Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевро-пейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и  театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).

Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искус-стве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Основные стили и творческие направления искусства XX века (мо-дернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать

• характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

• основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

• основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь

• сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

• устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

• пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

• осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• выполнять учебные и творческие работы в различных видах художе-ственной деятельности;

• использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

• участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

• проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

• участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

Стратегия модернизации российского школьного образования

 

1. Социокультурные факторы модернизации образования 

Рубеж столетий – зримо символизирует переходный характер нынешней эпохи. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, ме-няющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. 

Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Организационно-управленческие, экономические, правовые преобразования, при всей своей важности, суть все же условия и механизмы выхода на новое качество образования, а цель – именно выработка и реализация нового содержания образования. 

В настоящее время уже практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. За последние 10 лет в стране в целом произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX – первой половины XX индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой мере нашли свое отражение в содержании школьного образования, и именно они должны стать основой кардинальной его модернизации. 

Стратегия Правительства России исходит из важной роли образования: 

• в создании основы для устойчивого социально-экономического и ду-ховного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 

• в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества; 

• в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной эконо-мики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; 

• в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. 

"Модернизация страны  опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное  обновление. Необходимо сделать  все возможное для ресурсной  обеспеченности образовательной  сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире, – значит заведомо гарантировать отставание. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития". 

Развитие новой экономики, в которой основным ресурсом становится мо-бильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества массового образования, но качества, понимаемого по-новому, как соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики. 

 

 

 

 

2. Обновление целей общего образования 

Указанные выше тенденции развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. 

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования должны стать: 

•     развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорга-низации; 

•      умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 

•       готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидатель-ной деятельности; 

•     толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. 

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание. 

Стратегия говорит, что в содержании образования необходимо решить следующие задачи: 

1.    Устранить традицию  перегруженности учебных планов  предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности. Новые стандарты общего образования должны обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся. Их введение должно сопровождаться внедрением системы измерителей для определения качества общего среднего образования ("стандартов на выходе"). При этом усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундамен-тальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. 

2.    Изменить методы  обучения, расширив вес тех из  них, которые формируют практические  навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся. 

3.    Обеспечить в  старших классах школы возможность  выбора образова-тельных программ (профильность старших классов  школы). Уменьшить долю обязательных  часов в учебном плане по  мере продвижения к старшим  ступеням образования, увеличить  время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская  и экспериментальная деятельность). 

4.    Ликвидировать  отставание от мировой науки  в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права. Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.). 

5.    Увеличить долю  открытого образования в учебных  программах всех уровней. К 2005 году обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования и не менее 60% общеобразовательных учебных заведений, в том числе всех детских домов-интернатов. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося. Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий. 

6.    Осуществить  переход на сопоставимую с  мировой систему показателей  качества и стандартов образования. 

7.    Обеспечить знание  на уровне функциональной грамотности  как минимум одного иностранного  языка всеми выпускниками полной  средней школы. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков. 

8.    Обеспечить развитие  вариативности и доступности  образовательных программ, перейти от вариативности для учителя к вариативности для учащегося. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями, а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся. 

9.    Усилить социально-гуманитарную, ценностную ориентированность об-щего  среднего образования, обеспечить  расширение и конкретизацию его  социального и культурного контекста. 

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования