Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.
В целом, рассматривая эволюцию этого понятия, можно выделить несколько значений, приписываемых культуре.
Первоначально,
как уже было отмечено, под культурой
понималось возделывание земли (отсюда,
например, культуры различных растений).
В другом значении культура используется
для обозначения процесса облагораживания,
улучшения обычаев и образцов
поведения. В третьем смысле понятием
культура обозначается все то, что
возникает и создается
В более узком значении термином культура обозначают высшие создания человеческого разума - наука, религия, искусство, политика и т.д. - как результат стремления людей к выедим целям.
В широком философском смысле определим культуру как непрерывно изменяющуюся совокупность материальных и нематериальных результатов (продуктов) человеческой деятельности, материальных и духовных ценностей, признанных способов поведения и общения, существующих в различных человеческих общностях и передаваемых в виде традиций и обычаев из поколения в поколение.
В этом определении подчеркивается принадлежность к культуре как материальных, так и духовных продуктов деятельности, системы ценностей, образцов поведения и общения. Для культуры важным является наличие таких социальных (социокультурных) элементов, имеющих возможность быть принятыми группой, обществом как общезначимые, как ценности.
Итак, культура (ее природа) - это совокупность продуктов, созданных человечеством в процессе производственной (труд) и духовной деятельности, есть совокупное произведение общества в условиях, в которых люди создают средства удовлетворения потребностей. От потребностей биологических эволюция человека переходит через экономические факторы к развитию разума и, как следствие, к формированию духовных потребностей, что и составляет сущность культуры.
Культура
представляет собой объект особой сложности,
зависимый от деятельности людей, наполненный
объективным содержанием. Бытие
культуры выступает как целостный
процесс, развертывающийся в обществе
в сфере материального и
Культура
как сложноорганизованный объект, является
многомерным. При рассмотрении этого
многомерного образования необходимо
подчеркнуть две его
Материальная
культура определяется наличием двух
областей, образованных результатами
практически-преобразовательной и
практически-коммуникативной
К
первой относятся вещественные объекты
материального производства, предназначенные
для удовлетворения потребностей, а
также технические сооружения: орудия
труда, оружие, постройки, инвентарь
и т.д. Ко второй области относятся
механизмы воспроизводства
В
общем виде материальная культура может
быть определена как совокупность предметов,
материальных ценностей, удовлетворяющих
различные потребности
Духовная культура возникает как следствие, идеальная сторона материальной деятельности и может быть определена как совокупность идей, традиций, обычаев, созданных в процессе реализации социальных идеалов и образцов.
Исторически выделение мира духовной культуры как обособленного бытия явилось основой формирования разнообразных идеалистических теорий, представляющих этот мир как определяющий фактор деятельности и поведения человека. В таком понимании культура - объективный мир идей, существующий независимо от человека, мир идеальных сущностей по своим внутренним законам.
В
другом отношении структуру культуры
можно определить исходя из наличия
различных социально-
Культура социальной группы (общности) - система предметов, ценностей, способов поведения и деятельности, принятых общностью и имеющих для нее жизненно важное значение.
Культура общества - система общепринятых объектов, идей, форм поведения и т.д., характеризующих целостность общества, его "качество".
Общечеловеческая культура - высшие образца материальной и духовной культуры, общеприняты во всех культурах и обеспечивающих единство человечества 'как планетарной (био-социальной) структуры.
Важным элементом культуры является культурное наследив или традиции. Это та часть элементов материальной и духовной культуры, которая эволюционировала от прошлых поколений и сохранила свое ценностное значение ( святые ценности).
В любой форме культуры обнаруживаются некоторые функциональные элементы, входящие во все культурные образования - субкультура. Такими элементами могут оказаться различные предметы и идеи, вокруг которых интегрируются другие элементы, функционально с ними связанные и обусловленные ими.
Определим еще один элемент, связанный с культурой - контркультура. Если культура - это определенная традиция, обеспечивающая относительную устойчивость общества, то контркультура - это комплекс социокультурных ориентации, противопоставляемых традиционной культуре и выражающих кризисное состояние культуры общества. Основоположником идеологии контркультуры (этим понятием обозначают молодежное движение 60-70 годов) считают Ф.Ницше, который пришел к выводу о том, что корни современной культуры находятся в античности, в противоречивом единстве двух начал апполоновского (гармония, покой) и дионисиевского (стихия, непокой, буря).
Функционально культура оказывает влияние на все процессы жизнедеятельности общества и индивида. В преобладающей степени культура оказывает воздействие на процесс социализации (функция социализации). Эта функция реализуется через процесс воспитания на культурных ценностях, общепринятых в группе, обществах. Этот процесс способствует преобразованию врожденных биологических признаков в социально-значимые, не устраняя их.
Процесс социализации осуществляется как процесс формирования личностных (культурных) качеств индивида, выработки механизмов адаптации (адаптивная функция) к социокультурной среде или к ее элементам, дающих ему возможность ассимилировать эту культуру и сознательно действовать в пределах существующих культурных ценностях.
Познавательная функция состоит в формировании целостных представлений об наблюдаемых объектах (страна, эпоха и т.д.), является также формой самосознания и самопознания своей сущности и цели развития. Информативная функция культуры состоит в том, что культура осуществляет передачу знаний и опыта предшествующих поколений в виде исторической памяти. Эта функция культуры дает возможность осуществлять обмен знанием, навыками, опытом, идеями. Коммуникативная функция выражается в развитии форм общения между людьми в непосредственной (речь) или опосредованной (письмо) форме. Наконец, культура устанавливает систему ценностей (аксиологическая функция).
В
основе культурно-ценностной ориентации
людей находятся биологические
и социальные потребности и интересы.
Система утвердившихся
Если
понятие культура первоначально
означало обработку, возделывание, а
потом воспитание и образование,
то термин цивилизация подчеркивал
в своем первом значении гражданские,
государственные
Понятие
цивилизация появилось в ХУIII
XX
век характеризуется в плане
интерпретации цивилизации
Синтетические, интегральные определения включают в себя интерпретации, проведенные Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным и др. Например, Данилевский выдвинул теорию цивилизации, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
О. Шпенглер считал, что цивилизация является завершением культуры. Эта стадия характеризуется высоким уровнем науки и техники, деградацией морали и искусства, урбанизацией. Происходит потеря народом "души культуры" , "омассовление" всех сфер жизнедеятельности, их омертвление.
В
отличие от Шпенглера английский
историк и социолог А. Тойнби не считал,
что цивилизация представляет собой
всегда деградацию и упадок. Цивилизация
есть характеристика конкретного общества,
социокультурного феномена, ограниченного
определенными пространственно-
В настоящее время существует три смысла понятия цивилизация.
Первый - цивилизация представляет собой синоним культуры; второй - цивилизация - уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры (цивилизации античная, современная и т.д.); третий - цивилизация - ступень развития общества, следующая за варварством. Это последнее определение было дано Морганом и Энгельсом. Более принятым определением цивилизации является просветительское. Это такое состояние общества, которое воплощает в себя наиболее рациональные и гуманные в конкретных исторических условиях формы существования людей.
Русский ученый, эмигрировавший на Запад, П.Сорокин разработал оригинальную теорию культуры и цивилизации, определив, что подлинным условиям и причиной развития общества является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. При этом, каждый тип культуры определяется социальной системой и индивидом, носителем культурных значений. Признается существование трех главных типов культуры - чувственный, идеациональный и идеалистический. Чувственный тип основывается на чувственном восприятии. В настоящее время этот тип культуры находится в состоянии краха и кризиса. Идеациональный тип культуры представляет собой господство рационального мышления (Западная Европа), реалистический тип - господство интуитивных форм познания мира. Если современная культура характеризуется увлечением наукой и господством материализма, то в будущем культура и цивилизация должны базироваться на ценностях религии и творческого альтруизма - таково мнение П.Сорокина.
По мнению многих исследователей в сфере культуры человечество в настоящее время находится в стадии формирования новой планетарной цивилизации, основанной на гуманизме, переоценке традиционных ценностей, новом отношении к природа, свободного и демократичного мира.
Эта идея базируется на мысли о кризисе современной (техногенной) цивилизации, который обусловлен технологическим и социальным кризисами, выразившимся экологическим кризисом и распространением оружия массового уничтожения.
Движение
к новой цивилизации, которую
иногда называют антропогенной должно
вбирать в себя культурно-цивилизационный
опыт многих народов для создания
единого цивилизованного
Хотя к настоящему времени еще не существует однозначного определения цивилизации, но уже есть определенные предпосылки интуитивного описания этого явления.
Цивилизация - это общество, появившееся на определенном этапе развития культуры и включает в себя все многообразие культур. В этом отношении культура - это матрица, код цивилизации, цивилизация - временное понятие, а культура - общечеловеческое. Цивилизация - это преобразованная человеком, окультуренная природа, средства и механизмы этого преобразования (материальная культура) , индивид, усвоивший высшие достижения материальной и духовной культуры, обладающей планетарным мышлением, демократические, гуманистически ориентированные сообщества людей, сознающие свое единство и неразрывность - то, что мы сейчас понимаем под цивилизованным человеком, цивилизованным обществом.
Любая культура как сложная динамическая система включает в себя устойчивую, консервативную и изменяющуюся стороны. Устойчивые элементы культуры - это культурные традиции или культурные наследия, передаваемые из поколения в поколение. Благодаря наличию такого рода элементов и происходит через явление культуры накопление и передача опыта людей, а каждое новое поколение актуализирует, расширяет этот опыт, опираясь на опыт предшествующих поколений.
Если развивающаяся часть культуры - это совокупность живых, функционирующих произведений и образцов, то культурное наследие (традиции) - это та часть культуры, элементы которой "сдали экзамен" на устойчивость во времени. Культурные традиции зачастую подвергаются идеализации, превращаются в комплексы священных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение к ним людей. Постепенно они становятся фактором интеграции групп, средством их объединения, постоянства и устойчивости. Поэтому исследование культуры любой эпохи должно учитывать отмеченные особенности для объективного анализа ее структуры, функционирования и развития.