Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6
1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6
1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20
1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52
2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52
2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68
Приложение 1…………………………………………………………….. 69
Приложение 2…………………………………………………………….. 72
Порядок проведения
Методика
проводится индивидуально. Экспериментатор
раздает бланка и предлагает ученикам
выполнить задание в
Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.
Обследование
занимает 10-15 минут, в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка.
Приложение 2
Опросник по Л. В. Штылева, Е. Б. Петрушихина.
«Что
я думаю о «женском» и «
Цель данного
анкетирования – выявить
Ф.И.О. ______________________________
Пол___________________________
Национальность________________
Возраст_______________________
Класс_________________________
1.Сейчас одна из самых модных тем ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или « настоящим мужчиной». Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этим понятием?
Быть « настоящей
женщиной», это быть(какой?)______________
Быть «настоящим
мужчиной» это быть (каким?)______________________
2. Возможно вам
приходилось встречаться с
______________________________
______________________________
3. Как вы думаете,
существует ли «мужское
______________________________
4. Как вам
кажется, существуют ли по-
Женские профессии | Мужские профессии |
|
5.По вашему мнение , существует ли разница между девочками и мальчиками? Если «да», то какая:
а) в психическом развитии (внимание, память, речь, мышление)
Девочки | Мальчики |
|
б) в поведении
Девочки | Мальчики |
|
в) в общении
Девочки | Мальчики |
|
6. Как вам
кажется, нужно ли воспитывать
мальчиков и девочек по-
Воспитание девочек | Воспитание мальчиков |
|
7. В чем, по
вашему мнению, заключаются отличия
воспитательного воздействия
Характеристики «женского» воспитания | Характеристики « мужского» воспитания |
|
8. В чем, по вашему мнению, заключается педагогическая роль?
Матери | Отца | ||
В воспитании дочери | В воспитании
сына |
В воспитании дочери | В воспитании
сына |
|
10. Когда вы
первый раз услышали о новой
социально-психологической категории
«гендер»?
Сегодня
Порядок проведения.
Методика проводится индивидуально. Экспериментатор раздает бланки и предлагает заполнить анкеты. Дать полный развернутый ответ на данные вопросы.
Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.
Обследование занимает 25-30 минут.
Обработка
результатов