Образ Севера в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.

Файлы: 1 файл

Образ Севера магистерская.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Каннотатом в данном случае будут не люди – персонажи фильма, а их преображения из воюющих друг с другом солдат в друзей и помощников, где центральным звеном является представительница коренной северной народности – саамов, передавая им, мужчинам, выросшим в суетном мире, те правила, нормы и ценности, кажущиеся для неё естественными.

В целом, в данной киноленте складывается образ далёкой, практически недосягаемой территории, не поддавшейся человеческому влиянию. Суровая и жестокая, но в тоже время чистая, красивая северная природа принуждает зрителей вместе с героями фильма пересмотреть свои взгляды на различные ценности, такие как война и мир, жизнь и любовь.

Образ Севера в художественных кинофильмах.

Север представляется холодным краем с суровыми климатическими условиями. Где человеку выжить очень сложно. Суровый край формирует суровый характер людей живущих там. Однако, несмотря на всю образную трудность погодных условий, для людей живущих там, это не имеет большого значения. Холод они воспринимают как данность, необходимость, возможно, испытание. При этом по-настоящему холодного зимнего периода в фильмах не представлено.

Кадры из кинофильмов, передающие природный ландшафт создают впечатление красивого пространства. При этом неоднократно герои указывают на их собственное отношение к северной территории, в котором указывают на природную красоту этого края. Как правило, в подобных кадрах появляются лишь поле, или небольшая равнина, снег, вода (река, озеро море), холмы, небольшие растения, - всё вместе они создают эффект пленэрной живописи, настоящей природной картины северного края.

              В фильмах огромное количество кадров природы, создающих впечатление девственной территории, совершенно не подверженной  влиянию человека. Близость пространства Севера к первозданной природе проявляется в визуальных образах через кадры фильмов, в звуковом сопровождении, где огромное количество природных звучаний и частое отсутствие музыкального оформления. И даже действия фильмов протекают спокойно размеренно, не отвлекаясь на суету, всегда улавливая лишь самое важное.

              В фильме «Остров» уединённость территории обусловлена тем, что сюжет фильма протекает на острове, однако в фильме «Кукушка» пространство Севера также представляется несколько отрешённым от основных событий, происходящих в мире. Представленная в данных кинофильмах территория действительно видится как некое отдельное пространство со своими правилами и традициями.

              В обоих фильмах зритель может обнаружить различные образы воды. Север воспринимается как край холодный или замёрзший, на что указывает снежный или ледяной покров земной поверхности. Однако оба фильма снимались осенью, соответственно зритель в кадрах не обнаружит гор льда или снега. Тем не менее вода присутствует, а серые тона кадра, а так же отношение героев к погодным явлением, что вода является неотъемлемым атрибутом  Севера. Вода является источником жизни на Земле. Соответственно Север – это пространство пригодное для жизни гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

              Испокон веков северная территория воспринималась как место для испытания себя и своих убеждений, своего мировосприятия. Данные фильмы лишь ещё раз подтверждают это правило. Отец Анатолий, Пшёлты, Вейко – все они совершенно не случайно оказались на Севере. Этим героям необходимы были испытания, которые натолкнули бы их на размышления относительно того, кто они есть, и какие действия они совершают. Особое состояние северной природы суровой, но спокойной укрепляет дух этих персонажей, заставляет их изменить, преобразиться.

              Не смотря на то, что в представленных фильмах совершенно разное религиозное обоснование святости северной земли, совершенно очевидно, что сакральность её уходит своими корнями гораздо глубже, нежели какая-то из ныне существующих религий. Изгнание бесов, воскрешение Вейко – это не полный список особого чудодейственного влияния пространства Севера на события происходящие на его территории. Таким образом, авторы фильмов вложили отношение к геопространству Севера, как к месту священному, для всех людей независимо от отношения к религии и вероисповеданию.

 

2.4.           Образа геопространства Севера представленный в документальных кинофильмах «Соловки Историка Морозова» и «Пегтымель».

«Соловки историка Морозова»

Документальный фильм «Соловки историка Морозова» был снят Товариществом Северного Мореходства в 2006 году. В основу картины легли книги Сергея Васильевича Морозова «Тогда на Анзерском острове» и «Постижение Соловков». Как мы видим исходя из названия, фильм посвящён жизни и творчеству Сергея Васильевича. Относительно визуальных кадров, то в фильме преобладают различные виды Соловецкого монастыря, природная среда архипелага и непосредственно сам Сергей Васильевич Морозов.

