Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа
В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.
Архитектура представленная в фильме обладает двумя яркими чертами. Во-первых, это деревянная архитектура. В местностях, богатых лесом, в том числе и на Русском Севере, благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является широко используемым строительным материалом. Однако, возможности деревянного строительства крайне ограничены, по сравнению с каменным, например, поэтому её выразительность достигается простыми геометрическими формами. Поскольку дерево материал натуральный, деревянные здания ещё раз напоминают зрителю о близости к окружающей природе; сооружения воспринимаются как её неотъемлемая часть. Особенность построек отсылает к холодному зимнему времени года. Карликовый внешний вид, особое отношение к отоплению сооружений, диктуемое не только сюжетной необходимостью, но и необходимостью жизненной – всё свидетельствует о суровом крае. Многочисленные кадры исхудалых мостков, дверей, лестниц указывают на удаленность от мирской жизни, спокойное размеренное движение времени.
Об особом свойстве дерева зрителям напоминает сцена пожара кельи отца Филарета. Мы уже отмечали, что огонь в данном фильме имеет двойственное значение: несет жизнь, поскольку в холодном климате необходим источник тепла; с семантической точки зрения огонь очищает, что и случилось с отцом Филаретом вскоре после пожара.
Помимо того, что все строения деревянные (кроме баржи олицетворяющей страшный грех отца Анатолия), все они носят религиозный характер, действие фильма разворачивается на территории монастыря. В архитектурном построении деревянных церквей большую роль играл природный ландшафт. Композиционное расположение церкви воспринималось как движение к центру.
Таким образом, архитектура, представленная в данном фильме, указывает на особую религиозную значимость Северной территории, на суровый климат, отдалённость и близкую связь с природой. Каннотавным значением в данном случае будут представления о тесной взаимосвязи с природой, поскольку все здания деревянные, и священном значении Севера.
Монашество.
С точки зрения исторического соответствия действительности содержание фильма весьма отдалённо приближено к действительности. Как ни странно в кинокартине не нашли отражения власть, политика, идеология. Монахов никто не сажает и не разгоняет, а наоборот к ним относятся с уважениям приезжающие люди, среди которых и инженеры, и военные, и многие другие. Вероятно, не включив советскую идеологию, авторы фильма открыли огромное пространство для более полного раскрытия монашеской жизни. Действительно в фильме огромное количество сцен, где зрителю представлены особенности монашеского быта. На протяжении фильма прослеживается отличное от других мировосприятие монашеской братии, отрезанной от мирской жизни, они живут на острове, соответственно отдельно, как будто отрезаны от всего человечества, а связывает их с «большой землей» только лодка, плывущая по морю, семантику которых мы еже обозначили. Отрешенность монахов от земной суеты в духовном плане, соответствует отрешённости в реальном географическом пространстве.
Особое восприятие окружающей действительности помогает монахам выживать в столь суровых условиях. Люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, как показано в фильме, меньше внимания обращают на сложности их «земной» жизни, что, безусловно, помогает им выживать в условиях сурового климата.
Не секрет, что за последнее столетие отношение русского народа к православию коренным образом менялось несколько раз. В настоящее время православная религия – это не идеология государства как было в Имперской России 19 столетия, не гонимая властью мировоззрение как в Советский период 20 столетия, - это отдельный уголок определённой части общества. Если же выделить монашество, то это своего рода «остров»: другая жизнь, удалённая от мирской, со своими правилами, традициями и законами, со своим образом жизни.
В результате, мы видим обращение к образу Севера как отдельного уголка жизни людей, живущих по своим законам, которые отчасти диктуются холодным климатом и природными особенностями северного пространства. Каннотативная трактовка монашества зрителем в данной картине не имеет никакого преломления от обыденного понимания и воспринимается как жизнь православных людей вдали от мирской суеты. А северная территория прекрасно подходит для подобного аскетического образа жизни в силу казанных выше факторов.
«Кукушка»
Художественный фильм «Кукушка» был снят в 2002 году. Помимо написания сценария Александр Рогожкин выступил в роли режиссёра. События фильма разворачиваются в 1944 году на финской границе, Карельский фронт. (на самом деле большинство съемок велись в Мурманской области рядом с Кандалакшей). Русский солдат Иван, финский снайпер Вейкко по стечению обстоятельств не могут вернуться к себе на родину, и их обоих ждала бы явная гибель, если бы их не приютила саамка Анни. В условиях холодного северного климата, во время Второй Мировой Войны, без надежды на помощь, и говоря на разных языках, они вынуждены выживать вместе.
Для выделения представленных к данной кинокартине образов Северы мы разберём то, как репрезентированы природа, война и люди. Собственно говоря, весь фильм сводится к пониманию людей различных культур друг друга на фоне северных пейзажей и в условиях Второй Мировой Войны. Наиболее ярко выраженные фрагменты: пейзаж, содержащий поля, реки и холмы, взаимоотношения героев, особенности саамского быта.
