Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И НАЦИНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА
З.Е. СЕРЕБРЯКОВОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА III КУРСА
ОТДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
А.А. ЯРОЧКИНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ,
ДОЦ. Н.Г. МЕРКУЛОВА
РЯЗАНЬ 2012
Содержание
Введение……………………………………….…….………
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки
и особенности русской живописи серебряного
века..........................
1.2. Отражение личностных характеристик
и биографических фактов в творчестве
З.Е. Серебряковой………………………………………………
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………….......
Введение.
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно. Также актуальность можно найти в том, что творческий метод художницы демонстрирует развитие неоклассической линии в искусстве. Опираясь на традиции прошлого, произведения Зинаиды Евгеньевны стали ступенью в развитии русской живописи начала ХХ века.
Так, объектом нашего исследования является творческое наследие З.Е. Серебряковой, а предметом – специфика творческого метода Серебряковой.
Цель….
Следую цели, задачами данного исследования являются:
Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи определили необходимость использования следующих методов:
• ретроспективного анализа, используемого для раскрытия социокультурных предпосылок развития русской живописи Серебренного века;
• биографического – для раскрытия особенностей творческого метода З.Е. Серебряковой;
• аналитического – для работы с источниками по проблеме исследования и живописными работами художника;
• описательного – для отражения живописного материала, послужившего основой исследования.
Степень разработанности проблемы. Творчеству З.Е. Серебряковой посвящен ряд серьезных исследований таких ученых и критиков как А.Н. Бенуа, С.Р. Эрнст, В.П. Князева, И. Грабарь, Д.В. Сарабьянов, П.Д. Эттингер.
Практическая значимость работы обусловлена возможность использования материалов данного исследования в процессе преподавания дисциплин культурологического блока в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях, а также работниками социально-культурной сферы.
Структура данной курсовой работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение и библиографический список.
Глава 1. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.
«Век» продолжался
недолго — около двадцати лет,
но он дал миру замечательные
образцы философской мысли,
Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.
Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. - писал Николай Бердяев в 1918 году. - Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” [Бердяев Николай. Судьба России] Старые кульруртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.
Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии - структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и антирелигиозной пропагандой. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.
В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, что ожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными. В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся «веке-волкодаве» писали многократно.
Новый тип культуры формируется
на основе критицизма: духовная культура
строится на фундаменте переосмысленного
опыта и далеких, и совсем близких лет.
Казалось, за два десятилетия русская
интеллигенция пытается решить вопросы,
волновавшие ее веками, полностью использовав
преимущества и недочеты культуры предшествующего
периода. На стыке культур находит предельное
выражение характерная черта русской
психологии — религиозность, включая,
по словам Л. П. Карсавина, «и воинствующий
атеизм». Главным в формировании нового
типа культуры выступает вера, а не разум.
Поэтому в России ищут не просто новые
ценности и новые идеалы. Ищут ценности
«вечные» — «абсолютное добро», «вечную
и нетленную красоту», внеисторическую
мудрость.
Конец XIX начала
XX века характеризуется множеством платформ
и направлений, которые составляют два
ряда процессов. Первый из них свидетельствует
об общественной активности «левых» направлений
в искусстве. Авангардизм (фр. avant-garde —
передовой отряд) — условное наименование
художественных движений начала XX века,
для которых характерны стремления к коренному
обновлению художественной практики,
разрыву с ее установившимися принципами
и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски
новых, необычных средств выражения и
форм произведений, взаимоотношений художников
с жизнью. Авангардизм как художественное
движение включает в себя самые различные
Однако не менее последовательными и характерными для эпохи были процессы, говорившие о повышенном внимании к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям, к завершенным художественным формам. Число выставок, специальных изданий, научных публикаций, отражавших именно эту сторону художественных пристрастий, превосходило число выставок и изданий представителей «левого» движения в изобразительном творчестве. Развитие этих процессов идет от начала 90-х годов, от образования «Мира искусства». Начертавшие на своем знамени: «Мы прежде всего поколение, жаждущее красоты», — литераторы, художники и просто любители искусства, высокообразованные люди, объединившиеся вокруг журнала, искали выход своей неудовлетворенности современностью в сфере искусства, в этом смысле противопоставляя его жизни.
Таким образом, можно сделать вывод,
что художественная культура «серебряного
века» противоречива и многогранна. На
направленность и сложность поэтических
исканий и художественной культуры в целом
свою печать наложила историческая действительность
между двумя революциями (1905—1917). История
определила страстное неприятие окружающего
мира, буржуазной культуры и цивилизации,
радикальное отрицание порядков современного
мира и интуитивное предвидение наступления
нового времени. Чувство времени в различных
вариантах пронизывает всю художественную
культуру этого периода.
Достижения русского искусства «серебряного
века» огромны и имеют мировое значение.
Литература, живопись, скульптура, театр
и музыка стали своеобразным прологом
искусства XX столетия, как в зеркале отразив
противоречия и сложности культуры нового
времени.
Две самых страшных в истории человечества
мировых войны, политические взрывы и
революции, установление жесткого авторитарного
режима в России в значительной мере определяют
развитие отечественной культуры XX столетия.
Но ее истоки — в блестящем расцвете философской,
экологической и художественной культуры
«серебряного века».
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой.
Зимой 1910 года на выставке Союза русских художников никому не известная Зинаида Серебрякова представила ряд своих работ. В том числе и поразивший всех ее автопортрет «За туалетом». В то нелегкое время, когда ситуация в искусстве декларировала ломаные линии и избитые сюжеты, автопортрет поразил всех художников и критиков своей детской непосредственностью и некой восторженностью в ожидание чего-то светлого в будущем.
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой