Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

Проблема  традиционной культуры и ее взаимоотношение  с современными цивилизационными процессами имеет отношение не только к сохранению культуры, но и к ее развитию. Возникновение  нового становится одновременно творчеством  культурных ценностей в том случае, когда оно несет в себе традиционно  индивидуальное и всеобщее содержание. Трансляция и тиражирование традиционных культурных элементов еще не есть созидание новой культуры, но этот процесс оказывается необходимым  в формировании новой культур-цивилизаций, поскольку обеспечивает момент устойчивости и стабильности, столь необходимых  в процессе адаптации людей к  изменяющейся социоприродной среде.

Эта проблема хорошо просматривается с  позиции синергетического подхода  к явлениям истории и культуры, тем более, что становление новых цивилизационных форм определяется сменой научных картин мира и их взаимной модификацией.

В общем виде синергетику определим  как междисциплинарное направление, исследующее коллективный, совокупный эффект взаимодействия большого числа  подсистем (элементов культуры), приводящего  к образованию устойчивых структур и самоорганизации. Заметим, что  идеи синергетики формируют новый, нетрадиционный подход, основанный прежде всего на исследование процессов, а не структуры. В этом плане рациональным представляется использование в историко-культурных исследованиях некоторых понятий, существующих в синергетике: нелинейность, открытость, спонтанная организация, необратимость, самоорганизация'.

Отказываясь от традиционного линейного представления  культурно-исторического (прогрессивного) развития выделим в качестве ключевых понятия: "порядка, сменяющие друг друга", "хаос", " нестабильность" , "развитие как тенденция* . Современная картина мира, не без влияния синергетики, описывает природные и социальные процессы не столь однозначно, как это делалось в традиционных интерпретациях.

Пересмотр исторического (традиционного) содержания культуры на базе идеи самоорганизации  связан не столько с ломкой традиционных представлений о ходе развития всемирной  истории и культуры, сколько с  изменением самого подхода к этим процессам. Если культурно-историческую смену событий представить, используя язык синергетики, как ряд бифуркаций (скачков), то и сам социальный порядок, т.е. цивилизацию, можно рассматривать как закономерный результат развертывания, становления социального бытия на основе традиционного социо-культурного кода.

Известно, что традиционный контекст культуры может приобретать новые формы  лишь в том случае, если к нему прикладываются новые идеи и" новое  содержание на основе их всеобщего  признания. Тем самым, традиционные элементы, или культура в целом  не просто наделяются новым значением, но оказываются существенными в  новом цивилизационном организме. Возникает вопрос, можно ли подходить  к культуре с позиции самоорганизации, неравновесной ее трактовки? Очевидно, что такое рассмотрение допустимо  и основанием для такого утверждения  служит известное философское положение  о том, что социальное есть снятое природное и общество (с его  культурой) вписано в природу, в  биосферу.

Современная культура многолика и многообразна, а в целом культура не может  соответствовать одному времени  и пространству. И наш постоянный интерес к различным временам и различным культурам есть доказательство того, что наша культура - есть творение единого человечества, наше наследие. И самой сильной тенденцией современной  культуры является тенденция единения, что нашло свое выражение в  идее социализма. Понятие социализма, как будущей культуры единого  человечества, было введено французом  П.Леру в начале XIX века для обозначения общества с тремя основными признаками: справедливость, солидарность, равенство (по Марксу - это низшая фаза коммунизма). В настоящее время эти идеи не реализованы ни в одном, ни в другом значении. На смену ей возникла в политической планетарной культуре идея конвергенции (А.Д.Сахаров был одним из ее авторов). Согласно этой концепции, уже в настоящее время необходимо развивать будущие формы культуры и цивилизации: мета(после)культуру, метацивилизацию, метаязык.


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"