Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6

1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6

1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20

1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52

2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52

2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68

Приложение 1…………………………………………………………….. 69

Приложение 2…………………………………………………………….. 72

Файлы: 1 файл

1.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

    Антропология, педагогика, психология, этика, медицина, биология и другие человековедческие науки длительное время ориентировались на маскулинный подход в исследовании личности, подразумевая под homo sapiens преимущественно мужчину. Л. Бредихина, отмечая этот факт, пишет,что равноправие с мужчиной имело привкус отождествления с ним . В настоящее время сама жизнь заставляет менять такой подход, уделяя вопросам социального взаимодействия полов в различных сферах деятельности гораздо больше внимания.

    В условиях выраженных изменений в  полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Женщина и мужчина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений. Вектор осмысления рассматриваемого вопроса осуществляется в современных гуманитарных науках в рамках дефиниции «гендер» (от англ. gender - род, пол) - научной категории, отражающей особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологической (sex) детерминанты их социализации. Этот термин был впервые введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. Смысл понятия "гендер" заключается прежде всего в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Социальный конструктивизм выдвинул трактовку гендера как социально сконструированного отношения неравенства по признаку пола. Можно сказать, что гендер - это социокультурная маска пола. Л. В. Штылева отмечает, что «по силе инновационных изменений, которые могут последовать в результате внедрения гендера в общественные науки и социальную рефлексию, гендерные исследования можно сравнить с открытием генетики». «Пол и есть гендер, - подчеркивает она, - то есть то, что стало полом в процессе его социализации» [38]. Такая значимость гендерных исследований обусловлена прежде всего тем, что результаты их внедрения призваны кардинальным образом изменить ценностные ориентации мужчин и женщин в рамках их гармоничного социального взаимодействия, реализуя на практике принцип эгалитаризма. Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» (1949), которая безоговорочно признана мировым сообществом лучшей в XX столетии по женской проблематике, подчеркнула, что «никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. Женщина - другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу» для целостного развития личности [2]. В связи с этим объект гендерных исследований - не женщина, как считают некоторые ученые, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума.

