Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)
  • конструирование содержания в соответствии с принципами культур

сообразности,  наглядности, диалогичности, интегративности;

  • проведение  различных видов комбинированных и  нетрадиционных

уроков;

  • сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых, проектных мето-

дов; методов развивающего обучения (в т.ч. метод художественно-педагогической драматургии); технологии интегрированного  обучения на основе межпредметных связей;

  • творческое применение методов на разных этапах урока: этапа воспри-

ятия - усвоения - методы монологически - диалогического обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, визуальное изучение явлений и приобретение зрительно-звуковой информации, демонстрация и иллюстрация, самостоятельная работа с источниками;

  • методы этапа усвоения-воспроизведения: собственно воспроизведения

(проблемная, игровая ситуация, поиск-эксперимент, закрепление); методы  диагностики и получения обратной  информации: опросно-ответный метод, тестирование;

  • углубление значимости самостоятельной работы обучающихся (про-

ектные задания, научно-исследовательская деятельность, доклады, творческие авторские работы, в том числе с использованием Интернет-ресурсов);

  • применение различных приемов: эмпатия, интервью, раскрытие исто-

рии культуры через одну судьбу (выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества);

  • использование здоровьесберегающих технологий, возможностей арт-

терапии, тренинговых, релаксационных техник;

  • учет национально-регионального (этнокультурного) компонента в пре-

подавании МХК, в том числе при интеграции художественного краеведения и музейной педагогики;

  • расширение применения на  уроках информационно-коммуникационных

технологий (формирование банка презентаций, мультимедийных материалов, наглядных пособий, дидактического материала, которые могут изготовлять и обучающиеся);

  •   интеграция  уроков МХК и внеурочной деятельности, дополнитель-

ного образования: во внеклассной и внешкольной работе помимо экскурсий необходимо проводить встречи с деятелями региональной художественной культуры; способствовать обязательному посещению театров, выставок; организовывать поездки по памятным местам Ульяновска и Ульяновской области.

Культурологическое знание призвано решать целый комплекс специфических образовательных и воспитательных задач в системе школьного образования на интегрированном курсе МХК:

  • формирование культуросообразного мышления, содействие установлению исторической связи между творческими направлениями разных эпох, интегративному объединению знаний, полученных в курсе школьной программы;
  • пробуждение интереса к самостоятельному изучению развития культуры;
  • воспитание бережного отношения к памятникам культуры, понимание того, что только красота, доброта, человечность спасут мир от катастроф;
  • воспитание уважения к человеческой личности, уникальности и неповторимости личности человека, базирующей на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры;
  • формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность, в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности;
  • формирование личности школьника на основе культурологических знаний.

Благодаря культурологическим знаниям изучения мировой художест-

венной культуры главным объектом исследования состоит в анализе общих культурных закономерностей развития образа человека в контексте его социальной и культурной истории.

В основе интеграционного курса МХК лежат культурологические знания, которые открывают перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человечеством в ходе исторического развития. Все тайны и загадки культуры раскрываются человеком. Человек – это душа и сердце культурологического знания.

 

Библиографический  список

 

 

                                   1.Монографии

1.

Асафьев Б.В. Избранные статьи. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1973.

.... О значимости художественного образования и школ искусств, как важнейшей части этой системы, … С.27

2.

Арнольдов А. Человек и мир культуры. - М.. 1993. – 230с.

3.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 445 с.

4.

Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990-1994. М., 1995. -  56с.

5.

Видт И.Е. Автореферат: Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко – культурном процессе. Тюмень, 2003. – 50с

6.

Виппер Р.Б. Введение в историческое изучение искусства. - М.: Аст-Пресс Книга, 2004. – 134с.

7.

Выготский JI.C. Антология гуманной педагогики. Переиздание. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвили, 2002. - 224 с.

8.

Выготский JI.C. Психология искусства. Мн.: «Современное Слово», 1998.-480 с.

9.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М., 1.926. С. 244—248.

10.

Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994.

11.

Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. М., 1974.

12.

Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993. С.34-56.

13.

Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974. С. 23-27.

14.

Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис. 1996. С. 35-37

15.

Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXIвеке.СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2001. С. 9 – 14.

16.

Коган Л.Н. Теория культуры. -Екатеринбург. 1993. – 300с.

17.

Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969.-132с.

18.

Маркарян Э.С.Теория культуры и совр. наука. М., 1983. – 87с.

19.

