Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
Ученые отмечают также изменения в гендерной идентификации под влиянием таких социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.
Реакция окружающих на полоролевые проявления подрастающего ребенка лежит в основе механизма социальной оценки желаемого поведения. Ребенок получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу), если поступает в согласии или против представлений окружающих. Подкрепление может поступать как в адрес самого ребенка, так и косвенным путем. Если мальчик слышит, как кого-то обзывают «маменькиным сынком». он может постараться вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек.
В
социально-психологической
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах (институтах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских взаимоотношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье — личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Рассмотрим
подробнее влияние
Ребенок родился. Родителям объявляют, что у них мальчик или девочка. Пол ребенка определен - это номинативный, или приписываемый пол.
В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», т.е. гендерные стереотипы. Когда друзья, родственники и родители обсуждают внешность новорожденного, гендерные стереотипы присутствуют во всем: «Какой большой! Он будет спортсменом!», «Какая хорошенькая! Она просто куколка!». Однако бывают случаи, когда ребенка воспитывают в соответствии с его полом, а он все равно считает себя иным - в таких случаях говорят, что природа берет свое». А случается, что родители сами воспитывают ребенка не так, как того требует его половая принадлежность.
На что же опираются родители, воспитывая мальчика или девочку? В первую очередь, на собственные представления о том, каким должен быть мужчина и какой - женщина. Во многом эти представления у разных людей похожи. Это гендерные стереотипы, чья роль в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность, в первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, зависимой.
Несмотря
на то, что врачи не находят объективных
различий во внешности и поведении
новорожденных, родители считают, что
маленькие девочки более
Возвращаясь
к введенному ранее понятию андрогинности,
заметим, что эта гендерная
В
структуре семьи помимо детско-родительских
отношений при наличии
- матери одинаково ведут себя лишь с детьми одинакового возраста;
- старшие нередко вспоминают, как раздражали их младшие;
-
младшие не забудут, как
Ф. Саллоуэй обозначил причины, порождающие различия между детьми из одной семьи:
1. В борьбе за ограниченные ресурсы, каковыми является родительская забота, перспективным с точки зрения биологии является выбор стратегии, как можно более далекой от стратегии возможных «конкурентов» (в лице братьев или сестер).
2. Дети различаются уже потому, что сам порядок их появления на свет порождает различия. Старше ребенок или младше, сильнее он или слабее, сообразительнее или наивнее - все это оказывает влияние на то, как он выражает свои желания и общается с миром.
3.
Родители невольно отдают
В основе теории Ф. Саллоуэя - важнейшая фаза становления личности -период борьбы за свое место в семье. Ученый также изучил биографии 6 566 выдающихся людей, живших последние пять столетий. И пришел к выводу, что порядковый номер ребенка в семье позволяет довольно точно прогнозировать, будет ли он впоследствии придерживаться консервативных, общепринятых взглядов или неординарных, плыть по течению (что типично для первенцев) или же, родившись младшим, пойдет наперекор господствующим взглядам. Кто рос вместе с сестрами и братьями, быстрее, чем единственные дети, понимает мысли и намерения других людей. Дети быстро учатся быть не похожими на конкурентов, что позволяет им занять собственную нишу.
Первенцы повсеместно используют родительский авторитет, на законных основаниях командуя своими братьями и сестрами, и экспериментальным путем пытаются определить, как далеко им можно при этом зайти. Они уверены в себе, настроены на успех, но стараются избегать риска.
С раннего детства они привыкли к ответственности и всегда стремятся занимать руководящие посты. Первенцы, по данным Ф. Саллоуэя, преобладают среди нобелевских лауреатов и политических лидеров (дж. Клинтон, У. Черчилль, Саддам Хусейн, Б. Ельцин).
Младшие дети отнюдь не всегда позволяют собой командовать, диктатура старших формирует у них бунтарские качества, они придумывают всевозможные стратегии сопротивления. Младшие дети - искатели, готовые к экспериментам, ведь для них это единственный способ захватить не занятое еще место. Подобная необходимость находить и использовать различные возможности предопределяет хорошее развитие воображения, творческий потенциал и независимость. Из их рядов выходят первооткрыватели и преобразователи мира, реформаторы и революционеры (Н. Коперник, М. Ганди, М.Л. Кинг, Л. Троцкий, Ф. Кастро, Я. Арафат).
