Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа
В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.
В обоих случаях, при несомненных достоинствах этого подхода, существует проблема неполноты в изображении культуры; представленным часто оказывается лишь единственное событие.
Аудиовизуальная информация включает в себя помимо кино телевидение, звукозапись, фотографию. Можно рассматривать эти средства визуальной антропологии самостоятельно, но есть основания для интегрированного подхода, так как расширенное толкование понятия "киноязык" идентично "телевизионному языку" или "экранному языку" и включает в себя все составные части аудиовизуальной информации. А именно в рамках теории киноязыка осуществлялись наиболее серьезные попытки изучения природы визуального мышления.
У антропологии, философии, теории кинематографа — дисциплин, традиционно причисляемых к "ближнему кругу", имеется свой предмет исследования, в котором визуальная антропология либо совсем отсутствует, либо рассматривается как частная прикладная дисциплина. Определенное взаимодействие происходит и с такими дисциплинами, как психология, киноведение, семиотика, эстетика, этика и другие. Но использование всех перечисленных дисциплин не обеспечивает адекватности рассмотрения характерной для визуальной антропологии проблематики. По причине того, что ни одна из привлекаемых наук не располагает методами исследования, соответствующими тем явлениям и тем процессам отображения этих явлений, с которыми имеет дело визуальная антропология. При этом визуальная антропология обладает собственными уникальными возможностями исследования. Однако следует отметить, что рефлексивные свойства документальной съемки еще не осмыслены. Но уже сейчас материалы и методы визуальной антропологии привлекаются классическими науками и в виде иллюстративного материала, и в виде объекта исследования, и в качестве инструмента исследования.
Таким образом, наличие собственных методов визуальной антропологии сводятся к использованию в исследованиях аудиовизуальных средств, формирование образов, при помощи теории кино и художественных средств выразительности, трансляции и сохранении полученной информации. Немаловажно и обращение визуальной антропологии к уже созданным фильмам с целью обозначения ценности их для диалога культур (главной цели визуальной антропологии), с использованием методов исследования текстов культуры.
В рамках визуальной антропологии не уделяется достаточно внимания образам географического пространства. В силу этого методы исследования образа места слабо разработаны, однако благодаря трудам Головнева, Замятина, Иванова, а также зарубежных исследователей, методика набирает обороты и в настоящее время появляются подобные исследования в рамках семиотики и философии пространства.
Основные выводы первой главы:
Благодаря тому, что современная культура содержит в себе огромное количество визуальной информации, человек постоянно в своей повседневной жизни сталкивается с различными зрительными образами, современную культуру можно назвать визуальной или зрительной культурой и соответственной главный инструмент культуры — зрительный образ.
Изучение географического пространства в рамках визуальной антропологии сводится к оперированию визуальными образами данного пространства, однако при этом четкой методики исследования географического пространства и его представления зрителям не выработано.
В нашем исследовании мы остановимся на изучении образов географического пространства основываясь на раскрытии художественных образов пространства и образов создаваемых документальными кинофильмами.
Глава 2. Сравнительный анализ образов географического пространства Севера представленных в документальных и художественных современных российских кинофильмах
В предыдущей главе мы определили, что все предметы и объекты попадают в наше сознание в виде образов, причём зачастую не отражающих реальных характеристик данных объектов. Следовательно, образы географического пространства Севера так же содержатся образами в головах людей. Нам необходимо выделить и охарактеризовать образы Севера, которые представлены в художественном и документальном российском кинематографе для их дальнейшего сравнения.
2.2. Формирование образа Севера как коннотата географического пространства.
Рассмотрим теорию немецкого математика Готлоба Фреге, которая изложена в его работе «Значение и смысл». Основная мысль его теории сводится к тому, что у всякого знака всегда имеется два смысловых значения: денотат - это буквальный смысл, коннотат — символический, что может быть представлено в виде схемы.
