Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

В целом, рассматривая эволюцию этого  понятия, можно выделить несколько  значений, приписываемых культуре.

Первоначально, как уже было отмечено, под культурой  понималось возделывание земли (отсюда, например, культуры различных растений). В другом значении культура используется для обозначения процесса облагораживания, улучшения обычаев и образцов поведения. В третьем смысле понятием культура обозначается все то, что  возникает и создается целенаправленной деятельностью людей и не возникает  само по себе в природе.

В более узком значении термином культура обозначают высшие создания человеческого  разума - наука, религия, искусство, политика и т.д. - как результат стремления людей к выедим целям.

В широком философском смысле определим  культуру как непрерывно изменяющуюся совокупность материальных и нематериальных результатов (продуктов) человеческой деятельности, материальных и духовных ценностей, признанных способов поведения и общения, существующих в различных человеческих общностях и передаваемых в виде традиций и обычаев из поколения в поколение.

В этом определении подчеркивается принадлежность к культуре как материальных, так  и духовных продуктов деятельности, системы ценностей, образцов поведения  и общения. Для культуры важным является наличие таких социальных (социокультурных) элементов, имеющих возможность  быть принятыми группой, обществом  как общезначимые, как ценности.

Итак, культура (ее природа) - это совокупность продуктов, созданных человечеством  в процессе производственной (труд) и духовной деятельности, есть совокупное произведение общества в условиях, в которых люди создают средства удовлетворения потребностей. От потребностей биологических эволюция человека переходит  через экономические факторы  к развитию разума и, как следствие, к формированию духовных потребностей, что и составляет сущность культуры.

Культура  представляет собой объект особой сложности, зависимый от деятельности людей, наполненный  объективным содержанием. Бытие  культуры выступает как целостный  процесс, развертывающийся в обществе в сфере материального и духовного  производства.

Культура  как сложноорганизованный объект, является многомерным. При рассмотрении этого  многомерного образования необходимо подчеркнуть две его особенности - технико-технологическую и предметно-продуктивную, которые определяют особенности  материальной деятельности людей, что  дает возможность выделить слой материальной культуры. Наряду с материальной традиционно выделяют еще один уровень - духовная культура.

Материальная  культура определяется наличием двух областей, образованных результатами практически-преобразовательной и  практически-коммуникативной деятельности, каждая из которых также дифференцирована.

К первой относятся вещественные объекты  материального производства, предназначенные  для удовлетворения потребностей, а  также технические сооружения: орудия труда, оружие, постройки, инвентарь  и т.д. Ко второй области относятся  механизмы воспроизводства человеческого  рода, способы поведения в сфере  интимных отношений и отношений  между мужчиной и женщиной, между  взрослыми и детьми и т.д.

В общем виде материальная культура может  быть определена как совокупность предметов, материальных ценностей, удовлетворяющих  различные потребности человека: орудия труда, предметы повседневного  обихода, транспорт, различные формы  коммуникации.

Духовная  культура возникает как следствие, идеальная сторона материальной деятельности и может быть определена как совокупность идей, традиций, обычаев, созданных в процессе реализации социальных идеалов и образцов.

Исторически выделение мира духовной культуры как  обособленного бытия явилось  основой формирования разнообразных  идеалистических теорий, представляющих этот мир как определяющий фактор деятельности и поведения человека. В таком понимании культура - объективный  мир идей, существующий независимо от человека, мир идеальных сущностей  по своим внутренним законам.

В другом отношении структуру культуры можно определить исходя из наличия  различных социально-организованных элементов (субъектов), составляющих общество. Культура индивида -совокупность личных моделей поведения, деятельности и мышления. Культура субъекта отличается определенной независимостью и оригинальностью в выборе элементов культуры, составляющих его индивидуально-организованное культурное "поле".

Культура  социальной группы (общности) - система  предметов, ценностей, способов поведения  и деятельности, принятых общностью  и имеющих для нее жизненно важное значение.

Культура  общества - система общепринятых объектов, идей, форм поведения и т.д., характеризующих  целостность общества, его "качество".

Общечеловеческая  культура - высшие образца материальной и духовной культуры, общеприняты  во всех культурах и обеспечивающих единство человечества 'как планетарной (био-социальной) структуры.

Важным  элементом культуры является культурное наследив или традиции. Это та часть элементов материальной и духовной культуры, которая эволюционировала от прошлых поколений и сохранила свое ценностное значение ( святые ценности).

В любой форме культуры обнаруживаются некоторые функциональные элементы, входящие во все культурные образования - субкультура. Такими элементами могут  оказаться различные предметы и  идеи, вокруг которых интегрируются  другие элементы, функционально с  ними связанные и обусловленные  ими.

Определим еще один элемент, связанный с  культурой - контркультура. Если культура - это определенная традиция, обеспечивающая относительную устойчивость общества, то контркультура - это комплекс социокультурных ориентации, противопоставляемых традиционной культуре и выражающих кризисное состояние культуры общества. Основоположником идеологии контркультуры (этим понятием обозначают молодежное движение 60-70 годов) считают Ф.Ницше, который пришел к выводу о том, что корни современной культуры находятся в античности, в противоречивом единстве двух начал апполоновского (гармония, покой) и дионисиевского (стихия, непокой, буря).

Функционально культура оказывает влияние на все  процессы жизнедеятельности общества и индивида. В преобладающей степени  культура оказывает воздействие  на процесс социализации (функция  социализации). Эта функция реализуется  через процесс воспитания на культурных ценностях, общепринятых в группе, обществах. Этот процесс способствует преобразованию врожденных биологических признаков  в социально-значимые, не устраняя их.

Процесс социализации осуществляется как процесс  формирования личностных (культурных) качеств индивида, выработки механизмов адаптации (адаптивная функция) к социокультурной  среде или к ее элементам, дающих ему возможность ассимилировать эту культуру и сознательно действовать  в пределах существующих культурных ценностях.

Познавательная  функция состоит в формировании целостных представлений об наблюдаемых  объектах (страна, эпоха и т.д.), является также формой самосознания и самопознания своей сущности и цели развития. Информативная функция культуры состоит в том, что культура осуществляет передачу знаний и опыта предшествующих поколений в виде исторической памяти. Эта функция культуры дает возможность  осуществлять обмен знанием, навыками, опытом, идеями. Коммуникативная функция  выражается в развитии форм общения  между людьми в непосредственной (речь) или опосредованной (письмо) форме. Наконец, культура устанавливает систему  ценностей (аксиологическая функция).

В основе культурно-ценностной ориентации людей находятся биологические  и социальные потребности и интересы. Система утвердившихся ценностей  оказывается существенным фактором формирования поведения и действии индивидов, способствуя формированию соответствующей культуры.

Если  понятие культура первоначально  означало обработку, возделывание, а  потом воспитание и образование, то термин цивилизация подчеркивал  в своем первом значении гражданские, государственные характеристики. Впоследствии понятия культура и цивилизация  отождествлялись и мыслились  полными синонимами. Дальнейшие исследования в сфере культуры показали, что  эти понятия не являются тождественными и однозначными, хотя и тесно взаимосвязаны  друг с другом.

Понятие цивилизация появилось в ХУIII веке, с помощью которого французские просветители (Вольтер, Гольбах, Дидро, Гельвецкий) определяли общество, основанное на принципах разума, свободы, справедливости и универсализма. В XIX веке понятие цивилизация использовалось для обозначения высокого уровня развития материальной и духовной культуры стран Западной Европы (европоцентризм).

XX век характеризуется в плане  интерпретации цивилизации формированием  двух ориентации: аналитической  и синтетической Аналитическая  интерпретация распространена в  историографии и этнографии и  характеризуется множеством определений  цивилизации и культуры, где они  отождествляются.

Синтетические, интегральные определения включают в себя интерпретации, проведенные  Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным  и др. Например, Данилевский выдвинул теорию цивилизации, согласно которой  не существует всемирной истории, а  есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый  характер.

О. Шпенглер считал, что цивилизация  является завершением культуры. Эта  стадия характеризуется высоким  уровнем науки и техники, деградацией  морали и искусства, урбанизацией. Происходит потеря народом "души культуры" , "омассовление" всех сфер жизнедеятельности, их омертвление.

В отличие от Шпенглера английский историк и социолог А. Тойнби не считал, что цивилизация представляет собой  всегда деградацию и упадок. Цивилизация  есть характеристика конкретного общества, социокультурного феномена, ограниченного  определенными пространственно-временными рамками с четко выраженными  технологическими параметрами. Тойнби определяет, что существует 5 цивилизаций (китайская, индийская, исламская, русская и западная) каждая из которых проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, разложение и гибель.

В настоящее время существует три  смысла понятия цивилизация.

Первый - цивилизация представляет собой  синоним культуры; второй - цивилизация - уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры (цивилизации  античная, современная и т.д.); третий - цивилизация - ступень развития общества, следующая за варварством. Это последнее определение было дано Морганом и Энгельсом. Более принятым определением цивилизации является просветительское. Это такое состояние общества, которое воплощает в себя наиболее рациональные и гуманные в конкретных исторических условиях формы существования людей.

Русский ученый, эмигрировавший на Запад, П.Сорокин разработал оригинальную теорию культуры и цивилизации, определив, что подлинным условиям и причиной развития общества является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. При этом, каждый тип культуры определяется социальной системой и индивидом, носителем культурных значений. Признается существование трех главных типов культуры - чувственный, идеациональный и идеалистический. Чувственный тип основывается на чувственном восприятии. В настоящее время этот тип культуры находится в состоянии краха и кризиса. Идеациональный тип культуры представляет собой господство рационального мышления (Западная Европа), реалистический тип - господство интуитивных форм познания мира. Если современная культура характеризуется увлечением наукой и господством материализма, то в будущем культура и цивилизация должны базироваться на ценностях религии и творческого альтруизма - таково мнение П.Сорокина.

По  мнению многих исследователей в сфере  культуры человечество в настоящее  время находится в стадии формирования новой планетарной цивилизации, основанной на гуманизме, переоценке традиционных ценностей, новом отношении к природа, свободного и демократичного мира.

Эта идея базируется на мысли о кризисе  современной (техногенной) цивилизации, который обусловлен технологическим  и социальным кризисами, выразившимся экологическим кризисом и распространением оружия массового уничтожения.

Движение  к новой цивилизации, которую  иногда называют антропогенной должно вбирать в себя культурно-цивилизационный  опыт многих народов для создания единого цивилизованного пространства. Это движение будет основываться на ненасилии, через радикальное  изменение мышления человечества, через  пересмотр своих ценностей. Свидетельством нарастания этого процесса является диффузия культур, заключающаяся в  интенсивном обмене элементами культуры и цивилизационными сдвигами, имеющими всеобщий характер.

Хотя  к настоящему времени еще не существует однозначного определения цивилизации, но уже есть определенные предпосылки  интуитивного описания этого явления.

Цивилизация - это общество, появившееся на определенном этапе развития культуры и включает в себя все многообразие культур. В этом отношении культура - это матрица, код цивилизации, цивилизация - временное понятие, а культура - общечеловеческое. Цивилизация - это преобразованная человеком, окультуренная природа, средства и механизмы этого преобразования (материальная культура) , индивид, усвоивший высшие достижения материальной и духовной культуры, обладающей планетарным мышлением, демократические, гуманистически ориентированные сообщества людей, сознающие свое единство и неразрывность - то, что мы сейчас понимаем под цивилизованным человеком, цивилизованным обществом.

Любая культура как сложная динамическая система включает в себя устойчивую, консервативную и изменяющуюся стороны. Устойчивые элементы культуры - это  культурные традиции или культурные наследия, передаваемые из поколения  в поколение. Благодаря наличию  такого рода элементов и происходит через явление культуры накопление и передача опыта людей, а каждое новое поколение актуализирует, расширяет этот опыт, опираясь на опыт предшествующих поколений.

Если  развивающаяся часть культуры - это  совокупность живых, функционирующих  произведений и образцов, то культурное наследие (традиции) - это та часть  культуры, элементы которой "сдали  экзамен" на устойчивость во времени. Культурные традиции зачастую подвергаются идеализации, превращаются в комплексы  священных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение к ним  людей. Постепенно они становятся фактором интеграции групп, средством их объединения, постоянства и устойчивости. Поэтому  исследование культуры любой эпохи  должно учитывать отмеченные особенности  для объективного анализа ее структуры, функционирования и развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"