Гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате генддерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С. Бем, Э. Гиденс, И. С. Клецина. Е. Р. Ярская-Смирнова). Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой - за ним закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Это связано с формированием на данном возрастном этапе таких характеристик личности, как: ответственность, рефлексивностиь, целостность Я-концепции (Л.И. Божович, Л.С. Выготскиий , Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 6

1.1. Характеристика основных понятий исследования : «гендер», «гендерная социализация», «гендерная роль»…………………….. 6

1.2. Анализ гендерных исследований в педагогической науке ………. 20

1.3. Понятие и сущность гендерной социализации подростков………. 29

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………... 52

2.1. Изучение особенностей гендерной социализации подростков…… 52

2.2. Социально-педагогическая поддержка гендерной социализации подростков…………………………………………………………... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 68

Приложение 1…………………………………………………………….. 69

Приложение 2…………………………………………………………….. 72

Файлы: 1 файл

1.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, определяя место социально-педагогической поддержки «между» воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребенка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация), можно предположить, что:

    - педагогическая поддержка направлена  на то, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех социально- педагогических воздействий, которые направлены на него и обусловлены целями обучения и воспитания;

    - помочь ребенку преобразовать  эти точки в самообразовательную ситуацию, т. е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме;

    - увидеть собственный смысл во  взаимодействии со взрослыми;

    - построить свою линию поведения,  которая признается ребенком  как

значимая  и необходимая для него.

    Педагогическая  поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Способствует гендерной социализации ребенка, развитие индивидуальных качеств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключении, результаты и положения  исследования позволили сделать следующие выводы:

    1. Гендер – это сложная организация  половых различий; культурологическая  характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. (Мольтман-Вендель Э.)

    2. Гендерная социализация – это  процесс усвоения индивидом культурной  системы гендера того общества, в котором он живет ( А.А.  Денисова)

    На  основе теоретического анализа нами была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. Целью данного эксперимента является выявление степени выраженности маскулинных  и фемининных характеристик, определение типа личности: маскулинный, фемининный, андрогинный, а также выявление индивидуальных гендерных представлений о «типично женских» и «типично мужских» стереотипах.

    Были  получены следующие данные:

    1. Большая часть подростков оказались с ярко выраженной фемининностью, среди которых есть мальчики.

    2. С ярко выраженной маскулинностью оказались чуть меньше подростков.

    3. Мальчики-подростки  считают себя более мужественными, уравновешенными, надежными, независимыми, сильными, расчетливыми, хорошими мужьями и замечательными отцами.

    4. Девочки-подростки представляют  себя как хорошую хозяйку, ласковую жену, внимательную маму, спокойную, послушную, молчаливую.

    Полученные  нами результаты позволили нам констатировать, что у современных подростков преобладают традиционные представления о роли мужчины и женщины в обществе. На наш взгляд, это может снизить развитие индивидуализации личности подростка, как мальчика так и девочки. Также может способствовать развитию гендерных конфликтов и нарушению процесса гендерной социализации.

   Педагогическая  поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Способствует гендерной социализации ребенка, развитие индивидуальных качеств.

   В ходе нашего исследования поставленная нами цель была выявлена, задачи решены, гипотеза подтверждена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

1. Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996г, №6, стр 123-125.

2. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мужчины и женщины на выборах. М.-2000

3. Альчук А. Женщина и визуальные знаки .

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997. – с. 78.

5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. Вып. 3. – Краснодар, 1998 г., с. 50.

6. Берн Ш. Гендерная психология . _СПб: прайм-Еврознак 2001г.

7. Болотова Т.Е. 10 принципов беспринципности: Практикум по женской психологии. – СПб., Лань, 1998.

8. Буравцева Л.В. Проявления полового диморфизма в экстремальных условиях- деятельности. Л., 1975г.

9. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований//Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / под общей редакцией О.А. Ворониной.-М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ,2001г., 406с.

10. Воронцов Д.В. Что такое гендер? Уч. пособие 2003г., 27с.

11. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. Чл. Корр. РАО О. С. Газмана /Материалы всероссийской конференции. – М.: УВЦ « Инноватор», 1996 г., с.15. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996 г., с 31.

12. Денисова А.А.  Словарь гендерных терминов. М., -2002г.

13. Добрович А. Б. Беседы о половом воспитании. /А.Б. Добрович. -М.: Знание . 1982г., 189с.

14. Дунаева Н. Стрессы и катастрофы могут привести к матриархату //Известия. 1999г.

15. Жеребкина И.А. « Прочти мое желание»: постмодернизм, психоанализ, феминизм,- М.: Идея-Пресс,2000.

16. Здравомыслова Е. Создание гендерной идентичности :методика анализа интервью // Гендерные исследования №5 (2/2000). Харьковский центр гендерных исследований.

17. Кирилина А.В. Словарь гендерных терминов.

18. Клецина И.С. Гендерная социализация: Уч. пособие. – СПб.: РГПУ им. А.П. Герцена.-1998.

19. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон – М: Медицина. 1990г, 198с.

20. Костикова И.В. Практические аспекты гендерной педагогике // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие, 2000г.

21. Котлова Т. Б. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // www. owl. ru/content/library/books/p12590.shtme.

22. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность. М., 1999.

23. Малкина – Пых «Гендерная терепия».

24. Малышева М.И. Социальная эффективность профессионального труда женщин: опыт сравнительного анализа международных и региональных исследований. М.: ИСИАН СССР, 1984г.

25. Мольтман-Вендель Э. И сотворил бог мужчину и женщину (феминистическая теология и человеческая идентичность) // Вопросы философии. 1991, №1, 91-104с.

26. Мид М. Культура и мир детства // Прикладная психология, 2000. - №2, 39-57с.

27. Пушкарева Н. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендерная культура. М.: 1999г.

28. Самоукина Н.В. Родители и дети // Прикладная психология, 2000-№2, 37-39с.

29. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. –СПб., 1999г.

30.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа Пресс, 1995г.

32. Столярчук Л.И. Гендерные подходы в педагогике.

33. Тишков В.А. Женщины в российской политике и структурах власти // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемн. М., 1994г.

34. Ушакин С.В. Пол как идиологический продукт // Человек. 1997г №2.

35. Фрумин И.Д. Вызов критической педагогики //  Вопросы философии . 1998г №12.

36. Хоткина З.А. Гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто: справолчник.

37. Шпак Е. Российское общественное мнение об участии женщин в современном российском политическом процессе // Мониторинг общественного мнения. М. 1998г «6 (38).

38. Штылева Л.В. Почему учителю 21 века необходимо знать про «тендер» и обладать тендерным изменением в работе с детьми ? // Внедрение тендерных курсов в систему среднего образования : Метод., пособие . Иваново 2000г.

39. «Большовый толковый словарь “Collins”», перевод с английского, 1999-544с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Опросник  по С. Бэм.

Инструкция: оцените  наличие (или отсутствие) у себя названных  ниже качеств, Можно отвечать только «ДА» или «НЕТ». 

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Пол_______________________________________________________________

Национальность____________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________ 

1.Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность  помочь.

4. Склонность  защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на  лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность  к лидерству.

26. Забота о  людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание  других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в  принятии решений. 

32. Сострадание.

33. Искренность. 

34. Самодостаточность  ( полагание только на себя).

35. Способность  утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность,  важность.

43. Собственная  позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49.Склонность  вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к  детям. 

57. Тактичность.

58. Амбициозность.

59. Спокойствие. 

60. Традиционность, подверженность условностям. 

Информация о работе Гендерная социализация