Строение знака – треугольник Фреге
I. Предмет, вещь, явление действительности и т. д. Иное название – денотат.
II. 3нак, символ; иное название, принятое в математической логике, лингвистике – имя.
III. Понятие о предмете, вещи. Иные названия: в лингвистике – десигнат, в математике – смысл, или концепт денотата. Понятие – есть результат работы мозга: обобщение знания о предмете, создание в собственном сознании отражение действительного предмета.
Таким образом, понятие «образ» и понятие «коннотат» дейтсвительно соотносятся поскольку и образ и коннотат предмета есть виртуальное представление данного предмета основанное на данных имеющихся у человека об этом предмете. И то и другое является нематериальной копией реального предмета или вещи, при этом не повторяющей её стопроцентно. Соответственно в рамках нашего исследования можно утверждать, что образ пространства Севера можно рассматривать как коннотат (или понятие, представление) данной территории.
Как мы уже выяснили художественные и документальные фильмы транслируют образ Севера, а не саму территорию, а благодаря своим возможностям воздействия кинофильмы фактически формируют представление или понятие «Севера» у людей. Рассмотрим как это происходит применив правила взаимоотношения указанных вершин треугольника..
Все указанные вершины треугольника, то есть предмет, знак и понятие находятся в постоянных взаимоотношениях.
I.-II. - Каждый предмет можно представить в виде символа, или даже нескольких. В тоже время каждый знак, так как он существует, означает какой-либо предмет.
II.-III. - Благодаря знакам формируются понятия или представления, которые, безусловно, накладывают отпечаток в нашем сознании на те самые знаки, которые соотносятся с данными понятиями.
I.-III. - О взаимосвязи предмета и понятия (или образа) мы много говорили в предыдущей главе.
Таким образом, практическая часть нашего исследования сводится к тому, чтобы проследить данные отношение, которые протекают по медиа каналам, что поможет нам выделить образ Севера в современном русском кинематографе.
В рамках нашего практического исследования нам необходимо:
1. выделить образы географического пространства в художественных и документальных российских фильмах,
2. составить характеристику этих образов,
3. сравнить их между собой.
2.3. Образа геопространства Севера представленный в художественных кинофильмах.
«Остров»
Художественный фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина был снят в 2006 году. Сценарий к этому фильму был написан Дмитрием Соболевым. Главный герой фильма отец Анатолий (Пётр Мамонов) во время Великой Отечественной войны попадает на монашеский остров (съемки велись на одном из островов Соловецкого архипелага). Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство - расстреливает Тихона. Во имя искупления своего греха Анатолий остаётся жить на острове, где его почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя.
Мы выделили три основных направления, в которых, на наш взгляд максимально проявился образ Севера: природа, архитектура, монашество. Для создания алгоритма анализа, обозначим выделенные направления как денотаты, то есть те конкретные предметы и явления, которые в нашем сознании формируют ряд образов или коннотатов, в том числе и образ Севера. Наиболее часто повторяющиеся фрагменты в фильме: горизонт, снег, мох, огонь, вода, бьющаяся о деревянные мостовые.
Природа.
На вопрос где проходили съемки фильма Павел Лунгин отвечал следующее: «Это городок Кемь, откуда корабли с паломниками идут в Соловки. Это место русской святости, место мученичества. Там были серые причалы из прогнивших бревен, откуда заключенных отправляли в Соловецкие лагеря. Причалы из досок, затонувшая баржа, вокруг которой мы построили декорации, вода, камни - этот пейзаж сыграл в фильме не меньшую роль, чем актеры...»[27]. На самом деле, остров о котором идет речь в фильме — это часть Рабочеостровска, которая соединена с материком перешейком, а значит считается полуостровом. Поселение там было основано в 1888 году, когда в Кеми открылся Лесопильный завод. Однако в фильме присутствуют сцены снятые на настоящих островах Соловецкого архипелага.
В данном фильме огромное внимание было уделено именно природе, на столько, что отчасти его можно считать даже документальным. Осенняя природа северной части Архангельской области была настолько подробно и чётко представлена, что у зрителя не остаётся никаких сомнений относительно натуралистичности данных съёмок.