Природа.

Все съемки для этого фильма проходили на Большом Соловецком острове. Несмотря на то, что съёмки длились в течение трёх лет с 2004 по 2006 в кинофильме съёмок зимней природы практически не представлено. В основном картина фиксирует осень, весну и немного летних кадров. Постоянно отсылая зрителя к суровым нравам северного края, непосредственно в кадре практически не представлены снег, лёд, мороз и другие неотъемлемые атрибуты северного пейзажа. Не смотря на это в фильме неоднократно упоминается о том, что зима здесь длится 6 месяцев в году.

В течение фильма Соловки неоднократно называют крайсветным севером. В значении «края света» Соловецкие острова рассматривают в первую очередь с позиции географического пространства. Действительно северная территория ассоциируется с крайней точкой этого мира, за её пределами уже расположен иной мир. Геопространство Севера и Соловки в частности в фильме также представлены как некий географичиский предел для жизни человека, за его чертой начинается иная реальность. «Край Света» - некая практически не досягаемая территория, которая помимо своей географической недосягаемости имеет свои собственные законы, действующие только в данном пространстве.

«Крайсветность» подразумевает под собой наличие собственных законов и правил и традиций. Рубежное положение между двумя мирами (причём как в духовном плане, так и во вполне реальном: )обязывает эту территорию  иметь связь с обоими из тех миров. Однако при этом Север должен оставаться уникальным пространством. Как показано в фильме Соловецкий архипелаг, как представитель северного пространства, безусловно имеет свои законы и традиции, которые выражены в сакральности территории,

крайсветная территория также олицетворяет отсутствие цвета. Цвет перестает иметь важное значение, существет белый, черный и серые тона. Помимо аудио информации содержание кинокартины наполнено изображениями серой бесцветной северной природы.

Сергей Васильевич указывает нам на особый аспект крайсветного севера, он соотносит это понятие с понятием конца света. Где под концом света подразумевается не окончание всего сущего, а наоборот, окончание времени измеряемого, и переход в новое временное измерение — без времени.

В кинокартине особое место уделяется историку Сергею Васильевичу Морозову, интервью с которым проходит во время плавания по многочисленным соловецким озёрам на лодке. Тем самым озёра в эмоциональном восприятии зрителя фиксируются как аспект важный и значимый для восприятия идеи фильма. Действительно, основное содержание транслировать идеи историка Морозова. Тот факт что по задумке авторов или по инициативе самого Сергея Васильевича запись интервью проходит на озере автоматически вносит  их в важнейшие объекты того самого северного пространства о котором идет речь.

              В связи с отдалённостью от промышленных и государственных центров   в рамках северного пространства затруднительно создание комфортных бытовых условий для жизни людей. Те же люди, которые соглашаются на практически полное отсутствие быта.

              В фильме упоминается как «пространство особого назначения», где можно провести параллель с событиями происходившими на территории Соловецкого архипелага в 30-60ых годах. Несмотря на то, что авторы имели виду тот факт, что за всю свою историю Соловки всегда было местом значимым, имевшим определённое назначение: святилище, монастырское хозяйство, форпост, тюрьма; можно смело отнести это наблюдение ко всем северным территориям .

              Белое море, в котором и расположен Соловецкий архипелаг, имело другое название, и в фильме об этом упоминается, Студёное море. По мимо прямого коннотативного значения основанного на том, что это море замерзает в зимний период, есть и вторичное — пространство Севера воспринимается территорией покоя, размеренного бытия. Благодаря особым климатическим условиям, позволяющим «заморозить» данную территорию на полугодовой период, северное пространство осознаётся пространством «замороженным», успокоенным, остановившимся.

              Архитектура.

              В кадрах киноленты отражено современная архитектура Соловков. В своём повествовании Сергей Васильевич неоднократно обращает внимание на историю построек. Поскольку северная территория богата лесными ресурсами, этот материал удобен и прост, здания соловецкого монастыря не стали исключением. Однако, холодный климат вынуждает дополнительно отапливать деревянные здания, что неоднократно являлось причиной пожаров. В настоящее время весь монастырский комплекс выполнен из камня и кирпича, большинство домов местных жителей – деревянные. Здесь мы опять видим обращение к природе, близость с ней.

              Строение зданий на Севере имеет особое значение, поскольку дома и другие постройки должны отвечать множествам требований, диктуемые природой: снег, лёд, наводнение, ветер и т.д. Поскольку все здания имеют особую ценность процесс постройки и материал для строительства также уделяется огромное внимание.