Мелик-Пашаев А.А. Проблемы эстетического воспитания и педагогики творчества // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1988. С. 125.

20.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.:Когито – Центр, 2002. – 400с.

21.

Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования//Социально-философские проблемы образования. М.,1992. – 56с.

22.

Токарев С. Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // Культурологические исследования: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. C. 327–343.

23.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с

 

2. Учебная и  справочная  литература

24.

Большой толковый словарь по культурологи. М.,2003.

25.

Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. - 44с.

26.

Богданова И.Е. Методика построения обучения по интегративному предмету "Мировая художественная культура" в средней школе". Тезисы доклада // Методологические аспекты языкознания и музыкальной педагогики. Межвузовская научная конференция. - Краснодар, 1997. - 0,3 п.л.

27.

Василевская Л., Дивненко О. Мировая художественная культура. – М., 1996.

28.

Власова Т.И. Духовные ценности культуры основа нравственного воспитания личности. Развитие духовно-нравственной культуры учащихся в условиях школы человека. / Сб. науч.-метод. Материалов. - Ростов н/Д, 2002. - С. 116.

29.

Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.-212 с.

30.

Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы. Сб. научн. трудов /Ин-т худ.обр-я РАО. Арзамас, гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара. -Москва; Арзамас: АГПИ, 2002.

31.

Емохонова Л. Мировая художественная культура. – М., 1998.

32.

Ермолаева М.Г. Современный урок: Анализ, тенденции, возможности. СПб.: КАРО, 2009. – 160с. – ( Серия “ Уроки для педагогов”)

33.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура (программа 10-11 кл.). - М.: Дрофа, 2002-2006/

34.

Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам “ Мировая художественная культура: От истоков до VII века. 10 класс” и “ Мировая художественная культура: От XVII до современности. 11 класс”. – М.: Дрофа, 2004.-124с.

35.

Давидович В.. Жданов Ю. Сущность культуры. - Ростов н/Дону, 1979

36.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

37.

Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.

38.

Занков Л.В. Обучение и развитие. М.; 1975.

39.

Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.

40.

Зимняя И.А.Учебник.педагогическая психология. 2004 – 384с.

41.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

42.

Ивлев А. Мировая художественная культура: тематическое планирование: Рекомендуемый объем знаний по базовому курсу МХК. - М.: Фирма МХК, 2001.

43.

Исследование художественных интересов школьников /Под общ. Ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974.- 160 с.

44.

Каган М.С. Культура как предмет философского системного анализа. / Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 1. - М.: изд-во РГБ, 2000. - 60 с.

45.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

46.

Культурология. История мировой культуры; Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.- 224 с.

47.

Культурология, под ред.Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс,1996 г.  – 168с.

48.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. – 405с.

49.

Ламыкина Л.В. Мировая художественная культура – предмет искусства.// Искусство в школе. № 1. – 2007. – 0,53 п.л.

50.

Лизинский В.М. Приемы и формы учебной деятельности – М.: Центр “ Педагогический поиск”, 2004. – 160с.

51.

Ламыкина Л.В., Челышева Т.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 8,4 п. л. (2,52 п.л)

52.

Ламыкина Л.В. Практика общего художественного образования школьников: исторический обзор // Искусство педагогики - педагогика искусства: Сб. научных трудов. Вып. II / Сост. и науч. ред. Т.В.Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 0,88 п. л.

53.

Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. – 68с.

54.

Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976. – 80с.

55.

Мартынов В. Мировая художественная культура. – Минск, 1997.

-  109с.

56.

Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.

57.

Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4.:учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”,2006. – 46с.

58.

Мировая художественная культура. Программа курса: 5 – 9кл.; 10 – 11кл. /Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 127с.

59.

Мировая художественная культура: контуры современного урока. Методические рекомендации в помощь учителю. - СПб.: СПБАППО, 2007. – 38с.

60.

Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191с.

61.

Пархоменко И.Т. Мировая художественная культура. Курс лекций. ТЦ “ Учитель” Воронеж . – 2003 – 200с.

62.

Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992. – 58с.

63.

Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» // Музыка в школе, 1984, № 4.

64.

Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей МХК. – М.: Книголюб, 2000. – 72 с.

65.

Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореферат канд. диссертации. - М.,1997. – 56с.

66.

Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 96с. ( Б – кА учителя мировой художественной культуры).

67.

Л.А. Рапацкая. Программа «Мировая художественная культура» (5-9 классы). М. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 130с.

68.