Природа.
Географический ландшафт Карелии в фильме представлен карликовыми растениями, пожухшей травой, холодными тёмными ночами. Авторы выбрали осеннюю природу для трансляции своего сюжета. В фильме «Остров» так же показана осенняя пора, однако в данной картине снег появляется только в последних кадрах. Но, не смотря на это, и персонажи упоминают о времени года, и по представленным кадрам зритель понимает, что природа готовится к зиме. Выбор этот был сделан не случайно, дело в том, что осень как никакое другое время года объединяет в себе два представления о Севере: нетронутая природная красота, простирающаяся до горизонта, и жестокий суровый климат, несущий испытание всем кто здесь находится.
Холодный климат представлен в основном через героев, которые пытаются согреться у очага или надевая множество одежды. Ощущение холода передается зрителю по средствам звукового оформления: вой ветра, течение воды, тревожное пение птиц. Серые и тёмные тона, которыми особенно насыщена представленная природа, создают впечатление тёмного, холодного забытого края. В противовес всем известным «белым» ночам на Севере, авторы выбрали осень, когда ночи наиболее темные, почти чёрные. В фильме можно присутствует несколько сцен, действие которых разворачивается посреди ночи.
Сами герои неоднократно говорят о необыкновенной красоте тех мест, несмотря на то, что вокруг идёт Вторая Мировая война, а шансов остаться в живых не так много. Красота северных территорий заключена в отдалённости от большого скопления людей, соответственно малом влиянии человека на данную местность, в результате мы получаем девственную природу северного края. Долина, где расположено стойбище саамки, и разворачиваются основные события фильма, окружена типичным северным пейзажем Карелии: небольшие берёзы, речка, каменные глыбы и сопки, обильно покрытые мхом. Все здания и сооружения саамки изготовлены из дерева, оленьего меха и шкур. Естественная природная среда придаёт данному кинофильму ощущение некоторой документальности.
Таким образом, в природе, представленной в кинокартине «Кукушка», Север воспринимается территорией удаленной, авторы рисуют нам нетронутую природу Карелии. Благодаря суровому климату и жестким условиям быта данная территория не выглядит столь привлекательной для использования её человеком, тем самым природа сохраняет свою первозданную красоту, необычайную живописность северной территории. Обилие камней в кадрах фильмы, отсылают зрителя к семантической схожести образа камня и представления северного пространства: холодные, твердые, серые, угрюмые. Каннотамом представленных кадров природы будет являться образ другой реальности, ограждённой от привычной нам, имеющей свою собственную культуру. При этом представленная другая действительность вполне понятна и близка зрителю.
Война.
Фильм «Кукушка» Александра Рогожкина стал обладателем приза Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ как лучший фильм о Великой отечественной войне, снятый в XXI веке. Тема войны красной нитью проходит на протяжении всего фильма. Однако, при этом в самом фильме мы можем увидеть несколько выстрелов, одну бомбёжку несколько убитых. Явное отступление от стереотипов военных кинокартин неслучайно.
Во-первых, авторы фильма использовали Вторую Мировую войну для того, чтобы показать, что она сделала с людьми. После того как все трое героев встретились военные действия отводятся на второстепенный план, на первое же место выходят методологические вопросы о смысле жизни, о причинах войн и не только. Вейко упоминает Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского – классиков мировой художественной культуры, размышлявших в своих произведениях о смысле жизни. И здесь как нельзя кстати приходятся суровые условия жизни, которые помогают главным героям практически забыть о том, что идёт война и вновь осознать красоту мира и окружающей их природы. Далёкая северная территория служит своего рода щитом для главных героев от военных событий в мире. И этот недолгий перерыв помогает двум солдатам переродиться и увидеть друг в друге не врагов, а помощников. Таким образом, северная территория представляется зрителю настолько далекой географически, что это напрямую влияет на её отрешенность от событий, происходящих в Мире. То, что имеет огромное влияние на всей планете, в пространстве Севера практически теряет смысл.
Во-вторых, спокойствие Севера противопоставляется бурности Юга. Образные стереотипы Севера всегда связаны с холодом, со снегом и льдом. А поскольку застывшее и замёрзшее всегда ассоциируется с состоянием покоя, то и в цело в северной территории мы можем говорить, что это зона спокойствия, в отличии от южной: землетрясения, цунами, вулканы случаются там гораздо чаще, поскольку Юг – зона активных действий. Стоит вспомнить об упомянутом романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», где следую логике данного фильма, Северу приписывается спокойствие и мир, а южным землям активные военные действия.
Не смотря на то, что фильм «кукушка» - это в первую очередь фильм о войне, авторы показали северное пространство как территорию мира и спокойствия, где людям нет необходимости спорить, делить что-либо, понимать друг друга, не зная языков – в этом уникальное свойство северного геопространства. Авторами фильма война и её последствия представлены более жестокими, чем суровые климатические условия Карелии. Людям проще выжить в условиях крайнего Севера, чем во время военных действий. Коннотативное значение войны раскрывается во время взаимодействия главных героев по ходу фильма, а не в ходе бомбёжек и выстрелов. Оно заключается в том, что оба мужчины не могут объяснить причин вражды между ними. В условиях северного пространства, в котором они оказались, война как таковая и вовсе теряет всякий смысл.
