Образ Севера в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.

Файлы: 1 файл

Образ Севера магистерская.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к  медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление об этнических ландшафтах в них.

Постмодернистское мировосприятие XXI века коренным образом изменило представление человека об искусстве, культуре и в первую очередь о мире. Возросшее визуальное влияние захватило все сферы жизни общества. Техническая революция XX столетия позволила проникнуть аудиовизуальным средством во многие научные дисциплины: психология, социология, музейная педагогика и даже филология; не говоря уже о технических направлениях, таких как информатика, строительство и многие другие. Огромный поток визуальной информации прочно закрепился не только в профессиональной и научной деятельности людей, но также и в обыденной жизни. Главной особенностью исследований визуальной культуры является огромное внимание, которое уделяется понятию образа. Именно образ, а в рамках визуальной антропологии медиаобраз формирует и транслирует зрительные потоки информации.

              Север – понятие пространственно относительное. Интересно, что в европейском контексте и русские, и норвежцы (как и другие представители скандинавских стран) воспринимались издавна как «северные нации». Причем если в отношении норвежцев главную роль в таком восприятии играло географическое положение страны, то в отношении русских главным фактором «северности» стал климат, и, особенно, долгая и суровая зима с обилием снега и сильными морозами, которые случались и в средней полосе. Монтескье в сочинении «Дух лесов» («De l'esprit des lois», 1748 г.) писал о норвежцах как о людях с особо сильной нервной системой, которая реагирует только на исключительные обстоятельства: они не чувствительны к боли. Их сила и размеры, писал Монтескье, сформированы климатом и особенно «силой зимы». Такими же качествами, по его мнению, обладают и русские: «Нужно содрать кожу с московита, чтобы заставить его что-либо почувствовать». Французские просветители называли Россию времен Екатерины Великой «просвещенным Севером». Россия всегда воспринималась, как северная страна, однако, в настоящее время в понятие «Русский Север», как правило, входит лишь действительно северная территория: Карелия, Архангельск, Мурманск, Коми. В понятие «Север» рассматриваемое в нашем исследовании войдёт также территория Северной Чукотки.

В последние годы становится актуальной теория Гипербореи – таинственной северной страны. Появляются статьи и книги, проводятся экспедиции, телевидение и радио освещают эту тему. Интерес к Северу возрастает в научной среде. Однако следует отметить, что всеобщее внимание к северным странам обусловлено и практическими интересами: здесь пытаются найти и залежи полезных ископаемых, и изучают возможные климатические изменения, проводят археологические исследования.

В настоящее время в мировой практике накоплен огромный визуальный, методический и научно-исследовательский материал, который широко используется как в научных, так и учебных целях. В российской научной мысли визуальная антропология не получила широкого развития, ей приписываются по большей части вспомогательные функции, несмотря на активное развитие технической индустрии, создающее новые возможности сохранения, создания и трансляции и репрезентации различных образов. На наш взгляд визуальная антропология обладает огромным потенциалам в исследованиях культуры, для чего необходимо накапливать опыт подобных исследований. Визуальная антропология, предметом которой является создание и анализ этнографических фильмов, занимает важное место в системе гуманитарного знания.

Визуальная антропология возникла более полувека назад в рамках американской культурной антропологии и сейчас развивается как научная дисциплина и является неотъемлемой   частью   цикла   культуро-социально-антропологических наук. Рост популярности визуальной антропологии в современной научной среде требует расширения исследовательской базы. В первую очередь необходимо дать определение понятию «визуальной культуры», подтвердить легитимность ее распространения. Визуальная культура и визуальная антропология имеют схожие источники: техническая революция XX века дала им возможность появиться на свет и развиться. Помимо большого значения технологии, как для визуальной антропологии, так и для визуальной культуры современности важную роль для их развития в будущем играет понятие образа, с помощью которого формируются социокультурные и антропологические модели.

Цель нашего исследования состоит в выявлении структуры и функций образа Севера в современном документальном и художественном российском кино.

Объектом исследования являются кинотексты, репрезентирующие пространство Севера.

В предметную область исследования входит образ Севера, сформированный и транслируемый с помощью киноязыка.

Определение цели, объекта и предмета исследования позволило сформулировать следующие исследовательские задачи:

      определить понятие «образ пространства»;

      дать описание основным подходам к анализу кинобразов пространства, представленным в визуальной антропологии;

      выявить и проанализировать образы Севера, представленные в художественных и документальных кинофильмах, на примере фильмов «Остров», «Кукушка», «Соловки историка Морозова», «Пегтымель»;

      сравнить медиаобразы северного геопространства, представленные в художественных и документальных фильмах.

Для определения понятия «визуальная культура» мы опирались на труды Н. Мирзоефа, Р.Арнхейма, Г.М. Маклюена. При исследовании понятия «образ» мы обратились к работам У. Эко, С.М. Эйзенштейна, Д.Н. Замятина, В.В. Иванова, а также других исследователей в области антропологии, семиотики.

