Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 07:18, дипломная работа
В настоящее время аудиовизуальные средства всё больше приковывают к себе внимание исследователей. Актуальность таких исследований обуславливается растущей потребностью в развитии и новым подходам к медиакультуре, интернет пространствам, кинофильмам. Визуальная антропология на основе комплекса семиотических методов исследования кинотекстов даёт нам представление в них этнических ландшафтов. На основе ряда кинофильмов с помощью методов визуальной антропологии мы попытаемся выделить создаваемый различными кинотекстами образ Севера.
Использование видео-технологий в исследовательской работе культурологов приобретает в настоящее время чуть ли не обязательный характер, чему в немалой степени способствует развитие означенных технологий.
1) типичность (возникает в условиях тесной связи художественного
образа с жизнью и предполагает объективность отражения бытия),
2) органичность (определяется естественностью его воплощения,
простотой выражения и необходимостью включения в общую образную
систему),
71
3) ценностная ориентация (определяет мировоззрение автора и
аксиологическая функция произведения),
4) недосказанность (это сгущенный лиризм или лаконизм
художественного образа, возникает в атмосфере психологического,
социального, духовного т. п. напряжения).
Как в кинематографе, так и в телевидении изображение и звук неотделимы друг от друга, т. е. со зрительными образами сосуществуют звуковые. Звук — одно из полноправных выразительных средств. Звуковой ряд телепрограммы определяется драматургической концепцией и всем ее содержанием. Действие звуковой сферы усиливается там, где кончается действие зрительной сферы и в результате взаимодействия обеих сфер получается новое драматургическое качество. Считается, что звуковая линия в экранном действии непрерывна, как и зрительная, что любой кадр звукового фильма является не только зрительным, но и звуковым, другими словами звукозрительным. Звукозрительность художественного образа наиболее характерная черта и свойство не только кинематографа, но и телевидения.
Художник благодаря выразительным средствам кинематографа формирует образ. Как уже отмечалось, кинематограф чрезвычайно богат выразительными средствами, и художник использует это для создания более запоминающегося образа.
Определение образа места состоит из суммы убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении этого места. Образ – это упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации, связанных с данным местом[4]. Он является продуктом ума, пытающегося обработать и выбрать существенную информацию из громадных объемов сведений о месте. С другой стороны, то, как люди воспринимают место, не обязательно раскрывает, как они к этому месту относятся. У разных людей могут складываться разные образы одного и того же места. Постмодерн стремится к расслоению единого образа мира на множество детальных независящих друг от друга представлений о нем, каждое из которых создает самостоятельную пространственную версию мира, не отвергающую других.
Рассмотрим универсальные конструкты географических образов в гуманитарных науках. К ним в первую очередь относятся культурно-географические образы. Культурно-географический образ есть максимальная визуализация и вербализация культуры, и в то же время целенаправленная, максимально визуализированная и вербализированная географизированность пространства. Пространство выступает здесь как средство репрезентации и интерпретации самой культуры[5].
Образная география зародилась еще в эпоху модерна, постмодерн лишь обратил внимание на главные проблемы образной географии в условиях глобализации и регионализации, когда регион, территория вынуждена, из-за геополитических особенностей, формировать собственное коммуникативное поле.
Географический образ складывается из социокультурного, художественного, политико-экономического контекста. В эпоху постмодерна будущее рассматривается как идея, получающая свои географические образы и представления. В эпоху модерна Россия часто представлялась как страна будущего. «Возможно, основная цивилизационная сила и одновременно цивилизационная специфика России заключается в моделировании географических образов, выходящих за пределы традиционного пространственного воображения других цивилизаций -"пусковым крючком" выявления подобной цивилизационной специфики стал Постмодерн.[6]»
Не стоит оставлять без внимания концепт Сергея Эйзенштейна "сдвиг на биологический уровень", где представление страны или пространства предстаёт задачей не столько цивилизационного или культурного плана, сколько по-настоящему биологической "вехой", за пределами которой жизнедеятельность и жизнеустроение конкретных человеческих сообществ обусловленных эволюцией с заранее определенными параметрами. Локальные сообщества разрабатывают собственные пространственные идентичности, что является примером биологией земного пространства в его топографической феноменологии.
Значение пространства в географии отражено в хорологической концепции А. Геттнега. Он рассматривал в качестве предмета географии, вопервых, пространственное соотношение явлений живой и неживой природы и человеческого общества на земной поверхности. Во-вторых, он считал предметом географии пространственное соотношение социальных объектов и объектов живой и неживой природы, и размещение их в такой системе, как географический ландшафт. Однако эта концепция критиковалась сторонниками материалистической диалектики.
В последние годы все большее объединение смежных гуманитарных и естественных наук, а также в науках о человеке появляется все возрастающее понимание решающего значения географического пространства. Всевозможные гуманистические направления географии не получили в нашей стране должного развития в частности в силу сложности изучения формирования образа той или иной местности, т.к. образ любой территории в сознании человека всегда субъективен. Что создает весомые затруднения в описании этих образов.
Восприятие места каждым конкретным человеком зависит не только от возраста, образования, культуры, интересов человека, но и от многих других факторов: настроения человека, времени суток, сезона, погоды и множества иных крайне субъективных факторов, учесть все из которых просто невозможно[7]. Образ места в сознании человека не есть некая застывшая аморфная масса, а - динамичное восприятие. Образ любого места - это некая крайне субъективная совокупность культурных, исторических, географических, бытовых и психологических стереотипов.
Глубокие традиции исследований образов географического пространства заложены в философии. Географические исследования в философии не носили специальный характер, наоборот, они рассматривались в совокупности с другими, более важными для философии направлениями. В конце XX века актуализировалось значение географического философствования с целью определить роль образов географического пространства. География наконец-то «повернулась лицом»[8] к исследованиям проблем образа, их значимости, как для культурологии, философии, так и для экономики, бизнеса.
В сфере гуманитарных наук образы географического пространства рассматривались и продолжают рассматриваться в таких дисциплинах как филология и языкознание. В филологии и языкознании изучение образов географического пространства связано в первую очередь с соотношением языка и пространства. В рамках исторических исследований географии пространства следует отметить значимость французской Школы Анналов, и в первую очередь одного из ее лидеров Ф.Броделя, который и положил начало геоисторическим исследованиям, где уделялось большое внимание образам географического пространства.[9]
Возникновение методологического основания исследований образов культурного пространства. Связано с именем выдающегося немецкого географа Карла Риттера и хорологической концепции, в рамках которой география дистанцируется от конкретных объектов, дает возможность исследования пространственных закономерностей.
На сегодняшний день имеется методологические основания исследования образов географического пространства, что позволяет визуальной антропологии посредствам киноязыка создавать художественные и документальные (реальные, действительные) модели образов места для их изучения, сохранения, трансляции.
Проследив логику исследований образов географического пространства, мы пришли к выводу о необходимости их классификации. В силу своей специфики, образов пространства касаются разделов многих дисциплин, в том числе: этнология, антропологии, культурная география, ландшафтоведение. Однако нам необходимо разработать классификацию образов пространства в рамках визуальной антропологии.
Образ места формируется у человека по мере накопления информации о нем, при этом информация может быть как вербальной, так и невербальной, прямой (через непосредственный контакт человека с местом) или опосредованной. В рамках визуальной антропологии мы сталкивается с опосредованной информацией. Основываясь на возможностях выразительных средств, которыми оперирует визуальная антропология, мы разработали классификацию образов географического пространства.
