Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа
В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.
Методы изучения географических образов в настоящее время разработаны не достаточно для проведения полноценного исследования. Таким образом, наличие собственных методов визуальной антропологии сводятся к использованию в исследованиях аудиовизуальных средств, формирование образов, при помощи теории кино и художественных средств выразительности, трансляции и сохранении полученной информации. Немаловажно и обращение визуальной антропологии к уже созданным фильмам с целью обозначения ценности их для диалога культур (главной цели визуальной антропологии) с использованием методов исследования текстов культуры.
Север в художественных кинофильмах представляется холодным краем с суровыми климатическими условиями. Суровый край формирует нордический характер людей, живущих там. Однако несмотря на всю образную трудность погодных условий, для людей это не имеет большого значения. Относительно природного ландшафта стоит отметить, что все кадры подобраны таким образом, чтобы показать прекрасный северный пейзаж. При этом неоднократно герои указывают на их собственное отношение к природной красоте северного края. В фильмах огромное количество кадров природы, создающих впечатление девственной территории, совершенно не подверженной влиянию человека. Близость пространства Севера к первозданной природе проявляется в визуальных образах через кадры фильмов, в звуковом сопровождении, где можно обнаружить огромное количество природных звучаний и частое отсутствие музыкального оформления. Испокон веков северная территория воспринималась как место для испытания себя и своих убеждений, своего мировосприятия. Данные фильмы лишь ещё раз подтверждают это. Несмотря на то, что в представленных фильмах совершенно разное религиозное обоснование святости северной земли, совершенно очевидно, что сакральность её уходит своими корнями гораздо глубже, нежели какая-то из ныне существующих религий.
Образ Севера в документальных кинофильмах складывается как из представленных кадров геоприродного ландшафта, так и на основании деятельности жителей данной территории, их поведенческих характеристик, а также закадрового текста, озвучивающих идеи авторов фильмов. На первый план выходят сложные климатические условия, которые оказывают огромное влияние на быт проживающих там людей. Вся их повседневная деятельность сводится к попытке включения в геопространство Севера с минимальным преобразованием этого самого пространства. Жизнь людей воспринимается спокойной и размеренной, с полным отсутствием суеты. Для того, чтобы создать условия проживания себе на данной территории люди стараются использовать исключительно те ресурсы, которые находятся непосредственно в данной среде. И Соловки и Северная Чукотка, как указывают авторы фильмов, воспринимаются как сакральная территория. Также Север имеет богатый историко-культурный опыт. Своими истоками легенды и придания о данных территориях уходят в далёкое прошлое.
При сравнении выделенных образов Севера в документальных и художественных фильмах мы обнаруживаем множество сходных определений. Однако одна и та же характеристика, относящаяся к северному пространству в связи с различным набором художественных средств, будет иметь разную силу влияния на зрителя. К чертам, которые нашли отражения, как в документальном, так и художественном кино можно отнести: представление о холодном суровом крае, девственная красота природы, близость человека с природой, сакральное значение территории. Различаются представленные образы в восприятии размеров территории Севера, отношение персонажей фильмов к природным явлениям.
Итогом нашей исследовательской работы мы считаем выявление структуры образов Севера в современном документальном и художественном российском кино, определение их функций. Так же отдельное внимание мы уделили методике исследования образов географического ландшафта на основе кинотекстов, поскольку на наш взгляд это слабоизученная часть научного обоснования визуальной антропологии в рамках отечественной научной мысли, которая имеет огромные перспективы в логике развития визуальной культуры.
71
[1] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998, С. 16
[2] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998, С. 58
[3] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 446.
[4] Головнёв А.В. Археология кино. Режим доступа: http://www.etnograf.rU/node/l 139
[5] Замятин Д.Н. Географические образы в гуманитарных науках // Человек. — 2000. — № 5. С.21
[6] Замятин Д.Н. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы. М.: Институт наследия, 2008г. С.116
[7] Головнёв А.В. Археология кино. Режим доступа: http://www.etnograf.rU/node/l 139
[8] Замятин Д.Н. Географические образы в гуманитарных науках // Человек. — 2000. — № 5. С.24
[9] Головнёв А.В. Искусство и наука в современном мире, М.:2009г. С.47
[10] Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture. Routledge, 2002, C. 16
[11] Маклюен Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Канон пресс-Ц, 2003, С.9
[12] Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996г. С.68
[13] Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture. Routledge, 2002, C. 33
[14] Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996г. С.53
[15] Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974, С.4
[16] Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сборник научных статей / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. М.: Научная книга, 2007г. С.2
[17] Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003г. С.10
[18] Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003г. С.6
[19] Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сборник научных статей / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. М.: Научная книга, 2007г. С.27
[20] Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Талин: Ээсти Раамат, 1973, С.148
[21] Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука. 1976, С. 47
[22] Деллюк Л. Фотогения кино. М., 1924, - С 167
[23] Головнёв А.В. Искусство и наука в современном мире, М.: 2009г. С. 13
[24] Головнёв А.В. Искусство и наука в современном мире, М: 2009г. С.68
[25] Москва, Институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, 2000 г.
[26] Там же
[27] Режиссер Павел Лунгин: "Россия - это лаборатория Господа Бога". Известия от 22.11.2006
[28]Анна Федина. Режиссер Павел Лунгин: "Россия - это лаборатория Господа Бога". Известия, М., 22.11.06
[29] Ирина Иванова. Успех "Острова" может изменить картину российского кинорынка. Интернет-издание "Религия и СМИ", www.religare.ru. 11.12.2006