Л.А. Рапацкая. Программа «Мировая художественная культура» (10 - 11 классы). М. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 187с.

69.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб.для уч-ся 10 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 189с.

70.

Рябова С.В. Интеграция научных подходов в содержании курса "Мировая художественная культура" в средней школе//Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. – 43с.

71.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб.для уч-ся 11 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 178с.

72.

Л.А. Рапацкая. Русская художественная культура.Программа курса 10-11 классы Москва, «Просвещение», 2002 – 47с.

73.

Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре. Базовый уровень.

74.

Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю/ Под ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: КАРО, 2009. – 160с. – ( Серия “ Уроки для педагогов”)

75.

Солодовников Ю.А. "Человек в мировой культуре" 6,7,8 кл. М., Просвещение, 1995 -2005. – 138с.

76.

Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре: учеб.- хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 120с.

77.

Судакова Е.В. Метод педагогической драматургии в преподавании курса МХК. Научн.-методич. Сб. МХК: проблемы преподавания. — Мн., 1999. – 63с.

78.

Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с

79.

Фишер А.Я. Учебное пособие для высшей школы. Культурология для культурологов. М.: Издательство “ Академический проект”. 2000. – 496с.

80.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 160с.

81.

Человек в мировой художественной культуре: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразоват. учереждений /Ю.А.Солодовников. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2005. – 128с.

82.

Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла / Г.Д. Шкарлупина. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – 252с. –( Здравствуй школа!)

83.

Щербаков Н.Ю. Проблемы развития личности старшеклассника, задачи курса и психологические основы методики преподавания МХК в школе // Конспекты уроков по МХК. 9 кл. Художественная культура XVIII века – 50-х годов XIX века: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 12-26.

84.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. - М.: Новая школа, 1996.- 266 с.

 

3.Периодические  издания

85.

Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли //Общественные науки и современность. 1997. N 2.

86.

Проблемы музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы [Текст] : материалы Всерос. совещ. " Теория и практика худож.-эстет. воспитания школьников " : Секция " Музыка и мировая худож. культура " / Л.Г. Арчажникова; Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. - М. : Школа, 1992. - 15 с. - (В помощь учителю музыки).

87.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989

88.

Вереемьев А. Методологические основы преподавания предметов художественно-эстетического цикла. // Искусство и образование. № 4 (22). - 2002.

89.

Давидович В. Культура мира на исходе XX столетия. // Известия ВУЗов Сев.-Кав. региона (серия "Общественные науки".). - 1996. - № 4. - С. 11-15

90.

Ильев В. Режиссерская партитура урока // Учитель, 2007. - №1. – С. 14-19.

91.

Карнакова Н. Преподавание МХК в интеграции с предметами художественно-эстетического цикла //Искусство в школе. - 2001. - №3.- 50-52.

92.

Коган Л.Н. Социологический аспект культуры// Социологические исследования. 1976. № 1 с.48

93.

Ламыкина Л.В. Профессиональная переподготовка педагога искусства к преподаванию МХК.// Искусство и образование. №1.-2007, - 0,87 п.л.

94.

Максяшин А.С. Развитие региональной системы художественного образования. Искусство и образование. №2 (28). - 2004. - 73 с.

95.

Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура - пути становления предмета //Искусство в школе.-1992.- №1. - 3-10.

96.

Синчук С.О. О принципах преподавания МХК. Искусство в школе. 1998, № 2.

97.

Художественное образование в школе. — Мн., 1998.

 

4.Интернет ресурсы

98.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет – журнал “ Эйдос”, 2006. - 200с.E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412

99.

Медкова Е.С. “Педагогика искусства”. Электронный научный журнал. E.mail: art-education@mail.ru

100

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет – журнал “ Эйдос”. – 2002. – 23 апреля.

E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список приложения

 

1

Образовательный стандарт среднего ( полного) общего образования по Мировой художественной культуре. Базовый уровень

143

2

Стратегия модернизации содержания общего образования

150

3

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 

164

4

Авторская программа по МХК Л.М. Предтеченской

186

5

Авторская программа по МХК Ю.А. Солодовникова «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения». 6-8 кл.

190

6

Авторская программа по МХК  Г.И. Даниловой

191

7

Авторская программа по МХК Л.А.Рапацкой

 

202


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, мно-гообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение  широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

• овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

• воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

• использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.

 

 

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И

МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодче-ства, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре , канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.

Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобрази-тельное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (ДжоттодиБондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования