Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6

1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6

1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20

1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52

2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52

2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68

Приложение 1…………………………………………………………….. 69

Приложение 2…………………………………………………………….. 72

Файлы: 1 файл

1.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

    1. Сексуальность сына и его последующие отношения к женщине закладываются в первую очередь отцом.

    2. Именно отец формирует в своей дочери уверенность в себе как женщине. Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою 3щщенность, у них не наблюдается повышенной тревожности или страхов перед всем миром.

    3. Установка на стабильную семью формируется у девочек, в семьях которых родители также смогли создать стабильную семью, основанную на любви отца к матери. В поиске своего близкого человека девушки из таких семей будут ориентироваться прежде всего на то, чтобы молодой человек проявлял к ним истинные любовные чувства.

    По  мнению Н. Самоукиной, основные трудности  в отношениях матери и сына - признать за сыном право на свою собственную самостоятельную жизнь для сына - суметь вовремя отойти от матери на дистанцию взрослости и обрести самостоятельность [28, c. 37-39].

    Последствия в жизни сына, если такое взросление не состоялось, могут заключаться  в том, что мужчина будет испытывать внутреннюю неуверенность в признании собственных мужских качеств (нарушения в области гендерной идентификации). Такой молодой человек все время будет колебаться между мягкостью (наследство от матери) и сверхжесткостью (желанием быть мужчиной и незнанием, как им быть). Такое противоречивое состояние мужчины накладывает особый отпечаток на его взаимоотношения с женой. Мужчина, усвоивший в жизни только одну роль сына, часто не может стать мужем - ведущим лидером, защитником, «добытчиком».

    Довольно  часто мужчина, являющийся в душе только сыном, не может стать полноценным отцом для своего ребенка. К своему ребенку он проявляет сыновье отношение: сам ждет понимания, помощи и поддержки. С таким отцом-сыном дочь может быстро повзрослеть, поскольку она реализует с ним материнскую позицию. А сын, наоборот, стать слабым и инфантильным.

    Материнская любовь может быть не только благом, но и трагедией. Все зависит от «дозы», интенсивности и психологического качества материнской любви. Необходимая  в детстве, она становится тормозом в социальном развитии и взрослении ребенка в подростковом и юношеском возрасте.

В исследованиях  психологов и педагогов можно  найти ответы на вопрос как любить ребенка. С сыном, прежде всего, быть женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой, любящей, не стараться взаимодействовать с сыном одновременно и в роли матери, и в роли отца. Сын должен научиться жалеть мать, сочувствовать ей, стремиться помочь и поддержать, а не ждать от нее поддержки, опоры. Слабая мать - сильный сын, сильная мать - «слабый сын».

    Мать  может стараться активно привлекать отца (или другого мужчину) к общению  с сыном. Только через взаимодействие с другим мужчиной у мальчика формируются  мужские качества. Но с началом  подросткового возраста отпускать  сына от себя: признавать его интересы, уважать его друзей, давать ему больше свободы и самостоятельности.

    Если  между ними вовремя не возникла необходимая  дистанция в отношениях, сын испытывает трудности в налаживании своей  личной жизни. Он мечется между матерью  и любимой женщиной и не может окончательно решить, кто ему из двух женщин ближе и дороже. К матери он испытывает чувство благодарности за то, что она его воспитала, но пополам с чувством вины, так как с женитьбой ему придется от нее уходить. К жене возникают противоречивые чувства: сознательное или бессознательное сравнение ее с матерью и желание выстроить свою собственную жизнь с любимой женщиной в которой бы мать не занимала лидирующей роли. Если сын эмоционально зависит от матери, довольно часто она разрушает его семью; распространены случаи, когда эмоционально зависимый сын вообще не женится и всю жизнь живет с одинокой матерью, сохраняя детскую инфантильность. Могут быть и другие варианты: сын выбирает женщину значительно старше себя.

    С дочерью по мнению психологов, отношения  матери надо строить по принципу «золотой середины» любить, ходить, баловать и в то же время - требовать и ждать помощи в семье, соблюдать дистанцию.

    Подчеркнем  еще раз, что система взаимоотношении  во взаимодействии включает в себя не только отношения к партнеру но и отношение к себе,  в системе детско-родительских отношений негативное отношение родителя к себе, так же, как и негативное отношение к ребенку того или иного пола, оказывает губительное воздействие. Оно также может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия. Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный фон. Наоборот, родитель положительно оценивающий  свою родительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку преобразуя его в ту или иную сторону.

    Влияние имени. Одним из элементов гендерной  социализации является имя ребенка  выбираю которое мы считаемся  с условиями общественной жизни, модой, культурными идеологическими  и прочими влияниями. Имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя, поэтому очень важно не ошибиться, нарекая своего долгожданного малыша. Имя человека - это сочетание определенным образом подобранных звуков, дающих о человеке подробнейшую информацию, эмоциональных реакций его и окружающих на  звуковую оболочку слова-имени.

    У всех народов во все эпохи существовали универсальные критерии оценки именуемого в его психическим и физическим данным. Слова, обозначающие цвет кожи и волос именуемого, рост и полноту, особенности речи, медлительность и быстроту движений и т.п., время рождения ребенка, особенности его психики или пожелания видеть его таким, а не иным, отразились как в древнейших именах многих народов, так и в современных прозвищах, которые даются помимо официальных имен.

    В рамках традиционной науки вопрос о  влиянии имени человека на его  жизнь и судьбу принято относить либо к разряду досужих домыслов, либо и вовсе к шарлатанству. Тем  не менее, даже самый просвещенный скептик, выбирая имя для своего собственного ребенка, почему-то старается выбрать из огромной массы имеющихся имен наиболее красивое и благозвучное. Имя отождествляется с человеком, через него он осознает сам себя и общается с окружающими, и если уже звучание имени способно вызвать в людях какое-либо чувство, то это чувство будет автоматически переноситься на обладателя имени. К примеру, если в русском языке имя Акакий вызывает улыбку, то, поверьте, смеяться будут не над звучанием слова, а над человеком. А это бывает обидно, особенно если учесть, что человек-то не сам себя так назвал. Кроме того, определенные наименования ребенка - варианты имен или прозвища) - содержат сообщения о его статусе и ролях (Александр, Саша, Сашенька, Сашка, Сашок, Санек, Санька, Саныч, Сантехник и др.), несут информацию ребенку о том, какой он, каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, то есть способствуют его становлению, прежде всего гендерному.

    Мною  перечислены лишь некоторые особенности  гендерной социализации, в процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных ролях. Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления и на формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность  социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 

    2.1. Изучение  особенностей гендерной социализации подростков 

    Для выявления основных особенностей гендерной  социализации подростков мы провели анкетирование и тестирование.

На первом этапе, мы определили модель поведения  подростков.

    Базой нашего исследования было МОУ СОШ № 25 Кореновского района Краснодарского края.

    Интересующегося нас возраста (14лет) мы выявили 39 человек. Из них 21 девочек и 18 мальчиков.

    Для изучения качеств поведения подростков мы использовали опросник Сандры Бэм. Предлагаемая методика используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а так же позволяет определить тип личностим: маскулинный, фемининный, андрогинный.

    Методика  проводится индивидуально. Экспериментатор раздает бланки и предлагает ученикам выполнить задание в соответствии с инструкцией

(оцените  наличие или отсутствие  у себя  названных ниже качеств. Можно  отвечать только «Да» или «Нет»).

    Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.

    Обследование  занимает 10-15минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Провести  опрос нам помогли: классные руководители и социальный педагог.

      Данные получились следующими:

  1. Почти половина подростков, 51% (20человек) оказались с ярко выраженной фемининностью, из которых 4 мальчика (10%) и 16 девочек (41%).
  2. У 49% (19человек) оказались с ярко выраженной маскулинностью, из которых 6 девочек (15%) и 13 мальчиков (35%).
  3. Качеств андрогинности не было обнаружено среди испытуемых.

    Полученные  данные также представлены в диаграмме 1.

                                                                                                                   Рисунок 1

    Диаграмма выявления уровня феминниности и  маскулинности у подростков. 

    Следующим этапом нашего исследования, мы выявили индивидуальные гендерные представления о « типично женских» и «типично мужских» стереотипах. Участие в данном анкетирование принимали те же испытуемые.  Предлагаемое диагностическое анкетирование было разработано Л.В. Штылевой и Е. Б. Петрушихиной.

    Данное  анкетирование также проводится индивидуально, экспериментатор раздает бланки и предлагает заполнить анкеты. Дать полный развернутый ответ на данные вопросы.

    Обследование  занимает 25-30 минут.

    Провести  опрос нам помогли: классные руководители и социальный педагог.

    Данные  получились следующие:

    1. На вопрос: что значит быть «настоящей женщиной» 11 человек (28%)

( 10 (27%) девочек и 1 (1%) мальчик) ответили – это быть:

    - женственной, доброй нежной, преданной, умной, искренней, правдивой, сердечной;

      4 человека (10%)  (все девочки), сказали – эти быть:

      - сильной,  выдержанной;

      1 человек (3,5%) (мальчик), сказал - это быть:

      - спокойной,  послушной, молчаливой, податливой,

      2 человека (5%) (девочки), сказали – это быть:

      - элегантной, независимой, амбициозной;

      5 человек (13%) (3мальчика (8%);2 девочки (5%)) – эти быть:

      - быть  любящей матерью, хорошей женой;

      13 человека (33%) (мальчика) сказали – это быть:

      - красивой,  внимательной;

1 человек  (3,5%) (девочка) ответила – это когда «девушка не матерится в центре громко. И не ходит обнявшись с пивом».

    2. На вопрос: что значит быть  «настоящим мужчиной» 3 человека (7%)(девушки) ответили – это быть:

      - надежным, независимым;

      15 человек (38%) (7 (18%) мальчиков и 8 (20%) девочек) ответили – это быть:

      - сильным, умным, заботливым, уверенным, искренним, мужественным;

      6 человека (15%) (мальчики) ответили – это быть:

      - расчетливым,  внимательным, сильным духом;

      5 человек (13%) (мальчики) ответил – это быть:

      - хорошим  отцом, мужем, любящим своих  детей;

      10 человек (26%) (девочки) ответили – это быть:

      - опорой  для женщины, не обижать жену;

    3. На вопрос: что такое «женское счастье»? 11 человек (28%) (8 девочек (20%) и 3 мальчика (8%)) ответили – это когда:

Информация о работе Гендерная социализация