Для выявления образа Севера, сформированного посредством художественного кинематографа, мы рассмотрели два кинофильма: «Остров» Павла Лунгина, вышедший в прокат в 2006 году; «Кукушка» Александра Рогожкина, вышедший в 2002 году. Оба фильма снимались на Русском Севере. На наш взгляд, в них прекрасно представлен географический ландшафт Севера. Кинокартины содержат огромное количество кадров геопространства, где отражена природа и люди, живущие там, а также северная архитектура. Анализ этих фильмов позволяет выявить структуру образа Севера, представленного в художественном кинематографе.

Для выявления образа Севера, сформированного посредством документального кинематографа, мы рассмотрели два кинофильма: «Соловки историка Морозова» и «Пегтымель». В них раскрыты не только культурные особенности населения, но и то, как природно-климатические и географические условия влияют на формирования культуры на данной территории.

Логика исследования предполагает разделение работы на две части. В первой главе нам необходимо рассмотреть теоретические основы визуальной антропологии. В частности, научное обоснование исследований в рамках визуальной антропологии, образ геопространства, особенности художественного и документального кинематографа, рассмотреть методы исследования кинотекстов. Необходимо построить модель исследования кинофильмов на основе семиотического анализа.

Во второй главе мы рассмотрим непосредственно образ Севера, представленный в указанных выше современных российских кинофильмах. Подробно проанализировав каждую киноленту, нам необходимо сформировать образ, представленный в документальном и художественном кино.

Результатом исследования будет являться сравнительная характеристика полученных образов.

Таким образом, мы рассмотрим образ как важнейшую категорию современной визуальной культуры, а образ географического пространства как область исследования визуальной антропологии. Исследование образов Севера в художественном и документальном кинематографе позволит составить новые модели восприятия данного географического пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методика анализа зрительных образов пространства в рамках визуальной антропологии

1.1.   Понятие образа пространства

Несмотря на множество работ на эту тему психологов, культурологов и искусствоведов, понятие «образ» не обрело четкой формулировки и трактуется весьма противоречиво. В настоящее время образ становится доминантой в культуре. Создание, трактовка и управление образами - есть важнейшая задача, которая стоит перед наукой, и в первую очередь гуманитарной. Необходимо определить область распространения данного понятия и то, какую роль оно играет в визуальной антропологии для создания и репрезентации географического пространства.

Образное восприятие мира — свойство мозга, позволяющее разобраться в бесконечном потоке воспринимаемой информации и сохранять ориентацию во внешнем мире. Воспринимая внешний мир, мы всегда производим классификацию воспринимаемых ощущений, т. е. разбиваем их на группы похожих явлений. Характерно, что для составления понятия о группе восприятий определенного класса достаточно ознакомиться с незначительным количеством ее представителей. Ребенку можно показать всего один раз какую-либо букву, чтобы он смог найти эту букву в тексте, написанном различными шрифтами, или узнать ее, даже если она написана в умышленно искаженном виде. Это свойство мозга позволяет сформулировать такое понятие, как образ[1].

Образ представляется как результат отражения объекта в сознании человека, возникающий в условиях общественно-исторической практики[2]. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное, он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному объекту. Образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Однако образ объекта никогда не достигнет всего богатства свойств и отношений самого объекта: оригинал всегда полнее своей копии. Однажды возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных[3]. Важно отметить, что один материальный реальный объект способен порождать множество образов, причём отличающихся друг от друга.

Образы обладают характерным свойством, проявляющимся в том, что ознакомление с конечным числом явлений из одного и того же множества дает возможность узнавать сколь угодно большое число его представителей. Примерами образов может быть что угодно: река, стихи Маяковского, Вселенная и т. д. Более того, у каждого существующего предмета имеется образ, поскольку существовать может то, что может помыслить человек, а человек мыслит образами, а не конкретными предметами. Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, большей частью одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты. Именно эта объективность образов позволяет людям всего мира понимать друг друга, что и использует визуальная антропология в продуктах межкультурной коммуникации.

Итак, мы определили, что человек мыслит образно, следовательно, образ важнейшая составляющая разума. Образ - не есть изображение объекта, образ всегда связан с процессом восприятия объекта. Образ сохраняет свойства и характеристики объекта, однако никогда не достигает его полноты. Для анализа образа в визуальной антропологии необходимо рассмотреть понятие художественного образа.

Художественный образ - это образ в искусстве, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно и ярко раскрыть описываемое явление действительности. Гегель считал, что художественный образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Художественный образ — целая система мыслей, он соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни. Художественный образ всегда связан с его создателем - художником, отражает его культурный опыт и содержит его субъективность мысли. Также художественный образ связан с искусством и может содержаться и отражаться исключительно в нем.

Художественный образ - это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя. Художественным становится не всякий образ. Художественность образа заключается в его особом - эстетическом - предназначении. Он запечатлевает красоту природы, животного мира, человека, межличностных отношений; открывает тайное совершенство бытия.

Художественный образ обладает характерными признаками, присущими только ему. Это:

Информация о работе Образ Севера в Современной России