Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
В начальной школе существует явное противоречие между феминизированной педагогикой и гендерными стереотипами, которые воспроизводят учебники математики и русского языка. Гендерные стереотипы, которые содержатся в российских учебниках математики и русского языка, отличаются сексизмом в отношении женщин. По мнению исследователей (Л.В. Попона, Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова и др), учебники транслируют патриархальные представления о роли мужчины и женщины в жизни общества, закрепленную за мужчиной сферу общественной жизни (работа, политика, бизнес и т.д.), а за женщинами - приватной (дом, семья, дети). Условия гендерной социализации в такой ситуации сложны и для мальчиков, и для девочек. От мальчиков требуют соответствия идеалу, который отсутствует в жизни как пример (дома воспитывает мама, в школе учительница). Очень точно заметила по этому поводу М. Мид:
«Их несчастье в том, что идеалом для них служит скучная родовая идея маскулинности вообще, а не интересные, лично известные им мужчины.
Изменяются характер и содержание детских игр. Игры мальчиков становятся соревновательными: тихие, избегающие соперничества мальчики могут становиться мишенью для насмешек. Слезы и жалобы девочек, их беспомощность не вызывают такого пренебрежительного отношения к ним.
В подростковом возрасте ориентация на выполнение той или иной половой роли становится реальностью. То, что раньше репетировалось, проигрывалось в играх, о чем мечталось, наконец получило возможность реализации. Выполнение социальных норм становится все труднее, а требования к детям - жестче. И мальчики, и девочки переживают определенные трудности по мере вхождения во взрослое общество, т.е. процесс становления личностной идентичности взаимосвязан со становлением гендерной идентичности [26, c. 39-57].
Меньше внимания ученые уделили исследованиям влияния группы сверстников на становление гендеров детей. И.С.Кон утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок демонстрирует себя в качестве представителя определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, но не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение, поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности-фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его гендерную идентичность [19, c. 198]. Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки.
Ориентация на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в принятии, в самоутверждении себя в обществе сверстников может толкать ребенка на изменение своих жизненных целей и планов, а иногда, как показывают исследования, и на отказ от своих способностей. В работах Л.В. Поповой, Ж.В. Коробановой (2002) показано, что одаренные девочки рано терроризируют установки взрослых и сверстников на межличностные отношения и, демонстрируя высокую социальную адаптированность зачастую маскируют свои умственные способности.
Спектр
гендерных ролей и
Большой объем информаций школьники получают из телевизионных передач. По мнению ученых, подростки, которые в среднем смотрят телевизор до 25 часов в неделю, т.е. подолгу, имеют более стереотипные установки по поводу гендерных ролей, чем те, кто проводит меньше времени у телевизора. Количество мужских персонажей превосходит количество женских в отношений 3: 1 (во взрослых передачах) и 5:1 (в детских), и роли этих персонажей большей частью типизированы. В рекламных роликах и музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей также типизированы по половому признаку. Персонажи-мужчины более предприимчивы, агрессивны, склонны к насилию и причинению страданий, занимают доминирующее положение по сравнению с женскими персонажами. Женщины более нежны, заботливы и боязливы, чаще носят откровенную одежду, чаще, чем герои-мужчины, делают и получают предложения сексуального характера. Отечественные психологи приходят к выводам, что женщины низводятся до роли сексуальных объектов или людей второго сорта в профессиональном мире. По мнению И.В. Грошева, в рекламе успех женщины во многом зависит от ее умения приспосабливать свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины. Мнение исследователя «коммуникативное контактное поведение рекламного мужчины гиперсексуализировано и регламентировано. Право на инициативу и активное вмешательство в процессе интимизации не только в рекламе, но и в обществе принадлежит мужчинам. Следовательно, успех женщины во многом зависит от ее умения приспособить свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины. Автономное, физически агрессивное сопротивление в рекламе преподносится как «мужской образец».
Американский психолог Ш. Берн для обозначения формы сексизма использует новый термин - «фейсизм» - как неравное изображение полов на телеэкране у мужчин чаще изображено лицо, голова, а у женщин - фигура. Следовательно, первые могут восприниматься как интеллектуальные персонажи, а вторые как обладатели «низших» инстинктов - пищевого и сексуального [6].
Остановимся подробнее на примерах влияния отношений детей разного пола к родителям на формирование их гендеров.
Формирование психологии гендера осуществляется по-разному у мужчин и женщин, но для ребенка любого пола в обоих случаях значительна роль отца и матери, и обусловлено это формирование различием в этих ролях.
Существует распространенное мнение о том, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит формирование душевного благополучия ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя, что непосредственно влияет на формирование личности. Отец, как у мальчиков, так и у девочек, способствует адекватному самоотношению ребенка, что позволяет им лучше справляться с познавательными задачами и задачами межличностного общения, чем это происходит у детей, воспитывающихся без отца или при его неадекватном влиянии.
Дети усваивают социальные нормы поведения и ценности в процессе подражания родителям и отождествления себя с ними. Эти процессы особенно важны, так как они не осознаются детьми и не контролируются родителями. Ребенок ориентируется на пример родителей, старается стать таким, как они, перенимает особенности полоролевого поведения родителя. На нашей планете есть племена, в которых полоролевые модели поведения прямо противоположны тем, что сложились в нашем обществе. в племени тчамбули (Новая Гвинея) мужчины украшают себя цветами, бусами и ожерельями, в их поведении обнаруживаются черты зависимости и склонность к кокетству. Женщины же занимаются рыболовством, ремеслами, активны и инициативны в создании брачных отношений. Этот пример доказывает то, что основным фактором становления полоролевого поведения человека является сложившаяся культура. Если вы вспомните, какие роли исполняли в семье ваши родители, согласитесь, что они оказали большое влияние на становление вас как мужчины или как женщины.
Образ
отца чрезвычайно важен для
Отец оказывает влияние на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно пронаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца - к матери. Непосредственное, активное влияние отца на девочку в подростковом возрасте облегчит ей взросление, даст уверенность в своей привлекательности, значимости, когда рядом будет модель мужского отношения к женщинам. Выросшие без мужского влияния и примера девочки могут испытывать трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, как со сверстниками, так и со старшими мужчинами, напряженность и неразборчивость в общении.
Как пишет Т.Е. Болотова, отец «есть та самая матрица, которая делает оттиск будущей «баловницы» или «жертвы», а может, и обыкновенной «простодыры» во взаимоотношениях с мужчинами. Исследовательница пишет о вероятных прогнозах будущего отношения к мужчинам со стороны девушки, т.е. гендерных стереотипах, основанных на личной оценке, даваемой ею отцу (высокой или низкой), и уровне отношения к нему (дружественного или противоречивого) [7].
Особое отношение к матери сохраняется у мужчины на всю жизнь. Оно выражается в следующем любви/нелюбви к своей матери; женском начале в психологии, заложенном матерью представлении об идеальной женщине, сформированном под влиянием (положительным или отрицательным) своей матери чувстве комфорта и защищенности в присутствии своей матери; готовности принимать гнев и критику матери и испытывать чувство вины перед нею. С отцом себя мужчина сравнивает всю жизнь, пытаясь определить, большего или меньшего он достиг.
Для девочки первичное телесное единство с матерью является основой последующего развития женской психологии, в то время как для мальчика основой формирования мужской психологии оказывается разрыв первичного телесного единства с матерью. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной. Отождествление себя со своим полом у женщины происходит через признание со стороны отца. Отец - первый мужчина девочки, и его любовь формирует у нее умение любить. Часто отказ со стороны отца признать женственность дочери или насильственное воспитание мужественности у девочки приводят к тяжелым деформациям психики.
И мужчины, и женщины стремятся в своих семьях воплотить ролевые отношения родительской семьи. Есть такая статистическая информация: что мальчики, выросшие только с мамой, реже вступают в брачные отношения; развод родителей девочки повышает вероятность будущего развода их дочери.
Таким образом, существуют факты согласно которым отцы оказывают заметное влияние на развитие своих детей.
Также, очевидно, существуют многочисленные преимущества воспитания мальчика или девочки двумя родителями.
Результаты отцовского в материнского влияния прослеживаются в особенностях социального поведения, ценностных и карьерных ориентациях, выборе сферы профессиональной деятельности. Исследования Сафоновой М. В. показали, что женщины, отметившие преобладание влияния на них отца, имеют более высокую карьерную ориентацию на профессиональную компетентность, у них сильнее выражено стремление к продвижению, успеху, они менее склонны к сотрудничеству, чаще выбирают мужские сферы профессиональной деятельности и добиваются более высокого материального и социального статуса. Можно предположить, что доминирующее влияние отца способствовало развитию у них маскулинных качеств. И, наоборот, женщины, на которых большое влияние оказала мать, имеют более высокую карьерную ориентацию на служение, выраженное стремление к социальной кооперации, желание заботиться о других людях, сферы профессиональной деятельности выбирают традиционно «женские».
Психологи установили, что активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим причинам [29].
1. Замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.
2. Под влиянием отца ребенок становится более дисциплинированным, открытым и честным, способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.
3. Если в семье активный и доминирующий отец принимает участие в воспитании детей наравне с матерью, дети чувствуют поддержку и защиту и вырастают сильными, уверенными в себе людьми.
4. Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способности детей к логическому анализу, а также математических и технических способностей.
С
целью успешной гендерной идентификации
мальчика, т.е. развития его по мужскому
типу, необходимы широкое и продолжительное
общение с сильным и