Образ Севера в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.

Файлы: 1 файл

Образ Севера магистерская.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Визуальная культура содержит огромное количество зрительной информации, причем именно эта информация и является ведущей. Однако визуализация прошла огромный исторический и эволюционные пути развития, прежде чем завоевать лидирующее положение в культуре. Основание визуализации можно обнаружить в физиологии человека.  По разным данным, 70—-90 % информации поступает в мозг человека через органы зрения. Таким образом, ценностные ориентиры культуры в опыте конкретного человека передаются, во многом, через зрение.

В силу того, что зрения является важнейшим органом чувств, с древности люди наделяли зрительное восприятие сакральным смыслом. Как считаю, археологи именно зачатки изобразительного искусства явились основой для появления других более поздних видов искусств: скульптура, архитектура и так далее вплоть до кинематографа. Вся визуальная информация получаемая человеком сакрализировалась. Человек наделял значением все, что видел вокруг себя - природу. В ходе истории человек все больше окружал себя произведениями собственного труда и все дальше отходил от природы. В его руках оказывались новые технические возможности визуализировать, «раскрашивать» окружающую среду.

Таким образом, каждая историческая эпоха определяет свой тип художественного видения (способ интерпретации искусством картины мира, типа культуры, менталитета) и вырабатывает соответствующие ему языковые средства. При этом возможности художественного воображения вполне конкретны: каждый художник застает в свою эпоху определенные «оптические возможности», от которых он оказывается зависимым. Доминирующие представления объединяет все разнообразие художественных практик в определенный фокус, выступая фундаментальной основой культурной онтологии художественного сознания.

Накопленный веками опыт визуализирования культуры и техническая революция XX века позволили человеку создать визуальную культуру - культуру, стремление к которой заложено в природе человека.

 

Современный человек каждый день сталкивается с многочисленными визуальными и вербальными образами, причем их воздействие оказывает влияние на его сознания, не говоря уже о сфере бессознательного.Визуальная культура стала актуальной частью общекультурного фонда, формируя в человеке новую матрицу мировосприятия, от экранной грамоты (навыков чтения экрана) до стилизации под экран (подражание кинотелегероям в мимике, словоборотах, увлечениях, нарядах, интерьере). Нынешнее явление визуальности означает своего рода прозрение науки, обретение нового средства коммуникации — языка изображения, доведенного кинематографом за минувший век до общеупотребимости.

Процесс формирования языка коммуникации современной визуальной культуры во многом обусловлен технологиями, используемыми для создания, воспроизводства и распространения изображений. Об их решающей роли в изменении функции и статуса художественного образа[12] впервые заявил Вальтер Беньямин в своей статье «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводимости», ставшей впоследствии фактически программной для исследователей современных культуры и искусства. В ней автор говорит о том, что с появлением технических возможностей    человек    стал    стремиться    не    просто     создавать дистанцированный образ реальности, а воспроизводить саму реальность. Благодаря легкости воспроизводства, тиражирования и массового распространения визуальной продукции, сделавшей ее вседоступной, изображение как таковое потеряло свою ценность и стало объектом экономических и политических манипуляций.

Последствием превращение его из источника визуальной информации и эстетического наслаждения по преимуществу в функциональный элемент индустриального производства и одновременно объект потребительского рынка. Зрительское восприятие соответственно также подверглось радикальной трансформации.

Современный человек получает огромное количество визуальной информации ежесекундно. Данная сфера культуры столь быстро развивается, что разница всего лишь в одно поколение создает огромный разрыв в восприятии визуальной информации: дети настолько «избалованы» получаемой информацией, что их совершенно не удивляет, более того, они не обращают внимание, на то что шокировало их родителей. У Н. Мерзоева в его труде «Введение в визуальную культуру[13]» есть замечательный пример, характеризующий отношение современного человека к визуальной информации. Он предлагает рассмотреть водителя типичных североамериканских шоссе. Ход автомобиля зависит от ряда визуальных решений, определенными водителем. В то же время, он или она «обстреляны» другой информацией: светофоры, дорожные знаки, сигналы поворота, рекламные щиты, цены на бензин, вывески, местное время и температура и так далее. Тем не менее, большинство людей считают процесс настолько обыденным, что они включают музыку, чтобы не было скучно.