    Понятие «гендерные исследования» (gender stadies) часто отождествляют в научной практике с «феминистскими» (feminism stadies) или «женскими» исследованиями (woman's stadies). Нередко используют и понятия «исследования женских проблем», «исследования по проблемам женщин». На самом деле герменевтика гендера гораздо шире, чем «женская» составляющая полоролевых исследований и моделей межполового поведения и общения. Центральное место в области гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении полов. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации. Первой серьезной попыткой исследовать проблему психических и психологических различий мужчин и женщин на научной основе стала работа британского ученого Франсиса Фатюна, опубликованная в 80-е гг. XIX в. в одном из английских медицинских журналов. В ней он после серии проведенных исследований отмечал, что женщины более, чем мужчины, чувствительны к боли, а мужчины лучше слышат и более приспособлены к работе в экстремальных ситуациях. Десять лет спустя в США были проведены дополнительные исследования по этому вопросу, выяснившие, что женщины для решения практических проблем предпочитают частные задачи комплексным, голубой цвет красному и по сравнению с мужчинами имеют более богатый словарный запас. Мужчины же проявили большую склонность к абстрактному мышлению и обобщению, их действия в сложных ситуациях были более логичными и рациональными. Женщины предпочитали опираться в деятельности и межличностном общении на свой профессиональный опыт и интуицию. Интересной научной попыткой сравнения психологии полов можно считать работу американского врача Элли Хэвнока «Мужчина и женщина», вышедшую в свет в 1894 г. В ней он пришел к выводу, что женщины обладают лучшей памятью, хитрее и прагматичнее мужчин, но в то же время более сердечны в ситуациях чужой боли, терпимы к чужим недостаткам и более опрятны во внешнем виде и аккуратны в работе. На основе исследований своей лаборатории Э. Хэвнок заключил, что женщины несколько скованы в инициативах, касающихся комплексных экономических проектов, а также в аналитической работе. Он писал: «У них существует инстинктивное чувство, что результаты анализа могут разрушить их привычное эмоциональное состояние, в котором они в основном живут и предпочитают его любым серьезным жизненным изменениям». Таким образом, уже к концу XIX в. науке были известны психические и психологические различия мужчин и женщин, которые стали основой для дальнейших исследований. Гендерная педагогика имеет определенные историко-педагогические традиции. В 60-е гг. XX столетия общепринятый подход к воспитанию детей в школах был подвергнут критике некоторыми зарубежными учеными в рамках так называемой «критической педагогики». Французский философ Л. Альтюссер в книге «Идеология и идеологические аппараты государства» продемонстрировал, что школа является средством не адаптации человека к обществу, а воспроизводства общественных отношений, т.е. инструментом насаждения идеологических стереотипов господствующего в обществе класса и социального неравенства. В итоге цель школьного воспитания, по его мнению, - не развитие талантов ребенка, а навязывание ему существующих в обществе социальных ролей (в том числе и по половому признаку). Раскрывая механизмы «промывания мозгов» учеников, представители «критической педагогики» ввели в употребление термин «скрытая учебная программа» (Hidden curriculum), под которой они подразумевали «структуру и стиль обучения, основанные на внушении социальных ролей». Французский представитель «критической педагогики» П. Бордо в книге «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (1977) доказал, что социальные знания, распространяемые в системе школьного образования, есть не что иное, как знание класса буржуазии и желательные для господствующего класса предпочтения. В связи с этим представители «критической педагогики» предлагали изменить систему подготовки учителей, направив основное внимание в их образовании не на методическую сторону «предметников», а на способность комплексного образования и воспитания гармонично развитой личности [35].  
В дальнейшем в «критической педагогике» выделилось новое направление, получившее название «феминистской педагогики», основным предметом внимания которой стали не классовые, а межполовые отношения. «Феминистские педагоги» считали, что школьные уроки ориентированы на закрепление традиционных половых ролей [34]. М. Макдональд отмечала в связи с этим, что «школьное образование переносит в умы обучаемых определенный тендерный код, посредством которого тендерная идентичность и тендерная роль индивида конструируется в рамках школьной системыклассификации».  
        В современных гендерных исследованиях выделены три основных направления: а) гендер как инструмент социально-экономического анализа; б) гендер в исследовании «женских» проблем; в) гендер как культурологическая интерпретация общественного развития. 
Во многих странах мира активно осуществляется процесс институализации гендерных исследований: возникли и плодотворно работают научно-исследовательские группы, лаборатории и институты, провозгласившие своей главной целью «изучение взаимоотношений мужчин и женщин как комплексной, междисциплинарной научной проблемы» [27]. В 1977г., в США учреждена Национальная ассоциация по изучению женской проблематики (NWSA). Она назвала своей целью «дальнейшее развитие исследований и изучение женской проблематики в социальном, политическом и профессиональном планах». Более тысячи американских колледжей и университетов предлагают своим слушателям учебные курсы по различным аспектам этой проблематики. Существует также около 70 центров и институтов, занимающихся целенаправленными исследованиями в этой области. 
        К сожалению, в нашей стране гендерные педагогические исследования пока не получили должного распространения, хотя, как мы видим, для зарубежной гуманитарной науки это уже сложившееся, долговременное и перспективное направление. Так, в последнем выпуске Российской педагогической энциклопедии понятие «гендер» не представлено вообще, а половое воспитание трактуется как "комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей...». Думается, что современное понимание педагогики как системы взаимосвязанного влияния, воздействия и взаимодействия в рамках субъект-объектных отношений педагогического процесса и социализации личности требует пересмотра самого понятия полового воспитания с позиций гендерного подхода как метода научного анализа, предполагающего гармонизацию полоролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности [20]. Несмотря на плодотворную деятельность в 30-50-е гг. XX столетия научно-исследовательской лаборатории полоролевого воспитания Министерства образования СССР, многие рекомендации по результатам проведенных исследований касались в основном не гармонии межполового взаимодействия в рамках поведенческих моделей, а учета особенностей юношей и девушек при их воспитании как представителей «своего» пола. Дальнейшие гендерные исследования в области прикладной психологии осуществлялись в рамках концепции полового диморфизма [8]. 
Однако в этом вопросе есть обнадеживающие подвижки. В последние годы в рамках педагогического профессионального образования в некоторых вузах России созданы кафедры феминологии (Петрозаводский, Архангельский и Ивановский государственные университеты, Московский государственный социальный университет). С 2000г учебная дисциплина, изучаемая в гуманитарных вузах в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов по социальной работе, называется «Гендерология и феминология», предполагая расширение предметной области образовательного процесса (изучение не только женских, но и мужских социально- психологических проблем, а также моделей поло-ролевого взаимодействия). Нарастающие социальные проблемы военнослужащих-женщин заставили руководство Вооруженных Сил РФ ввести изучение подобных дисциплин и в ряде военных вузов, где готовят военно-социальных работников (Военный университет Министерства обороны РФ, Военно-технический университет Федеральной службы специального строительства России). Это свидетельствует о том, что гендерные знания становятся все более необходимым элементом современного научного знания в системе подготовки самых разных специалистов - от учителя начальных классов до менеджера крупных фирм и руководителей профессиональных коллективов. Перечень педагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме пока крайне скуден: Джут В.В. (1999), Русакова И. В. (1998), Татаринцева Н. Е. (1999). Исследования в области тендерной проблематики в российской педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной научной концепции. Целенаправленный анализ включенности российских педагогов в тендерные исследования показал, что объем педагогических исследований в общей системе тендерных научных изысканий составляет в России всего 0,7% [36].

