Образ Севера в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.

Файлы: 1 файл

Образ Севера магистерская.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

«Пегтымель»

Фильм Андрея Головнёва «Пегтымель» 2000 года получил Гран-при II Российского Фестиваля Антропологических Фильмов (Салехард, 2000). Пегтымель — в переводе с чукотского означает «Сломанный полоз нарты». Съемки фильма проводились в Северной Чукотке в 1998-1999 годах. Документальный фильм, повествующий о повседневной и ритуальной жизни оленеводов Северной Чукотки. Название фильма соответствует названию реки Пегтымель, протекающей по данной территории, на скальных берегах которой были обнаружены древние наскальные рисунки (единственный расположенный за полярным кругом памятник наскального творчества в мире): загадочные люди-мухоморы совершают таинственный обряд.

В фильме в основном представлены кадры бытового устройства жилищ чукчей, их ритуалы и среда обитания, где присутствуют поля, река, наскальные рисунки.

Природа.

Примечательно, что как и рассмотренные нами фильмы выше «Пегтымель» также снимался в летний и осенний периоды. Таким образом, реальные холодные климатические условия продемонстрированы в фильме неявно. В кадрах содержатся летние и осенние пейзажи Северной Чукотки, реки, холмы и скалы. Несмотря на это практически все показанные в фильме люди были одеты в тёплую меховую одежду, что пусть и опосредованно, но указывает на то, что это северное пространство.

С учётом, что фильм длится примерно 35 минут, можно с большой вероятностью утверждать, что около 50% времени зрителю предстают пейзажи Северной Чукотки. При этом такие кадры, как правило, совершенно не сопровождаются музыкальным оформлением, наоборот абсолютная тишина, лишь изредка встречаются истинные звуки природа (течение воды, крики птиц, треск огня) или традиционные звуки представленной народности (барабаны, песнопения). Судя по представленным кадрам и условиям быта, чукчи живут в крайней близости к природе.

Красной нитью сквозь весь фильм проходит образ камня. В самом начале фильма Андрей Владимирович говорит о том, что по поверьям чукчей эти камни раньше были людьми, однако они были некрасивы, и их кожа окаменела, но и пой сей день они живые. О данной символике мы уже упоминали, когда рассматривали другие фильмы. Действительно камень является неотъемлемым атрибутом северной территории не только по причине природно-географического соответствия, но и метафизического.

Вода в фильме играет важную роль. Название фильма одноимённо названию реки, на которой проводились съёмки. Вода это источник жизни, ряд представленных в фильме кадров подтверждают это. Наскальные изображения, которым в фильме уделяется особое внимание, также расположены по берегам реки. Судя по кадрам, стойбища чукчей всегда расположены недалеко от водоёма.

Важнейшая природная составляющая, помогающая выживать в сложных климатических условиях, это животные, и в первую очередь, безусловно, олени и собаки. Для народов крайнего Севера олени являются постоянными спутниками людей в их повседневной деятельности. Для чукчей олени это и пища, и одежда, и жилище, и объект ритуальных действий. Это ещё один пример того, насколько люди, живущие здесь, тесно взаимосвязаны с природной средой.

Каннотативное представление о природе складывается в качестве образа совершенной дикой территории, где человек является не управленцем, а зависимой от различных природных явлений её частью. Где суровый северный климат является абсолютным хозяином безграничных северных просторов.

Люди.

В фильме показаны представители одного из стойбищ жителей Северной Чукотки, которых не больше десяти. Центральное положение занимает  дед Наталько. В первую очередь в глаза бросается их бытовая жизнь, которая практически на сто процентов зависит от природных условий. Начиная от погодных явлений и вплоть до того, что олени решают когда стойбищу необходимо переходить на новое место, когда совершать те или иные ритуальные обряды. Весь ход жизни деятельности этих людей связан с теми геоклиматическими условиями, в которых они живут, эти условия и являются причинами такого трепетного отношения к природе и тесная взаимосвязь в жизнедеятельности человека и природной среды, окружающей его, накладывая тем самым отпечаток на образ Севера как территорию объединяющую природу и человека.

Одежда людей не сильно отличается друг от друга. Вся она сшита из кожи и меха оленей, и, безусловно, создаёт впечатление зимней одежды, напоминая зрителю о суровых климатических условиях.

