподобный Сергий Смоленскую икону Божией Матери – она была его келейной иконой.                     

Около 1363 года Преподобный Сергий отправился в родные края, в Ростов Великий. Ростовский князь Константин Васильевич намеревался выступить против великого князя Димитрия Московского, и нужно было убедить его отказаться от братоубийственной распри. Содержание их беседы неизвестно, однако через год ростовский князь передал княжение Андрею Федоровичу, своему племяннику, которого поддерживала Москва, и удалился в Устюг. На обратном пути, в восемнадцати верстах от Ростова, Преподобный основал обитель. Выстроенный в ней храм был освящен во имя святых Бориса и Глеба, пострадавших от братоубийственной розни.

(Демонстрируются слайды 20, 21)     Компьютерная группа.

М.В. Нестеров

«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами»;

И.С. Глазунов «Князь Дмитрий Донской»;

миниатюры из сказания о «Мамаевом побоище».

Ученик группы  «историков» дополняет материал

(Учебник «Духовное краеведение  Подмосковья» - стр. 103-105).

10.   (Демонстрируются  слайды 22, 23)     Компьютерная  группа.

       Просмотр  фрагмента фильма «Сергий Радонежский».

Подвижническая жизнь Преподобного Сергия, сначала пустынника, а затем наставника иноков,— только одна сторона земной жизни великого святого. Бог судил ему жить в одну из самых трудных эпох, которые переживал русский народ, и Преподобный Сергий стал Игуменом всей Русской земли и великим светилом на небе церковном.

 

«Св. Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России…»                                                                               Б. Зайцев

11.  Домашнее задание.

  • Написать  черновик сочинения по картине  М.В. Нестерова

     «Видение отроку  Варфоломею».

12.  Благодарю всех присутствующих  на уроке.

 

Заключение

 

В процессе выполнения настоящей дипломной работы было проведено изучение интегрированных основ формирования гуманитарных дисциплин, культурологического образования, предмета МХК в культурологическом образовании, касающихся выбранной темы, на основании которого проведен анализ мировой художественной культуры в контексте культурологического образования.

Дана характеристика культурологии как основы культурологического образования. Был сделан обзор современного состояния образования.

По результатам анализа, проведенного в первой главе дипломной работы “ Интеграционные основы формирования культурных дисциплин” можно прийти к заключению, что образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества: смысл его не только в трансляции социального опыта во времени, но и воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Наука, являясь неотъемлемой частью культуры, выделилась в достаточно самостоятельную область человеческой деятельности, внутри которой определились различные научные дисциплины. Последние, в свою очередь, и определили структуру школьного образования, как правило соответствуют дисциплинам научным ( математика, физика, химия, биология и т.д.).

Процессы, происходящие в последние десятилетия в науке и образовании, нарушили незыблемость традиционной школы ( т.е. такой школы, которая стремилась сформировать у ученика научную картину мира.

В самой науке наметились сложные интеграционные процессы, что привело к возникновению пограничных научных дисциплин. В связи с “ культурологической революцией”, которая поставила вопрос о культуросообразности, возникла необходимость построения культурной школы.

Культурологическое образование школьников – важнейшая составляющая процесса общего образования, т.к. культурологические знания открывают перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человечеством в ходе исторического развития.

Такое образование является фактором социокультурной компетентности, т.к. оно представляет комплексную систему культурологических знаний, навыки и опыт анализа культурных явлений, понимание культуры как системы, наличие собственного ценностного отношения к явлениям культуры данного сообщества.

Рассмотрев общую структуру интегрированного гуманитарного цикла пришли к выводу, что принцип интеграции способствует созданию условий на уроках предметов гуманитарного цикла для формирования культурной парадигмы, основ мировоззрения школьника, способствует его социализации, развитию самостоятельного мышления и умения занимать и отстаивать свою позицию.

Во второй главе “ МХК в культурологическом образовании” было раскрыто обоснование выбора темы.

Предмет “ Мировая художественная культура” является составной частью интегрированного цикла учебных предметов. Курс МХК раскрывает историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, взаимосвязь между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства и шире – связи между целыми сферами гуманитарного знания.

Данный предмет принципиально отличается от других учебных дисциплин гуманитарного цикла: полипредметная основа, дающая возможность выхода к интеграции предметов, смысл которой состоит в объединении этих знаний в единое целое в основе общего подхода.

Рассмотрена интеграция научных подходов в содержании курса “ Мировая художественная культура”, наиболее распространены в учебной литературе методологические подходы к истории культуры, когда первоначально дается исторический очерк развития культуры, а затем следует анализ важнейших культурных текстов, иллюстрирующих характер эпохи, зависимости духовной культуры от социально – экономического уклада в жизни общества. Интегрированные уроки позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.

Целостный характер мира искусства является объектом изучения курса “Мировая художественная культура”, который включает в свое содержание несколько дисциплин художественного цикла. Это дает возможность выхода на интеграцию предметов, объединение нескольких областей знания в единое целое на основе общего интегрированного подхода.

 Для средней школы наиболее  подходящим является тип интеграции  аксиологического, искусствоведческого и цивилизационного исторического подходов.

Курс МХК – это часть человеческой культуры как таковой: воплощение в образах разных искусств тех идеалов, ценностей, противоречий, важнейших отношений к действительности, которыми всегда жило человечество и которые выступают неповторимыми гранями в искусстве каждого народа, каждой эпохи.

Учебный предмет “ Мировая художественная культура” раскрывает школьникам единство и многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством, показывает ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и бытом и т.д.; силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой развивает художественные способности, понимание родства искусств, обогащает духовный мир растущего человека, помогает его личностному становлению в особо ответственный период взросления.

Тенденция интеграции научного знания о культуре выразилась в формирование и развитие культурологии, как комплекс гуманитарных наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре.

Эта наука изучает общество и человека, взятых конкретно в определенной историко – культурной эпохе, их отношениях по поводу культуры, ее возникновения, развития и изменения в будующем. Она выявляет закономерности развития культуры. Определяет место и роль человека в культурных процессах. Взаимодействует с другими науками изучающими культуру, исследует типологии культур, развитие различных культур, выделений связей между элементами культуры.

Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы. Культурологические знания открывают возможность освоения важнейших духовных человечеством в ходе исторического развития ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областями социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, это и отношение к культуре, природе, к миру в целом, к жизни.

Процесс культурологического образования – это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности.

Рассмотрев взаимосвязь культурологии и образовательного курса “ Мировая художественная культура” можно сделать вывод что: во – первых, теоретическая культурология помогает демонстрировать сущностное проявление отдельных процессов в рамках сложной системной взаимосвязи феноменов культуры; во – вторых, она поставляет новые методы и объяснительные схемы, с помощью которых анализируются культурные процессы; в - третьих, культурология позволяет очертить границы предмета “ Мировая художественная культура”; в – четвертых, она указывает пути междисциплинарной интеграции и взаимодействия составных частей  курса.

Определены принципы и направления в системе планирования уроков мировой художественной культуры: при разработке системы уроков по МХК необходимо учитывать  приоритетные направления в методике преподавания предмета (преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения); современные тенденции  в преподавании культурологических дисциплин, МХК:

  • комплексное использование культурологического, аксиологического,

личностно-ориентированного подходов  в преподавании дисциплины;

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования