Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………………..
65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Приложение
1……………………………………………………………..
Приложение
2……………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
Гендерная социализация, предполагает освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов, а также воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся неотъемлемой частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем .
Гендерная
идентичность – это аспект самосознания,
описывающий переживание
Однако наиболее общее понятие гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность.
Сложность изучения
Проблема в определении форм и методов педагогической поддержки гендерной социализации подростков.
Объект - педагогическая поддержка гендерной социализации подростков.
Предмет – формы и методы социально-педагогической поддержки гендерной социализации подростков.
Цель – выявить формы и методы, которые способствуют гендерной социализации подростков.
Задачи:
-
проанализировать литературу
- выявить особенности гендерной социализации подростков.
- определить понятие и сущность гендерной социализации.
-
обозначить формы и методы
педагогической поддержки
Гипотеза исследования предполагает, что гендерная социализация подростков будет протекать более успешно, если в содержание педагогической поддержки включить диагностику моделей гендерного поведения и гендерных стереотипов, а также реализацию активных форм и методов педагогической деятельности.
Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены следующими методами: анализ научной литературы, синтез данных, анкетирование, контент-анализ.
Методы исследования: опросник Сандры Бэм, диагностическое анкетирование Е.Б. Петрушихиной и Л.В. Штылевой.
База
исследования: МОУ СОШ № 25 ст. Платнировская
Кореновского района Краснодарского края.
1.
ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИИ ПОДРОСТКОВ
«гендерная социализация»,
«гендерная роль»
Особое внимание в современной науке уделяется рассмотрению таких понятий, как «гендер», «гендерная социализация», «гендерное воспитание, «гендерная роль». С их изучением можно столкнуться во многих исследованиях по лингвистике, психологии, социологии, философии, педагогике и т.д. Это прежде всего связанно с тем, что в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников: развитие андрогинной личности обучающихся, обеспечивающей широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации.
Так термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [10c. 27].
Термин
«гендер» указывает на социальный статус
и социально-психологические
В лингвистике:
-«Гендер» в настоящее время в лингвистической литературе отсутствует последовательное употребление термина гендер, который вошел в лингвистику довольно своеобразным путем: английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс. В языкознание же гендер пришел (а в англоязычное - вернулся в новом значении) несколько позднее из сферы социальных наук, когда гендерные исследования получили статус междисциплинарного направления. Наряду с этим понятие гендер функционирует в англоязычной лингвистической литературе, разумеется, и в своем старом значении. До появления нового термина лингвистическая семантика не игнорировала отражение в языке понятия пол в значении sexus, так как он входит в состав значения многих лексических единиц (мужчина, женщина, мать, отец и т. д.) [17, c. 25].
- гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем [17, c. 26].
В Философии:
- гендер (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека;
-гендер- социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время;
-
гендер- является социальной
-гендер - это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения»;
- гендер - это «набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» [25, c. 91-104].
- гендерная социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию [25, c. 91-104].
- гендерное воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу гендерного воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения - в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Гендерное воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Гендерное воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит во время интимной близости [13, c. 189].