Сначала телевизор, затем видео, а потом компьютер стали фактически предметами домашнего обихода и развлечения. Потенциал электронных и цифровых технологий открывает перед современным обществом новые перспективы их использования в ходе социального взаимодействия. Ханс Магнус Энзенсбергер сформулировал эту особенность следующим образом: «Новые медиа ориентированы на действие, а не наслаждение; настоящее, а не традиции. Это не означает, что они не имеют истории или что они способствуют утере исторического сознания. Наоборот, они делают возможным впервые записывать исторический материал так, что он может быть воспроизведен по желанию. Делая этот материал доступным для актуальных целей, они делают очевидным для каждого, использующего их, что написание истории - всегда манипуляция».

 

В цепи технологических инноваций появление и распространение кино сыграло решающую роль в пользу визуализации. Потребление зрелища, шоу (с одной стороны продукта, с другой - цели визуализации) взамен или наряду с материальными благами - вот реальность эпохи модерна, на которую нам указал Беньямин, затем Хоркхаймер и Адорно: «Чем более прочными становятся позиции культуриндустрии, тем более суммарно начинает обращаться она с потребностями потребителей, их продуцируя, их направляя, их дисциплинируя, даже налагая запрет на само развлечение: культурный прогресс тут не знает границ». Искусство в этом контексте представляется всего лишь как разновидность товара, выделанного, поставляемого, приравненного к индустриальной продукции. Более того, современную культуру можно спроецировать как спектакль: зритель специфическим образом совмещает в себе функции туриста и потребителя, или наоборот - потребитель является прежде всего зрителем - образ фланера как нового культурного героя эпохи был впервые описан Беньямином[14]).

Концепции «визуального поворота» Митчелл окончательно устанавливает главенство визуальной составляющей в современной культуре. Более того он делает вывод о том, что современная философия и наука все в большей мере ориентируются на новую модель мира - мир предстает уже не столько как текст, сколько как образ. Хайдеггер во «Времени картины мира» писал: «Образ мира разумеет не какой-нибудь образ, сложившийся у нас о мире, а мир, постигнутый как образ». Видимый мир здесь более не рассматривается как «тень» мира идей, он и есть сам мир.

Таким образом, визуальная реальность может рассматриваться как культурный конструкт, подходящий для чтения, интерпретации и трансляции. Такое представление современной культуры противоречит представлению о культуре как культуре письменных текстов и языковых феноменов. Однако, не следует забывать о том, что «письмо и печатная коммуникация базируются на визуальных носителях; наша речь часто сопровождается средствами визуальной коммуникации (жесты, мимика и др.), а когда визуальная поддержка отсутствует (радиотрансляция или телефонный разговор), смысл переданного существенно страдает от полисемии и «недосказанности»». Это означает, что любая коммуникация нуждается в визуальном опосредовании. Так или иначе, но само понятие «визуальная культура» оспаривает традиционное представление о «чтении» любых текстов как базовых культурных практиках.

Действительно, человечество, основываясь на своих физиологических данных, на протяжении многих веков расширяла и дробила зрительную культуру, накапливая ее. И, наконец, благодаря технической революции, и в первую очередь рождения кинематографа, а затем телевидения позволили полно визуализировать все стороны жизни общества.

По мнению некоторых ученых новую культуру, пришедшую на смену модернистской, мы вправе именовать визуальной[15]. Визуальная среда стала играть настолько важное значение, что игнорировать это просто невозможно. Современный человек обязан оперировать всеми возможными образами, для того чтобы оставаться включенным в новую визуальную культуру. Для науки, особенно гуманитарной, визуальная культура дает новые возможности для исследования, где ключевым понятием становится - образ.

Современная культура носит визуальный характер. Человечество буквально окутано зрительной информацией, в большинстве своем благодаря технологической эволюции. Зрительная культура порождает огромное количество виртуальных реальностей. Мир уже не рассматривается через созданный посредством искусства и науки образ мира, наоборот, образ мира приравнивается к реальному миру. В визуальной культуре на первый план выходит категория образа. Однако как отмечено выше формированию визуальной культуры способствовало развитие науки и техники. Визуальная антропология - весьма молодая дисциплина, появившаяся как раз на стыке технологии и искусства. Именно в рамках визуальной антропологии рассматривается категория образа географического пространства.

 

              1.3. Область исследований визуальной антропологии.

Наиболее часто встречающееся определения визуальной антропологии, соответствующее ее сегодняшнему состоянию можно обозначить следующим образом: это — культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии и которая направлена на получение и внедрение в социальную практику экранной информации о малоизвестных сторонах жизни народов с целью осуществления диалога культур[16].

Традиционно истоки визуальной антропологии видят в этнографическом кино. Уже с 20-х годов прошлого столетия, фильм Роберта Флаэрти "Нанука с Севера", который произвел небывалый триумф в первую очередь в научной среде этнографов и антропологов, стало понятно, что в жизни общества появилось новое чрезвычайно мощное средство воздействия на коллективное сознание, далеко выходящее за рамки профессиональных этнографических задач[17].

За относительно короткую историю своего существования визуальная антропология успела проявить себя как достаточно разносторонняя деятельность, далеко вышедшая за рамки кинематографической фиксации образа. При всей важности и неизбежности рассмотрения множества аспектов, в совокупности составляющих сферу проявлений визуальной антропологии, представляется целесообразным выделение поля исследования, характерного именно для нее.  Таковым     является     процесс     отображения     действительности аудиовизуальными средствами. "Аудиовизуальная информация" включает в себя кино, телевидение, звукозапись, фотографию. До изобретения фотографии весь арсенал человеческих средств передачи информации состоял из знаков, практически не способных воспроизводить реальные формы. Но фотография — лишь мгновенье события, которое кинематографом может быть запечатлено в динамике и во всей своей временной протяженности.

Таким образом, определены основные средства, которые использует визуальная антропология. Фотография - очень распространенный способ сохранения и трансляции необходимой для данной дисциплины информации, однако фотография содержит лишь момент жизни общества. Некая близость фотографии человеку объясняется тем, что человек представляет себе движение в широком смысле (пространство, время) как набор отдельных точек, однако теоретики кино 20 столетия опровергли данное представления, основываясь на теории относительности Эйнштейна: любое мгновение можно рассмотреть во множестве систем, относительно множества точек отсчета, однако ни в одной системе координат, не удастся повторить тот момент стопроцентно идентично. Звукозапись является уникальным средством сохранения аудиоинформации, однако использование исключительно звукозаписывающих устройств не дают в полной мере представления о культурном ландшафте, об образе жизни народов. Именно поэтому аудио средства часто являются сопровождающим, вспомогательным материалом видео хроник. Появление кинематографа, а затем его перерождение в телевидение дало возможность максимально реалистично и полно сохранять и передавать информацию визуальноантропологических исследований.

В связи со стремлением визуальной антропологии как гуманитарной науки рассматривать человека как сложное духовное образование, как результат исторических, социальных, природных и прочих воздействий, в совокупности формирующих многообразие мировых культур, аудиовизуальные средства с самого начала своего существования осознавались источником неоценимой информации[18]. Своеобразие творчества в визуальной антропологии не только в сочетании научных и художественных интересов, но и в новизне задач, связанных с отображением мало изученных сторон жизни. Стремительное развитие информационных технологий, с одной стороны, способствует решению многих проблем визуальной антропологии, а с другой — ставит перед ней проблемы этического и эстетического характера, требующие оперативного рассмотрения. В свою очередь, визуальная антропология выдвигает новые технологические задачи. Уже сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию, звукозаписи. В своем полном проявлении визуальноантропологическая деятельность включает и хранение, и распространение экранных материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаганду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования, культуры, СМИ.

Визуальная антропология стремится как можно достоверней сохранить и передать информацию. Предметное поле исследований задается антропологическими интересами исследователей. Эта дисциплина еще не получила такого охвата в научной среде как этнография или семиотика, однако за тот небольшой промежуток времени результаты исследований по визуальной антропологии зарекомендовали себя как ценный и достоверный гуманитарный   опыт   человечества,   достойный   занять   свое   место   в культурологических «фондах», при этом имея перспективы на более широкую деятельность[19].

Информация о работе Образ Севера в Современной России