Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

36 вопрос

 

 

еловек, как и все другие живые существа —часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и  животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные  протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

—производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что  есть в наличии; —изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

—может действовать  не только по потребности, но и сообразно  свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется  исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения  рода, групповые, видовые инстинкты  и т. п. );

—способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

—свою жизнедеятельность  делает предметом (осмысленно к ней  относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Вышеуказанные отличия  человека от животного характеризуют  его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной  жизнедеятельности человека. Он как  бы выходит за пределы своей биологической  природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой  пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию  и к постановке таких вопросов, как“Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире —в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные  задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные  в социуме характеризуют биологическую  и социальную природу человека.

Социологизаторство состоит в игнорировании природных, врождённых характеристик человека и абсолютизации социальных факторов развития личности.  
Таковы были взгляды, в частности, деятелей эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро и др.). Нетрудно заметить, что практически все революционно настроенные мыслители придерживались социологизаторства. Яркие примеры - К. Маркс, В.И. Ленин. Социальные революции оправданны постольку, поскольку они улучшают общественное устройство. Только в совершенных социальных условиях возможно становление совершенного человека. Таким образом, с точки зрения социологизаторства, человек - это существо, прежде всего, социальное со всеми вытекающими отсюда следствиями… 

билогизаторство- направление в социальной науке, сводящее существо социальных отношений и социальных факторов к биологическим явлениям и процессам.

37 вопрос

Философское учение о ценностях  и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в её современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.  
 
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.  
 
Кант впервые употребил понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определённости». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара.  
 
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.  
 
Материальные ценности – это ценностно значимые природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключённые в природных богатствах. А к предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.  
 
Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а  также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.  
 
Духовные ценности – это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать  ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д. 
 
Второе основание классификации ценностей – по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.  
 
Индивидуальная, или личностная ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида.  
 
Групповые ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей. Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.  
 
Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др. 
 
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: 
 
Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 
 
Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 
 
Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможно нормальная жизнь общества в целом. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др. 
 
Классификация ценностей диалектична, т.е. она не является жёсткой и неподвижной. 
Теории ценностей в философии 
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теории ценностей. Вот некоторые из них. 
 
Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности.  
 
Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. 
 
Мир ценностей, по Шелеру, имеет определённую иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами; более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью является ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.  
 
Аксиологический трансцендентализм понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и пожеланий. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции – это не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное, сознание.  
 
Культурно-исторический релятивизм. Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дильтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.  
 
Социологическая концепция ценностей. Родоначальником данной концепции является Макс Вебер, который ввёл понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, ценность – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта.  
 
В последующем данный подход Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью выступает любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.  
 
Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.   
 
Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оценивается с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.  Другим видом ценностей является «субъектные ценности», которым относятся установки. Оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».  
 
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей.  Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

38 вопрос

Смысл жизни связан с вопросом «Ради  чего жить?», а не с вопросом о  том, как поддерживать жизнь. Отношение  человека как сознательного, мыслящего  существа к своей жизни и самому себе находит отражение в смысле и цели его жизни. Смысл жизни  – это осознаваемая ценность, которой  человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить  жизненные цели.

Так в чем же состоит смысл  жизни? Этот вопрос всегда стоял перед  философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки  зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни  – элемент уникальной духовной жизни  индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в  обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о  едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных  размышлениях и, опираясь на собственный  опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого  рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием  рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего  смысла жизни человека сохранила  религиозная философия. Она связывает  смысл человеческой жизни с созерцанием  и воплощением божественного  начала в человеке, стремлением к  сверхчеловеческой святыне, приобщением  к истине и высшему благу. Русский  религиозный философ С. Франк  считал, что мир сам по себе бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя  жизнь человека. Но человеческий разум  – уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую  С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность, «искание смысла». Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» - писал С. Франк.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а  значение объекта для человека, для  удовлетворения его потребностей. В  этой связи человек оценивает  факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что  есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали  по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя  Бога, а не Бог для человека. Можно  сказать, что речь шла о ценностях  Бога.

В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной  занимается рассудок, а ценностью, так  посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для  развития учения о ценности.

Философские направления ХХ века выдвигают  проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских  направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

Ценности нет только там, где  человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и  злым. [3]

Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая  жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вере предшествует сомнение, которое  переводится в веру в результате философского анализа.

 

39 вопрос

Культура  представляет собой результат жизнедеятельности  людей и выступает как важнейший  фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

По  своему происхождению понятие "культура" было связано с земледельческим  трудом. Латинское слово "коло" .''колере* переводится как взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Позже (Цецерон) мы встречаем более расширительное значение: просвещенность, образованность, воспитанность человека, возделывание человеческого ума.

В современном понимании понятие  культура известно в Европе с ХУIII века. Появление этого слова связано с возникновением представления о том, что существуют не только природные процессы и явления, но возникает и особый мир, создаваемый человечеством в процессе его взаимодействия с природой.

В истории духовного развития людей  существовало несколько попыток  и подходов выйти за пределы узкого понимания культуры. Обозначим некоторые  из них. Эмпирический, описательный подход, определяющий культуру как сумму, результат  всей деятельности человека, комплекс созданных им материальных и духовных ценностей.

Ценностный (аксиологический) подход, когда это  понятие используется в обиходном  языке для оценки поведения индивидов  в сравнении с эталонами, идеалами, образцами поведения.

Деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

В XIX веке сформировались две противоположные  точки зрения на культуру. Одна (идет от Руссо) из них рассматривает культуру как средство закабаления человека, превращения его в рабское  существо, другая считает культуру средством облагораживания человека, превращения его в собственно человека.

Так, Руссо считал, что человек по своей  природе антикультурен, а культура определяется человеком как зло. Ущербность культуры Руссо видел в существовании частной собственности, которая делает людей неравными и в государственной власти, антинародной по своей сущности.

Продолжая эту мысль, немецкий философ Ф.Ницше также определяет человека как существо природное, антикультурное, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только провозглашаемый им сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты - запреты на естественные поступки и желания. Такой человек осознает трагичность своего бытия, порывает с обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культу античного бога Диониса.

Идеи  Ницше были развиты экзистенциализмом - культура отчуждает человека от самого себя, делая его бытие не подлинным, фрейдизмом - культура влияет на неустойчивость психики людей, формирует серию  патологических комплексов, изменяющих естественное поведение людей.

Представители современной Франкфуртской школы (Г.Маркузе) выражают отрицательное отношение к современной культуре (западной), считая, что наряду с комфортом, удобствами она рождает и репрессивную терпимость людей, их "одномерность" и безволие.

Оптимистическая ориентация оценки культуры обнаруживается, например, среди представителей технической  научной интеллигенции во второй половине XX века. Так., в теории стадий экономического роста (У.Ростоу) единого индустриального общества (Р.Арон), постиндустриального общества (Д.Белл) и др. достижения науки и техники рассматриваются как основные признаки развития современной культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"