              Стоит отметить функциональность строений представленных в фильме. Все здания, условно можно разделить на бытовые и сакральные. Никаких лишних построек, только необходимые для жилья или выполнения хозяйственных нужд. При этом проживают в основном в деревянных домах. Второй тип зданий – сакральные – опять же несет в себе огромное смысловое значение. Сергей Васильевич называет Соловки сакральным пространством. То пространство, где религиозное осмысление бытия происходит наиболее понятно. Северная природа наталкивает на необходимость религиозных рассуждений и дум. Недаром именно эта северная территория стала местом создания наиболее ярко запечатлённого в истории православного монастыря. Постройка манастыря  в качестве кренпости подтверждает обязательную функциональность всех  северных зданий. Монастырь, толщина стен которого превышает четыре метра, не однократно в своей истории превращался в форпост, обороняя не только себя, но и всю территорию Русского Севера.

              Таким образом, как отмечается в фильме, на территории Соловков основное внимание в архитектуре уделяется строительным материалам и назначению зданий. Следует отметить, что используемый визуальный ряд (общие планы монастыря, стены и башни) рождает у зрителя каннотативное представление застывшей реальности, окаменелой истории – спокойной, непоколебимой, вечной.

              Люди.

              Поскольку фильм документальный и построен по законам документального жанра, то люди в кадре в большинстве своём ведут повествование или отвечают на вопросы, а визуальный ряд служит сопровождением и подтверждением слов расскажчиков. Центральное место в данном кинофильме, безусловно, отведено Сергею Васильевичу Морозову. Однако представление о жителях данной территории представлены отнюдь не визуально. Образ людей живущих или посещающих Соловецкие острова складывается из повествования Сергея Васильевича и других рассказчиков.

              Стоит отметить, что большее внимание уделяется даже не самому образу людей, а тем особенностям климатического и географического положения острова, которые оказывают влияние на каждого человека, побывавшего на Соловках.

              Основной целью документального фильма является знакомство зрителей с историком Сергеем Васильевичем Морозовым и трансляция его идей.  Во-первых, Соловки представляют собой священное пространство независимо от вероисповедания. Доказательством тому служат святилища, курганы и лабиринты, появившиеся на островах Соловецкого архипелага задолго до прибытия первых иноков. Эта территория несёт в себе сакральный смысл благодаря тому, что в неё сочетаются тяжёлые климатические условия (остров посреди замерзающего Белого моря, где 6 месяцев в году зима, продуваемый всеми ветрами) и пригодность к проживанию (наличие пресной воды). Создаётся впечатление того, что Соловки это некая охраняемая территория, и попасть на неё может лишь достойный человек, прошедший все испытания. Во-вторых, идея Преображения. Сергей Васильевич указывает на то, что главным храмом Соловецкого монастыря является Спасо-преображенский собор. Как он сам же и объясняет далее, что все люди, попадающие на Соловки, будь то Филипп Колычев, будущий патриарх Никон или сам историк Сергей Морозов всех людей ждет преображение в большей или меньшей степени. Совокупность природных факторов, окружающей среды, особого географического ландшафта,  умиротворенность и спокойствие, прекрасно отображённые в фильме, подвигают человека к пересмотру своих жизненных ценностей, отношения к себе и окружающим.

Говоря о людях, представленных в данном фильме, нельзя не упомянуть о монахах и паломниках. Сложные условия выживания, удалённость, уединённость Соловков  воплощают в себе идеалы монашеского аскетизма. Вот почему в прошлом на островах архипелага были так распространены скиты и пустыни.

Коннотатом самого историка Сергея Васильевича является доказательство его основной идеи  - преображения. Сергей Васильевич серьёзный учёный из столицы переезжает в отдалённую северную глубинку, поскольку только здесь он действительно понимает смысл своей жизни и посвящает всю свою жизнь изучению истории Соловецкого архипелага – уединённого северного острова в Белом море.

В фильме «Соловки историка Морозова» большее внимание уделяется не характеристике территории, особенностях географического ландшафта и природной среды, а историко-культурной значимости данной территории, её священному предназначению. Однако при этом, как отмечает Сергей Васильевич, именно уникальное сочетание природно-климатических условий позволили Соловкам стать сакральной жемчужиной Севера.

Информация о работе Образ Севера в Современной России