В первую очередь необходимо обозначить процесс преобразования образа от непосредственного объекта к человеку. Пространство само по себе формирует некоторый образ, оно не может восприниматься как чистая идея, поэтому географическое место уже трансформировано в определенный образ. Этому преобразованию способствуют исторические события, культурные стереотипы, человеческий опыт и так далее. Ученый или художник формирующий (для дальнейшей трансляции) собственный образ пространства воспринимает не пространство как объект, а его образ, при этом преломляя этот образ собственным восприятием. Таким образом, человек, воспринимающий географическое пространство по средствам аудиовизуальной трансляции, воспринимает на самом деле образ созданный кем-либо (или даже группой людей) по образу данного пространства, при этом этот человек в процессе восприятия получает образ.
Можно представить этот алгоритм в виде схемы:
Классификацию образов географического пространства можно представить в виде таблицы:
Вид образа | Особенности | Составляющие | ||
Художественный образ места | При помощи выразительных средств сформирован образ, как правило, очень яркий и запоминающийся. Образ описывается так же при помощи различных явлений и событий. Художественный образ не передает реальный образ объекта, художник либо группа людей создают новый образ и приписывают его данному объекту. Художественный образ состоит из различных семантических кодов. Как правило, данный образ не искажается при восприятии, образ един и полон для трансформации восприятия. | Сюжет, изобразительные особенности (свет, цвет), аудио сопровождение, эстетическая составляющая. | ||
Документальный образ места | Характеризуется желанием автора передать наиболее достоверный образ пространства. Достигается путем «натуральных» съемок (включая звук), отсутствием сюжетности, обилие разноплановой информации | Исторический, географический, антропологический, этнологический, политический и другие аспекты. |
|
|
Образ географического пространства, как уже было отмечено, создается несколькими факторами. В том числе и восприятие человеком данного места. Однако возможностью непосредственного присутствия во всех уголках нашей планеты, а соответственно знакомством с различными географическими ландшафтами обладают немногие люди. Визуальная антропология посредством аудиовизуальных возможностей помогает сформировать у человека образ данного пространства, при этом могут использоваться как методы художественного восприятия, так и документального.
В рамках современной визуальной культуры образ обладает возможностью широчайшего влияния на восприятие человеком различных объектов. Образ пространства обратил на себя внимание ученых в последние десятилетия XX века в силу процессов глобализации общества, значение образа места росло с развитием межкультурных и межнациональных отношений. Визуальная антропология обладает средствами сохранения, интерпретации и трансляции образов географического пространства. В логике современной зрительной культуры понятие образа занимает центральное значение в созданной, благодаря технической революции, аудиовизуальной среде.
1.2. Особенности современной визуальной культура. Предпосылки становления визуальной культуры.
Современная жизнь происходит «на экране»[10]. Визуализация стала не просто частью повседневной жизни, а непосредственно самой повседневной жизнью. Ученные и исследователи различных дисциплин, начиная с истории искусства, кино, СМИ, социологии и так далее пытаются описать новую область культуры - визуальную культуру. Визуальная культура связана с визуальными событиями, в которых информация, смысл, образ разыскивается потребителю в ходе взаимодействия с визуальной техникой.
Одна из самых ярких особенностей новой визуальной культуры является растущая тенденция увидеть то, что само по себе не визуально. Подтверждением этому служит постоянно растущий технологический потенциал с целью сделать видимым то, что наши глаза не видят без посторонней помощи, начиная от случайного открытия Рентгена Х-лучей в 1895 году заканчивая телескопом "Хаббла". Одним из первых, кто обратил внимание на эти события был немецкий философ Мартин Хайдеггер. Он утверждал, что "... картина мира не будут отличаться от ранее средневековой один в один с современной, а тот факт, что мир становится все более визуализирован - это все, что отличает сущность современной эпохи "[11].
Большинство теоретиков постмодернизма согласны, что одна из его отличительных особенностей является преобладание изображения. С появлением виртуальной реальности и Интернета на Западе, в сочетании с глобальной популярности телевидения, видео и кинематографа, эта тенденция будет продолжаться.