Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6

1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6

1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20

1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52

2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52

2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68

Приложение 1…………………………………………………………….. 69

Приложение 2…………………………………………………………….. 72

Файлы: 1 файл

1.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Порядок проведения

    Методика  проводится индивидуально. Экспериментатор  раздает бланка и предлагает ученикам выполнить задание в соответствии с инструкцией.

    Понимание ребенком  инструкции проверяется  на первой паре утверждений.

    Обследование  занимает 10-15 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Опросник  по Л. В. Штылева, Е. Б. Петрушихина.

«Что  я думаю о «женском» и «мужском»  воспитании?»

Цель данного  анкетирования – выявить индивидуальные гендерные представления о «типично женских» и « типично мужских»:чертах личности, семейных ролях, профессиональных ролях (профессиях).

Ф.И.О. _________________________________________________________________

Пол______________________________________________________________

Национальность___________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

1.Сейчас одна  из самых модных тем ток-шоу  на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или « настоящим мужчиной». Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этим понятием?

Быть « настоящей  женщиной», это быть(какой?)_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть «настоящим  мужчиной» это быть (каким?)___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Возможно вам  приходилось встречаться с выражением  « женское счастье»? Как вы  думаете, что под ним подразумевается?___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Как вы думаете,  существует ли «мужское счастье»? Если «да», то в чем оно заключается?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вам  кажется, существуют ли по-настоящему  «мужские» и «женские» профессии?  Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).

Женские профессии Мужские профессии
 
 
 
 
 
 
 

 

5.По вашему  мнение , существует ли разница  между девочками и мальчиками? Если «да», то какая:

а) в психическом  развитии (внимание, память, речь, мышление)

Девочки Мальчики
 
 
 
 

б) в поведении

Девочки Мальчики
 
 
 
 

 
 

в) в общении

Девочки Мальчики
 
 
 
 

 
 

6. Как вам  кажется, нужно ли воспитывать  мальчиков и девочек по-разному?  Если «да», то чем , на ваш  взгляд , отличается воспитание девочек  от воспитания мальчиков?

Воспитание  девочек Воспитание  мальчиков
 
 
 
 

7. В чем, по  вашему мнению, заключаются отличия  воспитательного воздействия мужчин  и женщин на ребенка ( проблема  «мужского» и «женского воспитания»)?

Характеристики  «женского» воспитания Характеристики « мужского» воспитания
 
 
 
 

8. В чем, по  вашему мнению, заключается педагогическая  роль?

Матери Отца
В воспитании дочери В воспитании

сына

В воспитании дочери В воспитании

сына

 
 
 
 
     

10. Когда вы  первый раз услышали о новой  социально-психологической категории «гендер»? 

Сегодня                                 В этом году                          Несколько лет назад 
 
 

Порядок проведения.

    Методика  проводится индивидуально. Экспериментатор раздает бланки и предлагает заполнить анкеты. Дать полный развернутый ответ на данные вопросы.

    Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.

    Обследование  занимает 25-30 минут.

Обработка результатов 


Информация о работе Гендерная социализация