Люди.
Сюжет фильма закручивается на взаимодействии трёх главных героев: Анни, Вейко, Пшёлты. Все трое являются представителями северных народов: Анни – народности саамов, Вейко – финн, Пшёлты – русский. Представители этих народов и народностей являются потомками одних из самых древних жителей северной Европы и Скандинавии. При это Пшёлты и Вейко – это носители русской и финской традиции, безусловно намного обогнавших саамов в своём техническом развитии. При этом они же являются воюющими сторонами, в то время как Анни не проявляет и намёка на жестокость и агрессию. Саамы сохраняют очень простой уклад жизни, в котором нет места современным достижениям науки и техники. Их язык не понимают ни финны, ни шведы, ни русские, на территориях которых проживают немногочисленные представители этой народности. Следует отметить, что, не смотря на явную схожесть климатических условий, геопространства, флоры и фауны все трое персонажей являются носителями настолько разных культур, что даже языка друг друга не понимают.
Саамка Анни является в фильме самым сильным звеном. Она неоднократно спасала Пшёлты и Вейко от явной гибели. Мужчины на фоне этой женщины, которая в одиночку содержит своё стойбище, спасает их от смерти, ухаживает за ними, кажутся совершенно слабыми и неприспособленными к такой жизни. Тому есть несколько причин.
Во-первых, война это всегда процесс разрушительный и поэтому мужчины, поскольку являются непосредственными участниками этого процесса так же являются разрушителями. Из-за технического развития в своих странах, ухода от традиций культур, Вторая мировая война заставили потерять эти и многие другие народы свою изначальную близость к природе. Северный край для таких людей что-то вроде испытания способны ли они снова полюбить природу, жить в мире и согласии. Анни в этом случае является примером взаимодействия с природой Севера, поэтому она ведёт себя так легко и спокойно, мужчин же всё время что-то беспокоит. Таким образом, Север представлен зрителям как проверка этих людей за «преступления», которые они совершили против природа. Другими словами, северный край можно соотнести с исправительной колонией, где Вейко и Пшёлты понимают значимость мира. Надо отметить, что Север всегда воспринимался местом ссылки различных заключенных для их «перевоспитания» и в дореволюционной России и в советский период.
Вторая причина скрыта в самих мужчинах, а точнее в их мировосприятии. Они не замечают красоты этой природы, её уникальности. На протяжении долгого периода времени природы была для них лишь окружающая среда, в то время как для Анни природа – это то благодаря чему она живет, природа даёт ей всё необходимое. Благодаря своему уклад жизни, Анни единственная из героев фильма, кто понимает смысл своей жизни: жить, работать и любить. Лишь пройдя сквозь все испытания, этот северный край стал восприниматься Пшёлты и Вейко как союзник и помощник, о чём говорит сцена прощания героев друг с другом. Бывшие солдаты сняли свою военную униформу в знак отрешения от войны.
Обратимся к значению названия фильма «Кукушка», в данном случае их несколько. В течении фильма зритель может встретить двух «кукушек». Во время войны "кукушками" называли снайперов-смертников, которых немцы приковывали к дереву или скале, и этим обреченным ничего другого не оставалось, как до последнего патрона стрелять по врагам. Речь идёт о Вейко. Анни тоже является «кукушкой». В одном из разговоров она говорит, что Анни её не настоящее имя, что у неё много имён, но первое и настоящее, то которое ей родители дали – это Кукушка. На основании этого мы так же можем отметить, что Анни и Вейко обрели в этих местах спокойствие и мир на душе, чего нельзя сказать о Пшёлты. Лишь в последних сценах, где он стреляет в Вейко, он задумывается над тем, как изменила его война.
Несмотря на непонимание друг друга, которое приводит к совершенно различным ситуациям - как комичным, так и по-настоящему трагичным. Они не особо стремятся к взаимопониманию, не пытаются найти новые способы общения. Причина тому довольно проста. Они воспринимают это пространство, а значит и свое взаимодействие как явление временное. И Вейко и Пшёлты говорят о необходимости покинут стойбище саамки, и даже предпринимают попытки уйти. Однако удаётся им это лишь когда процесс «исправления» завершился. Несмотря на схожесть представленного географического пространства с пространством их родных мест, зритель ощущает временность, эпизодичность данного пространства. Это явно противоречит с имеющимися представлениями о Северном крае, который ассоциируется с вечностью, безвременной территорией. Разгадка этого противоречия содержится в последнем эпизоде фильма, где саамка Анни рассказывает своим детям о их отцах: Вейко и Пшёлты, что символизирует продолжение этой истории.