Личностные
особенности единственного
Бихевиористы
отмечают еще одну интересную особенность:
если пол младшего ребенка совпадает
с полом старшего ребенка, то традиционные
полоролевые особенности у
Наличие братьев позитивно влияет на идентификацию мальчика с ролью отца. У девочек наличие старшей сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за более выраженной идентификации с матерью у девочки, чем с отцом у мальчиков.
Таким образом, семья - первая и основная среда, в которой ребенок получает сведения о своем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой - девочка. Родители более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям - это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям - как к маленьким мужчинам. Так, в полных семьях ребенок уже на очень раннем этапе развития получает сведения о собственном поле. Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.
Источники, транслирующие информацию о гендерной роли дошкольникам, ограничены наблюдением детей за разнообразными формами поведения родителей и окружающих взрослых, использованием игрушек, игр, чтением детских книжек, просмотром телепередач.
Чрезвычайно велика роль игр и игрушек в формировании будущего мужчины или будущей женщины.
По мнению психологов, с их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе, развиваются его интеллект и эмоции, воображение и речь. Проигрывая сюжеты из взрослой жизни, моделируя взаимоотношения «врача» и «больного», «шофера» и «пассажиров», «матери» и «дочери», дети начинают ориентироваться в этих взаимоотношениях и тем самым готовятся к вступлению в «большую жизнь». В этом им помогают игрушки и предметы, их заменяющие.
Есть и еще один важный аспект в использовании игровых атрибутов. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли, которая приобретается именно в ролевой игре (в «дочки-матери», в войну). Есть мнение, что игра с куклой позволяет девочке освоить роль матери, ухаживающей за малышом. И хотя традиционные пупсы и куклы в последнее время вытесняются вариантами «Барби», это, по мнению некоторых психологов, тоже неплохо, так как «Барби» позволяют девочкам приобщиться к роли «красавицы», «принцессы».
У ребенка, не играющего в соответственные полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями, возможны проблемы в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола, его самооценка, возможно, будет менее устойчива и адекватна.
Труднее ответить на вопрос, в чем причина того, почему ребенок предпочитает игры и игрушки противоположного пола или нейтральные, без выраженной окраски. Для этого надо знать индивидуальные психологические и физиологические особенности детей, особенности тех, кто их окружает, семейную атмосферу, любимые детские книжки и предпочитаемые телевизионные передачи, условия взросления и другие причины. Думаем, что и тогда мы не сможем однозначно ответить на этот сложный вопрос.
Исследования показывают, что к семи годам мальчики и девочки демонстрируют довольно-таки широкий спектр особенностей формирования психологического пола - от адекватного, ярко выражаемого в высказываниях, отношениях, предпочтениях (например, одежды и игрушек), до неадекватного и даже негативного по отношению к своей половой принадлежности. Это проявляется опять же в предпочтениях, продуктах деятельности (например, рисунках), в выборе партнеров для игр и общения и т.д. В этом возрасте родители и психологи могут оказать значимое воздействие на формирование гендера ребенка. И хотя к подростковому возрасту картина полоролевого становления этих же мальчиков и девочек несколько изменится под влиянием их физиологического развития, внимательный и заинтересованный родитель сможет помочь ребенку в его становлении как мальчика или девочки гораздо раньше.
На этапе дошкольного развития исследователи (Л. В. Попона, Г. Келли и др.) уже отмечают асимметрию источников гендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что:
а) мужчины изображаются в ней гораздо чаще, чем женщины;
б) большинство мужчин представлены активно действующими;
в) взрослые женщины — либо матери, либо жены, а мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии.
В современных детских телепередачах также доминируют мужские персонажи.
В школьные годы источники, транслирующие гендерные стереотипы, пополняются представлениями учительницы о гендерных ролях и правильном поведении, информацией, содержащейся в школьных учебниках книгах, телевизионной и рекламной продукции. А ее представления зависят уже от ее гендера и личного опыта взаимоотношений с мужчинами, что в принципе тоже определяет ее гендер. Она может доброжелательно воспринимать проявления маскулинности (или фемининности) детей, а возможно, ее представления о поведении детей более однозначные и она будет требовать от них неукоснительного подчинения своим установкам.