Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
- гендерная роль - это поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола [9, c. 406].
В социологии:
- понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют «гендер» с «женщиной», другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силасте предлагается понятие «социогендерных исследований», предметом которых является «социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины» [28, c. 39].
-
в общем смысле термин
- гендерные роли - одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола, представителей определенной сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. [12, c. 23].
В психологии:
- гендер, как социо-культурная характеристика личности. Пол, гендер, раса, этничность, социальный статус, возраст как базовые измерения личности в социальной психологии. Содержание понятия «гендер» в различных социально-психологических школах. Гендер как сводная социобиологическая характеристика личности. Гендер как достигаемый социальный статус. Гендер как совокупность социальных ролей. Нормативистский характер полоролевой трактовки содержания понятия «гендер». Гендер как культурная схема (С.Л. Бем). Гендер как социальный институт (Дж. Лорбер). Гендер как система межличностного взаимодействия (Г.Гарфинкель). Феномен «гендерного сбоя». Понятие гендерного дисплея. Гендер как технология предъявления себя в пространстве социального взаимодействия (Дж. Батлер). Значение дискурса в конструировании гендера. Связь дискурса о гендере с гендерным поведением личности. Дескриптивная и прескриптивная функции гендера [6, c. 45].
-
гендерная социализация в
- гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции [12, c. 34].
В педагогике:
- само понятие «гендер» терминологически оформилось в процессе развития теории феминизма, женских, а затем и собственно гендерных исследований. На сегодня отсутствует в науке единое понимание, что такое гендер и гендерные исследования. Для всех нас базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер - это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними. Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений. Поскольку «гендер» - это понятие, включающее в себя взаимоотношения, то термин «гендер» должен относиться и к женщинам, и к мужчинам. Гендер - это одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли [12, c. 453].
- гендерная социализация - это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию [12, c. 455].
- гендерное воспитание - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям разного пола ощутить себя в школе комфортно, успешно подготовиться к половому ролевому поведению в семье. Цель гендерного воспитания - коррекция влияния гендерных и сексуальных стереотипов в пользу проявления и развития личных свойств индивида. Основная идея полового подхода в образовании - в учете специфики влияния на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, состав предметов и т.п.)» [12, c. 342].
-
гендерня роль - это дифференциация
деятельности, статусов, прав и обязанностей
людей в зависимости от половой принадлежности.
Гендерные роли - вид социальных ролей,
они нормативны, выражают определенные
ожидания и проявляются в поведении [23,
c. 123].
Таблица 1
Понятие «гендер» в различных науках
Научные области | Трактовка понятия «гендер» |
Лингвистика | - в лингвистической литературе, разумеется, и в своем старом значении. До появления нового термина |
Психология | -как социокультурная
характеристика личности;
- как достигаемый социальный статус; - как социальный институт [6]. |
Философия | - понятие используемое
в социальных науках для - это «набор социальных ролей»: это костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы [25, c. 91-104]. |
Социология | - понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют "гендер" с "женщиной", другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды) |
Педагогика | - это специфический
набор культурных - одно
из базовых измерений |
Таблица 2
Понятие « гендерной социализации» в различных науках
Научные области | Трактовка понятия «гендерная социализация» |
Лингвистика | - гендерная
социализация начинается |
Психология | - механизмы
гендерной социализации |
Философия | - это неотъемлемая
часть общего процесса |
Социология | - обозначает
процесс усвоения норм и |
Педагогика | -это процесс
усвоения индивидом культурной
системы гендера того общества,
в котром он живет. Агентами
гендерной социализации - это
процесс создания у мальчиков
и девочек представлений о
мужественности и -это процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами [32]. |
Таблица 3
Понятие «гендерная роль» в различных науках
Научные области | Трактовка понятия «гендерная роль» |
Лингвистика | – это общественные или культурные ожидания о коммуникативном поведении полов и способы, которыми эти обещания реализуются в вербальном и невербальном семиотическом взаимодействии [3]. |
Философия | – это поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола [9, c. 406]. |
Социология | - одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола, представителей определенной сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции [39, c. 544]. |
Психология | - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции [39, c. 545]. |
Педагогика | – это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей людей в зависимости от половой принадлежности. Гендерные роли – вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания и проявляются в поведении [23, c. 45]. |
Идентификация полоролевая - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое [6].
Полоролевая социализация (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях [6].
Гендерная идентичность - личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом [27].
Гендерные стереотипы - это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Существует несколько групп гендерных стереотипов (маскулинности-феминности, представление о распределении семейных и профессиональных ролей, содержание труда) [6].
Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [9, c. 406].
Фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [16].
Гендерная
дифференциация
– процесс, в котором биологические
различия между мужчинами и женщинами
наделяются социальным значением и употребляются
как средства социальной классификации
[39].
1.2.
Анализ гендерные исследования
в педагогической науке
XX
век существенно изменил многие
стереотипы полоролевой идентификации
общества. Важнейшими феноменами этих
изменений стали переосмысление места
и роли женщин в различных сферах общественной
деятельности, новый подход к оценке гармонии
во взаимодействии полов.
Усиливающаяся роль женщин в государственном
управлении, в науке, медицине, воспитании,
культуре и искусстве настолько очевидна,
что уже не нуждается в эмпирических доказательствах
[22, 33].Женская часть населения стала важнейшим
структурным компонентом трудовых ресурсов,
причем в составе экономически активного
населения большинства развитых индустриальных
стран женщины составляют от 40 до 50% , увеличивая
быстрыми темпами так называемую группу
«self-made woman» (дословно – «женщины, сделавшие
себя сами»). Профессиональная деятельность
женщин, как показывают последние исследования,
оказывает существенное влияние на рост
национального дохода ведущих стран мира,
во многом меняя модели взаимодействия
в профессиональной среде и определяя
многие направления социальных парадигм
развития человечества [24].М.
Эгалитаризм становится одним из приоритетных
направлений в государственной политике
все большего количества стран. Последние
анализы электорального поведения населения
ведущих стран мира показывают, что именно
их женская часть, как правило, определяет
результаты голосования при выборах в
национальные парламенты и глав государств
[2, 37]. По данным демографов, в ближайшие
десятилетия количество женщин на Земле
увеличится на 10-15% [14].В связи с этим педагогические
аспекты полоролевого взаимодействия
в различных сферах деятельности выходят
с периферии исследований, формируя новый
научный дискурс, нуждающийся в собственном
психолого-педагогическом понятийно-категориальном
аппарате.