Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6

1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6

1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20

1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52

2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52

2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68

Приложение 1…………………………………………………………….. 69

Приложение 2…………………………………………………………….. 72

Файлы: 1 файл

1.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………        3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………...        6
    1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер»,            «гендерная социализация», «гендерная роль»……………………..        6
    2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ……….       20
    3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков……….       29
  2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………...       52
    1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков……      52
    2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………...       56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….       63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..       65 
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….       68

 Приложение 1……………………………………………………………..      69

 Приложение 2……………………………………………………………..      72 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В последнее время публикуется  все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

    Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

    Гендерная социализация, предполагает освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов, а также воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся неотъемлемой частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем .

    Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком  себя как представителя определенного  пола (И.С. Клецина).

    Однако  наиболее общее понятие гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным  полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность.

      Сложность изучения особенностей  маскулинности/феминности подростков, как, впрочем, и других компонентов  гендерной идентичности личности, связанна с тем, что существовавшие  ранее традиционные образцы маскулиности /феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я,  ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельности и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность (И. Гофман, Е.А. Здравомыслова, К. Зиммерман, А. В. Кирлина, Дж. Лорбер, А.А, Темкина, Д. Уэст). Поэтому становится актуальным изучение социально-педагогической поддержки гендерной социализации подростков.

    Проблема в определении форм и методов педагогической поддержки гендерной социализации подростков.

    Объект - педагогическая поддержка гендерной социализации подростков.

    Предмет – формы и методы социально-педагогической поддержки гендерной социализации подростков.

    Цель  – выявить формы и методы, которые способствуют гендерной социализации подростков.

    Задачи:

    - проанализировать литературу по  проблеме гендерных исследований в педагогике;

    - выявить особенности гендерной  социализации подростков.

    - определить понятие и сущность  гендерной социализации.

    - обозначить формы и методы  педагогической поддержки гендерной  социализации подростков.

    Гипотеза исследования предполагает, что гендерная социализация подростков будет протекать более успешно, если в содержание педагогической поддержки включить диагностику моделей гендерного поведения и гендерных стереотипов, а также реализацию активных форм и методов педагогической деятельности.

    Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут  быть решены следующими методами: анализ научной литературы, синтез данных, анкетирование, контент-анализ.

    Методы  исследования: опросник Сандры Бэм, диагностическое анкетирование Е.Б. Петрушихиной и Л.В. Штылевой.

    База  исследования: МОУ СОШ № 25 ст. Платнировская  Кореновского района Краснодарского края. 
 
 
 
 

1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИИ ПОДРОСТКОВ 

    1. Характеристика  основных понятий исследования: «гендер»,   

                         «гендерная социализация», «гендерная роль» 

      Особое внимание в современной науке уделяется рассмотрению таких понятий, как «гендер», «гендерная социализация», «гендерное воспитание, «гендерная роль». С их изучением можно столкнуться во многих исследованиях по лингвистике, психологии, социологии, философии, педагогике и т.д. Это прежде всего связанно с тем, что в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников: развитие андрогинной личности обучающихся, обеспечивающей широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации.

    Так термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [10c. 27].

    Термин  «гендер» указывает на социальный статус  и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом  и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [10, с.27].

    В лингвистике:

    -«Гендер» в настоящее время в лингвистической литературе отсутствует последовательное употребление термина гендер, который вошел в лингвистику довольно своеобразным путем: английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс.  В языкознание же гендер пришел (а в англоязычное - вернулся в новом значении) несколько позднее из сферы социальных наук, когда гендерные исследования получили статус междисциплинарного направления. Наряду с этим понятие гендер функционирует в англоязычной лингвистической литературе, разумеется, и в своем старом значении. До появления нового термина лингвистическая семантика не игнорировала отражение в языке понятия пол в значении sexus, так как он входит в состав значения многих лексических единиц (мужчина, женщина, мать, отец и т. д.) [17, c. 25].

    - гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем [17, c. 26].

    В Философии:

    - гендер (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека;

    -гендер- социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время;

    - гендер- является социальной конструкцией  системы социополоролевых отношений;

    -гендер - это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения»;

    - гендер - это «набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» [25, c. 91-104].

    - гендерная социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию [25, c. 91-104].

    - гендерное воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу гендерного воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения - в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Гендерное воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Гендерное воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит во время интимной близости [13, c. 189].

Информация о работе Гендерная социализация