Вся деятельность людей подчинена одной единственной цели – выживанию, борьба за которое происходит на двух уровнях: реальном и сакральном. В реальном мире представителям данной народности приходится буквально сражаться за свою жизнь в погодой, животными, различными природными катаклизмами. Однако, несмотря на все опасности, данная территория воспринимается ими отнюдь не как «противник», а как «товарищ», с особенностями которого приходится мириться. Сакральная жизнь чукчей наполнена постоянными правилами, традициями, ритуалами и так далее. В данном случае, по поверьям, борьба происходит с различными духами. В результате мы видим, что каннотативное значение северной территории представляется для местных жителей (а соответственно и для зрителей, посредствам включения зрителя в реальность, транслируемую медиатекстами) огромной силой, невероятной мощью способной на всё и что силой этой необходимо сосуществовать, а не противостоять ей. Люди, проживающие на данной территории, воспринимаются как носители древних традиций, абсолютно не подверженных прогрессу.

Архитектура.

Жилища местных жителей на их языке называются ярангами. Других строений в кадрах не содержится. Первой главной особенностью яранга является то, что сделана из исключительно природных материалов: деревянных шестов обтянутых шкурами оленей. Вторая особенность заключается в возможности собирать и вновь выстраивать своё жилище уже в другом месте, что является исключительной необходимостью для кочевых племён чукчей.

Стоит отметить, что внутри яранги постоянно горит очаг, поскольку шкура оленей не способна сдерживать минусовые температуры. Таким образом, мы опять выходим на то, что люди, живущие на Севере, не отвлекаются на посторонние дела, а полностью увлечены только самым необходимым. В данном случае местом, защищённом от дождя и снега, где поддерживается определённая температура, а соответственно можно питаться, спать и хранить определённые вещи.

Жилище чукчей с точки зрения каннотативного восприятия не как дом в привычном для нас понимании слова, а как место, где горит очаг, соответственно отапливаемое, закрытое от ветров, с полным отсутствием удобств. Таким образом, оно больше соответствует жилищу животных, что опять же отсылает зрителя к близости человека и природы в рамках северного пространства.

В целом в фильме антрополога и этнографа Андрея Головнёва образ Севера представлен глазами жителей Северной Чукотки, что является классическим ходом визуальной антропологии. Следует отметить, что на счету Андрея Владимировича порядка восьми фильмов снятых в логике визуальной антропологии.

Образ Севера в документальных кинофильмах.

В рассмотренных выше документальных кинофильмах образ Севера складывается как из представленных кадров геоприродного ландшафта, так и на основании деятельности жителей данной территории, их поведенческих характеристик, а также закадрового текста, озвучивающих идеи авторов фильмов.

Образ Севера представлен в фильмах в нескольких ипостасях: как место проживания, как сакральная территория, как практически нетронутая природная среда и как историко-культурный объект.

В первую очередь, необходимо отметить сложные климатические условия, которые оказывают огромное влияние на быт проживающих там людей. Вся их повседневная деятельность сводится к попытке включения в геопространство Севера с минимальным преобразованием этого самого пространства. Жизнь людей воспринимается спокойной и размеренной, с полным отсутствием суетных дел. Для того, чтобы создать условия проживания себе на данной территории люди стараются использовать исключительно те ресурсы, которые находятся непосредственно в данной среде.

              И Соловки и Северная Чукотка, как указывают авторы фильмов, воспринимаются как сакральная территория. Огромное количество религиозных памятников на Соловецких островах, причём как православных, так и дохристианских без сомнения означают то, что для огромного числа людей это пространство являлось и является до сих пор священной территорией. Что касается населения Северной Чукотки, то для них не только сама территория сакральна, но и всё что на ней находится, растения, животные, реки и даже люди. Основная причина такого отношения к северному пространству кроется в представлении о том, что чем ближе к природе, тем ближе к Божественному началу. Как уже отмечалось, жители северных территорий минимально вмешиваются в природу, а наоборот стремятся стать её неотделимой частью.

Помимо прочего, Север имеет богатый историко-культурный опыт. Своими истоками легенды и придания о данных территориях уходят в глубокое прошлое. Традиции чукчей насчитывают не одну тысячу лет, соловецкие лабиринты датируются эпохой позднего неолита (2-1 тысяча лет до нашей эры).

 

2.5.           Сравнительная характеристика образов Севера представленных в документальном и художественном кинематографе.

 

Критерии сравнения

Документальное кино

Художественное кино

Природа

Географическое пространство представлено в виде практически не изменённого природного ландшафта. Огромное количество кадров, репрезентирующих небо, водоёмы, леса и поля, создают впечатление дикой природной среды, где человек является её частью, практически не оказывая влияние на визуальное восприятие окружающей среды. Медиатекст рассмотренных фильмов отражает такие категории как: холодный суровый климат, различные природные явления, животные и растения.

Природный ландшафт Севера служит пространством для развёртывания основного сюжета. Однако роль его в кинолентах высока. Благодаря различным художественным приёмам природа в кинофильмах представлена как территория, где суетные мирские дела, которые по сюжету, деструктивно влияют на характер человека, а соответственно и его действия, теряют всякое значение. В условиях Севера смысл имеет только жизнь и любовь к природе и людям в частности. На первый план выходят категории испытания характера, удалённости места, духовного единения с природой.

Люди

Попытка представить особое мировосприятие людей, живущих на Севере, упирается в рассмотрение следующих категорий: спокойствие, безвременность, отрешённость, уединенность. Вся деятельность людей условно разделяется на необходимую для того чтобы выжить и на духовную чтобы понять зачем и как нужно жить.

Важнейшей частью сюжетов анализируемых кинофильмов являются внутренние переживания героев. В обоих фильмах персонажи попадающие в северное пространства проходят своего рода преображение. Суровые условия, пересмотр духовных ценностей, осмысление бытия, всё это приводи к ряду изменений в человеке.

Архитектура

Все архитектурные строение соотносятся с природными особенностями ландшафта. Яранга постоянно кочующая с места на место сравнима с порами ветра или постоянным течением реки. Соловецкий монастырь воспринимается как каменный остров. Кроме того, все здания имеют свои функции и создаются только в случае необходимости.

Архитектура в фильмах представлена не подробно, но достаточно выразительно и имеет в основном лишь символическое значение. Функциональность всех строений рассматриваются в переносном значении: баня – очищение от мирской суеты, чум – убежище от опасностей, кочегарка – способ растопить человеческие сердца, избавиться (сжечь) от грехов и ошибок. Важная роль отведена задаче отразить близость к природе.

Сакральное значение

Священной для населения рассмотренных территорий считается не только непосредственно природный ландшафт, но и всё пространство в широком понимании этого слова и все живые существа, обитающие в нём. О чём свидетельствует как ритуальная, так и повседневная деятельность людей.

Обе киноленты содержат мистические мотивы, которые воспринимаются как неотъемлемая часть северного пространства. Наделяя тем самым само пространство сакральным смыслом. В случае с фильмом «Остров» сам географический объект представлен в роли символического места.

 

Таким образом, мы видим, что многие характеристики сходны, однако есть и различия. В художественных фильмах природа не угрожает жизням и здоровью людей. В случае с документальными фильмами такие опасения возникают, однако они нивелируются авторами фильмов. Ряд комических моментов представленных в художественных кинофильмах настраивает зрителя на более позитивное восприятие не только сюжета картин, но и всех, создаваемых в них образов, в том числе и образ Севера. В документальных фильмах образ Севера воспринимается локальным, поскольку имеет ссылки на точное географическое место, где происходили съемки. В случае с художественными фильмами, там образ Севера, поскольку подобные ссылки отсутствуют,  воспринимается более общим, универсальным.

В результате мы выяснили, что образ Севера, представленный в двух документальных и двух художественных кинофильмах, во многом схож. В целом он характеризуется близостью к природе, уединённостью. Север является источником различных сакральных представлений. Суровый климат оказывает на огромное влияние на людей, проживающих здесь, закаляя их характер, формирую несколько иные ценности и мировосприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Благодаря тому, что современная культура содержит в себе огромное количество визуальной информации, человек постоянно в своей повседневной жизни сталкивается с различными зрительными образами. Современную культуру можно назвать визуальной или зрительной культурой  и, соответственно, главный инструмент культуры — зрительный образ. Визуальная антропология обладает средствами сохранения, интерпретации и трансляции образов географического пространства. Изучение географического пространства в рамках визуальной антропологии сводится к оперированию визуальными образами данного пространства.

В рамках современной визуальной культуры образ обладает возможностью широчайшего влияния на восприятие человеком различных объектов. Образом является виртуальное представление человека о том или ином объекте, отражающее все его характерные особенности. Основанием для формирования образа географического пространства могут служить либо собственный опыт непосредственного присутствия человека на определённой территории, либо опыт, полученный от восприятия текстов характеризующих данное пространство. При этом могут использоваться различные источники: фильмы, книги, изображения. Сложность репрезентации пространства заключается в многогранности создаваемого визуального образа. В силу того, что само пространство включает в себя представления и о ландшафте, и о климате,  и об историко-культурной и социальной составляющей, образ этого пространства также должен отражать эти элементы.

Информация о работе Образ Севера в Современной России