    В настоящее время ведутся разработка теории гендерного воспитания в системе  школьного образования и анализ проблем гендерного измерения в социальном и гуманитарном знании [38]; изучаются гендерные аспекты профессионально-личностного развития женщины (Горчакова В. Г.), проблемы профессиональной адаптации женщин (Булатова Л. А.) психофизиологические особенности мужчин и женщин (Реброва Н. П.). В МГУ им. М. В. Ломоносова читается 36- часовой курс «Гендерная культура и гендерная педагогика» [20], в МГТУ им. Н. Э. Баумана применяется гендерный подход как метод исследования в инженерной педагогике. Гендерные аспекты семейного воспитания исследует Е. Б. Бреева. Автор статьи с 1997 г. целенаправленно занимается исследованием социально- педагогических проблем профессионального воспитания и профессиональной самореализации военнослужащих-женщин в воинском социуме. Одними из немногих мужчин-педагогов, кто исследует гендерную педагогику школьного образования, являются Г. М. Бреслов и Б. И. Хасан. Дискуссию о путях современного гендерного образования в России на рубеже тысячелетий открыла статья И. Костиковой, А. Митрофановой, Н. Пулиной и Ю. Градсковой «Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога», опубликованная во втором номере «Высшего образования в России» за 2000 г. В январе 2001 г. в Мурманске в рамках проекта «Продвижение гендерного подхода в дошкольную педагогику» состоялся третий методический семинар исследователей. По плану Министерства образования России в декабре 2001 г. в Иванове будет проведена международная конференция «Гендерное образование и гендерная педагогика». Исходя из множества перечисленных направлений и тем научных изысканий в гендерной педагогической проблематике, можно констатировать, что в российской педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ гендерного измерения педагогического процесса в различных сферах общественно полезной деятельности и конституирование гендерной педагогики как новой отрасли педагогических знаний. Заявленная тема предполагает четкое этимологическое определение и сопоставление с уже имеющимися научными достижениями российской педагогической науки в области полового воспитания. В социально- педагогическом дискурсе гендер предлагается рассматривать как процесс овладения поведенческими действиями и социально-половыми ролями, идентифицированными с половой принадлежностью, и как статус индивида в структуре социального поло-ролевого взаимодействия. Э. Гоффман рассматривает дисплеи как «конвенциальные модели поведения, структурированные как обмен двух действующих лиц». В этом смысле важным вопросом достижения гармонии гендерных взаимоотношений в профессиональной среде между мужчинами и женщинами является нахождение оптимальных моделей их взаимодействия, не приводящих к полоролевым конфликтам и неопределенности ситуаций профессионально-статусного общения.

          Исследования гендерных социально-педагогических проблем сегодня уже не вызывают ханжеского раздражения и необоснованного отторжения в научном педагогическом сообществе. Большинство ученых-педагогов понимают: только разобравших со спецификой проявления половых особенностей мужчин и женщин в различных сферах их личностной и профессиональной самореализации, можно конструировать оптимальные модели педагогического гендерного взаимодействия в различных ситуациях половой социализации. Думается, что настало время осмыслить имеющиеся первые результаты проведенных гендерных исследований в области педагогики и совместно выработать целостную концепцию гендерного просвещения и образования, пути и механизмы формирования гендерной культуры в реформируемом российском обществе. 

    1.3. Понятие и сущность  гендерной социализации подростков 

    Пол - это тот атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть, во что был одет наш собеседник, какого у него цвета волосы, глаза, каково содержание сказанных слов. Но мы никогда не забудем мужчина это или женщина. Размышляя о личностных характеристиках, еще раз убеждаемся, что гендер является самой важной из них.

    Психологи обнаружили, что процесс гендерной  идентификации начинается буквально  с момента рождения ребенка. Рассмотрим, как это происходит.

    Основное  положение теории личности заключается  в том, что индивид усваивает  культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления  и стереотипы в процессе социализации.

    Социализация  продолжается в течение всей жизни. В начале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже - гораздо более осознанию и творчески. Гендерная идентичность создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, - в ходе гендерной социализации.                                        Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида.

    По  данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая - понимание константности своего пола, - формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Важнейшим этапом социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения.

    Гендерная идентичность приобретает эмоционально-ценностное содержание.

    Значимость  агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной  социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует и существование которой он поддерживает.

    Для понимания становления гендера человека чрезвычайно значимо понятие ресоциализации. По определению Э. Гидденса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в новых условиях.

    Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит.

    Рассмотрим  подробнее некоторые факты и  механизмы гендерной социализации ребенка.

    Психологи выделили основные механизмы социализации - способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта, которые могут дать ответы на этот вопрос.

    Во  взаимодействии с людьми - прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки-матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье.

    Выделяют  также механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках по заданию «Нарисуй свою семью», где психологи интерпретируют расположение фигур, их пропорции, использование цветов в изображении ребенком себя и своих родителей. Присвоение и принятие маскулинных и фемининных черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или «отсталое»), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.

Информация о работе Гендерная социализация