Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
Антропология, педагогика, психология, этика, медицина, биология и другие человековедческие науки длительное время ориентировались на маскулинный подход в исследовании личности, подразумевая под homo sapiens преимущественно мужчину. Л. Бредихина, отмечая этот факт, пишет,что равноправие с мужчиной имело привкус отождествления с ним . В настоящее время сама жизнь заставляет менять такой подход, уделяя вопросам социального взаимодействия полов в различных сферах деятельности гораздо больше внимания.
В
условиях выраженных изменений в
полоролевой стратификации
Понятие
«гендерные исследования» (gender stadies) часто
отождествляют в научной практике с «феминистскими»
(feminism stadies) или «женскими» исследованиями
(woman's stadies). Нередко используют и понятия
«исследования женских проблем», «исследования
по проблемам женщин». На самом деле герменевтика
гендера гораздо шире, чем «женская» составляющая
полоролевых исследований и моделей межполового
поведения и общения. Центральное место
в области гендерных исследований занимает
изучение различий и сходства в социальном
поведении полов. Предметом гендерного
анализа являются оба пола, их отношения
между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации
с социальными системами разных уровней.
Исходя из этого, гендерный подход можно
использовать при изучении как женских,
так и мужских моделей половой идентификации
и самореализации. Первой серьезной попыткой
исследовать проблему психических и психологических
различий мужчин и женщин на научной основе
стала работа британского ученого Франсиса
Фатюна, опубликованная в 80-е гг. XIX в. в
одном из английских медицинских журналов.
В ней он после серии проведенных исследований
отмечал, что женщины более, чем мужчины,
чувствительны к боли, а мужчины лучше
слышат и более приспособлены к работе
в экстремальных ситуациях. Десять лет
спустя в США были проведены дополнительные
исследования по этому вопросу, выяснившие,
что женщины для решения практических
проблем предпочитают частные задачи
комплексным, голубой цвет красному и
по сравнению с мужчинами имеют более
богатый словарный запас. Мужчины же проявили
большую склонность к абстрактному мышлению
и обобщению, их действия в сложных ситуациях
были более логичными и рациональными.
Женщины предпочитали опираться в деятельности
и межличностном общении на свой профессиональный
опыт и интуицию. Интересной научной попыткой
сравнения психологии полов можно считать
работу американского врача Элли Хэвнока
«Мужчина и женщина», вышедшую в свет в
1894 г. В ней он пришел к выводу, что женщины
обладают лучшей памятью, хитрее и прагматичнее
мужчин, но в то же время более сердечны
в ситуациях чужой боли, терпимы к чужим
недостаткам и более опрятны во внешнем
виде и аккуратны в работе. На основе исследований
своей лаборатории Э. Хэвнок заключил,
что женщины несколько скованы в инициативах,
касающихся комплексных экономических
проектов, а также в аналитической работе.
Он писал: «У них существует инстинктивное
чувство, что результаты анализа могут
разрушить их привычное эмоциональное
состояние, в котором они в основном живут
и предпочитают его любым серьезным жизненным
изменениям». Таким образом, уже к концу
XIX в. науке были известны психические
и психологические различия мужчин и женщин,
которые стали основой для дальнейших
исследований. Гендерная педагогика имеет
определенные историко-педагогические
традиции. В 60-е гг. XX столетия общепринятый
подход к воспитанию детей в школах был
подвергнут критике некоторыми зарубежными
учеными в рамках так называемой «критической
педагогики». Французский философ Л. Альтюссер
в книге «Идеология и идеологические аппараты
государства» продемонстрировал, что
школа является средством не адаптации
человека к обществу, а воспроизводства
общественных отношений, т.е. инструментом
насаждения идеологических стереотипов
господствующего в обществе класса и социального
неравенства. В итоге цель школьного воспитания,
по его мнению, - не развитие талантов ребенка,
а навязывание ему существующих в обществе
социальных ролей (в том числе и по половому
признаку). Раскрывая механизмы «промывания
мозгов» учеников, представители «критической
педагогики» ввели в употребление термин
«скрытая учебная программа» (Hidden curriculum),
под которой они подразумевали «структуру
и стиль обучения, основанные на внушении
социальных ролей». Французский представитель
«критической педагогики» П. Бордо в книге
«Воспроизводство в образовании, обществе
и культуре» (1977) доказал, что социальные
знания, распространяемые в системе школьного
образования, есть не что иное, как знание
класса буржуазии и желательные для господствующего
класса предпочтения. В связи с этим представители
«критической педагогики» предлагали
изменить систему подготовки учителей,
направив основное внимание в их образовании
не на методическую сторону «предметников»,
а на способность комплексного образования
и воспитания гармонично развитой личности
[35].
В дальнейшем в «критической педагогике»
выделилось новое направление, получившее
название «феминистской педагогики»,
основным предметом внимания которой
стали не классовые, а межполовые отношения.
«Феминистские педагоги» считали, что
школьные уроки ориентированы на закрепление
традиционных половых ролей [34]. М. Макдональд
отмечала в связи с этим, что «школьное
образование переносит в умы обучаемых
определенный тендерный код, посредством
которого тендерная идентичность и тендерная
роль индивида конструируется в рамках
школьной системыклассификации».
В современных
гендерных исследованиях выделены три
основных направления: а) гендер как инструмент
социально-экономического анализа; б)
гендер в исследовании «женских» проблем;
в) гендер как культурологическая интерпретация
общественного развития.
Во многих странах мира активно осуществляется
процесс институализации гендерных исследований:
возникли и плодотворно работают научно-исследовательские
группы, лаборатории и институты, провозгласившие
своей главной целью «изучение взаимоотношений
мужчин и женщин как комплексной, междисциплинарной
научной проблемы» [27]. В 1977г., в США учреждена
Национальная ассоциация по изучению
женской проблематики (NWSA). Она назвала
своей целью «дальнейшее развитие исследований
и изучение женской проблематики в социальном,
политическом и профессиональном планах».
Более тысячи американских колледжей
и университетов предлагают своим слушателям
учебные курсы по различным аспектам этой
проблематики. Существует также около
70 центров и институтов, занимающихся
целенаправленными исследованиями в этой
области.
К сожалению, в
нашей стране гендерные педагогические
исследования пока не получили должного
распространения, хотя, как мы видим, для
зарубежной гуманитарной науки это уже
сложившееся, долговременное и перспективное
направление. Так, в последнем выпуске
Российской педагогической энциклопедии
понятие «гендер» не представлено вообще,
а половое воспитание трактуется как "комплекс
воспитательных и просветительных воздействий
на ребенка, направленных на приобщение
его к принятой в обществе системе половых
ролей...». Думается, что современное понимание
педагогики как системы взаимосвязанного
влияния, воздействия и взаимодействия
в рамках субъект-объектных отношений
педагогического процесса и социализации
личности требует пересмотра самого понятия
полового воспитания с позиций гендерного
подхода как метода научного анализа,
предполагающего гармонизацию полоролевого
взаимодействия на основаниях эгалитаризма
как принципа равных прав и возможностей
личности независимо от половой принадлежности
[20]. Несмотря на плодотворную деятельность
в 30-50-е гг. XX столетия научно-исследовательской
лаборатории полоролевого воспитания
Министерства образования СССР, многие
рекомендации по результатам проведенных
исследований касались в основном не гармонии
межполового взаимодействия в рамках
поведенческих моделей, а учета особенностей
юношей и девушек при их воспитании как
представителей «своего» пола. Дальнейшие
гендерные исследования в области прикладной
психологии осуществлялись в рамках концепции
полового диморфизма [8].
Однако в этом вопросе есть обнадеживающие
подвижки. В последние годы в рамках педагогического
профессионального образования в некоторых
вузах России созданы кафедры феминологии
(Петрозаводский, Архангельский и Ивановский
государственные университеты, Московский
государственный социальный университет).
С 2000г учебная дисциплина, изучаемая в
гуманитарных вузах в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования в рамках подготовки специалистов
по социальной работе, называется «Гендерология
и феминология», предполагая расширение
предметной области образовательного
процесса (изучение не только женских,
но и мужских социально- психологических
проблем, а также моделей поло-ролевого
взаимодействия). Нарастающие социальные
проблемы военнослужащих-женщин заставили
руководство Вооруженных Сил РФ ввести
изучение подобных дисциплин и в ряде
военных вузов, где готовят военно-социальных
работников (Военный университет Министерства
обороны РФ, Военно-технический университет
Федеральной службы специального строительства
России). Это свидетельствует о том, что
гендерные знания становятся все более
необходимым элементом современного научного
знания в системе подготовки самых разных
специалистов - от учителя начальных классов
до менеджера крупных фирм и руководителей
профессиональных коллективов. Перечень
педагогических диссертаций по рассматриваемой
проблеме пока крайне скуден: Джут В.В.
(1999), Русакова И. В. (1998), Татаринцева Н.
Е. (1999). Исследования в области тендерной
проблематики в российской педагогической
науке до сих пор не имеют в нашей стране
целостной научной концепции. Целенаправленный
анализ включенности российских педагогов
в тендерные исследования показал, что
объем педагогических исследований в
общей системе тендерных научных изысканий
составляет в России всего 0,7% [36].
В
настоящее время ведутся
Исследования гендерных социально-педагогических
проблем сегодня уже не вызывают ханжеского
раздражения и необоснованного отторжения
в научном педагогическом сообществе.
Большинство ученых-педагогов понимают:
только разобравших со спецификой проявления
половых особенностей мужчин и женщин
в различных сферах их личностной и профессиональной
самореализации, можно конструировать
оптимальные модели педагогического гендерного
взаимодействия в различных ситуациях
половой социализации. Думается, что настало
время осмыслить имеющиеся первые результаты
проведенных гендерных исследований в
области педагогики и совместно выработать
целостную концепцию гендерного просвещения
и образования, пути и механизмы формирования
гендерной культуры в реформируемом российском
обществе.
1.3.
Понятие и сущность
гендерной социализации
подростков
Пол - это тот атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть, во что был одет наш собеседник, какого у него цвета волосы, глаза, каково содержание сказанных слов. Но мы никогда не забудем мужчина это или женщина. Размышляя о личностных характеристиках, еще раз убеждаемся, что гендер является самой важной из них.
Психологи обнаружили, что процесс гендерной идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка. Рассмотрим, как это происходит.
Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации.
Социализация
продолжается в течение всей жизни.
В начале усвоение происходит скорее
бессознательно и пассивно, а позже - гораздо
более осознанию и творчески. Гендерная
идентичность создается на протяжении
жизни человека в ходе усвоения индивидом
культурной системы гендера того общества,
в котором он живет, - в ходе гендерной
социализации.
По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая - понимание константности своего пола, - формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Важнейшим этапом социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения.
Гендерная
идентичность приобретает эмоционально-
Значимость агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует и существование которой он поддерживает.
Для понимания становления гендера человека чрезвычайно значимо понятие ресоциализации. По определению Э. Гидденса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в новых условиях.
Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит.
Рассмотрим
подробнее некоторые факты и
механизмы гендерной
Психологи выделили основные механизмы социализации - способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта, которые могут дать ответы на этот вопрос.
Во взаимодействии с людьми - прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки-матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье.
Выделяют также механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках по заданию «Нарисуй свою семью», где психологи интерпретируют расположение фигур, их пропорции, использование цветов в изображении ребенком себя и своих родителей. Присвоение и принятие маскулинных и фемининных черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или «отсталое»), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.