Мы выделили несколько художественных символов, которые влияют на формирование образа географического пространства Севера:
o Снег. Неотъемлемая часть представлений о северной природе. В течение всего фильма ощущается холод, и важную роль в создании этого впечатления у зрителя как раз играет снег, который покрывает практически всё показанное зрителю пространство. Поскольку съемки проходили вдали от промышленных зон, снег представлен белый, чистый. Создаётся ощущение первозданности природы. Следует отметить, что картина представлена зрителю в довольно серых тонах, соответственно погодным условиям северного климата. Серости картины противопоставляются белый снег, черный уголь, рыжий огонь, где сжигаемый уголь символизирует очищение страшного греха отца Анатолия, а снег остаётся невредим до конца фильма в знак непоколебимости святой веры. С точки зрения символики нам удалось найти лишь христианскую трактовку снега: Снег — дар Божий (Пс. 147:5), символ чистоты и святости (Пс. 50:9; Ис. 1:18; Мат. 28:3; Отк. 1:14), сильное средство очищения (Иов. 9:30). В фильме крайне много сцен, где снег играет ключевую роль, отсюда можно сделать вывод, что снег – это важная часть создания эмоционального фона кинокартины, формирующая представление о Севере как о чистом, холодном (но не экстремально морозном, в ходе фильма не возникает ощущения смертельно опасного для жизни холода), священном пространстве.
o Вода. Заполненное водой пространство доисторических времен во многих мифах о сотворении мира является источником всей жизни. Она ассоциируется с рождением, женским началом, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни. Вода - жидкий двойник света. Вода растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Ассоциируется с цикличностью (круговорот воды в природе, циркуляция крови, с точки зрения христианской догматики – потоп и тут же сотворение новой жизни над водной поверхностью), жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой - вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую. Погружение в воду символизирует возврат к первоначальному состоянию чистоты. Именно поэтому, не смотря на сложность подобных съёмок, создатели картины в максимально сжатые сроки отсняли все необходимые эпизоды. Дело в том, что по замыслу создателей необходима была снежная погода, однако Белое море замерзает, что никак нельзя было допустить. Съёмочная бригада уложилась буквально в несколько месяцев — начали в октябре, а закончили в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съемки велись вне Рабочеостровска. Создатели фильма никак не могли допустить, чтобы море замёрзло по нескольким причинам. Во-первых, как мы уже выяснили, вода несёт важный символический смысл очищения, перерождения. Не стоит забывать и о том, что первые апостолы Иисуса Христа были рыбаками, а лодка их неотъемлемым атрибутом, так же на этот мотив указывают рыболовные снасти найденные отцом Иовом в ящике. Во-вторых, вода было необходима для того, чтобы подчеркнуть, что действия разворачиваются на острове уединённом, отдалённом, труднодоступном. Стоит упомянуть о затопленной барже с углём. «Мы там нашли затонувшую баржу, которая, видимо, осталась от заключенных: она старая, с кованными гвоздями - явно двадцатые годы. И к этой барже мы привязали весь фильм.»[28] «И еще я думаю, что на затопленной барже, которую мы там обнаружили, на Соловки отправляли заключенных... Именно в этих суровых местах было очень много страданий и мук. Там особая, тревожная красота, надеюсь, она вошла в фильм."[29] Таким образом, вода (или другими словами Белое море) создаёт впечатление суровости, жёсткости, удалённости северного края.
Таким образом, каннотатом природной среды нашедшей отражения в фильме является образ острова как символа уединённости, своего рода другой реальности. Представление о севере возникают на основании действий героев и огромного количества кадров с пейзажами Белого моря.
Архитектура.
Архитектурные сооружения в фильме представлены крайне скупо. Старая навигационная башня, находившаяся на полуострове, была перестроена под колокольню. Барак без крыши превратился в церковь. Котельная отца Анатолия была создана в помещении старого таможенного поста. Специально построенные кельи отца Филарета находились в съемочном павильоне на берегу Белого моря. Единственное что ещё стоит отметить – это прохудившиеся деревянные мостки, связывающие все строения, напоминают зрителям о холодном северном климате.