Гражданское - патриотическое воспитание молодежи в Кричевском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 01:41, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей построения и организации патриотического и гражданского воспитания молодежи, выявления их характерных особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть значение и актуальность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях;
Охарактеризовать основные направления гражданско-патриотического воспитания;
Рассмотреть практику гражданско-патриотического воспитания на примере деятельности учебных заведений, учреждений культуры, общественных формирований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО
БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА 6

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В КРИЧЕВСКОМ РАЙОНЕ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

(гражд-патр. вос-е 2013)doc.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

       Военно-патриотическое  воспитание – воспитание молодежи  в духе гражданственности, патриотизма  и готовности к службе в  армии. Оно призвано сформировать  у молодых людей устойчивую убежденность в необходимости укрепления страны, государственности и соблюдения правовых норм, воспитать глубокое уважение к белорусским национальным и культурным традициям, героическому прошлому народа, уважение к воинской службе, чувство гордости  за  принадлежность  к гражданству Республики Беларусь    ( 14, С.13-17)

     Идейно-политическое  воспитание должно ориентировать  на осмысление молодежью проводимой  Республикой Беларусь политики  устойчивого экономического и  социально-политического развития, позволяющего занять достойное место в сообществе других государств, формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы государства о каждом человеке.

       Нравственное воспитание призвано сформировать у молодежи моральные качества:  нравственность,   коллективизм, трудолюбие, уважение к традиция

и общественным нормам.

      Национальное и  интернациональное воспитание молодежи  способствует осознание ею белорусской государственности и особенностей становления белорусской науки производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой беларусов, приобщению к национальному наследию (16, С.12-16).

      Проблема воспитания молодых людей, развитие у них патриотических чувств и национального самосознания являются частью государственной политики. В принятых нормативных актах красной нитью проходит мысль о необходимости усиления патриотического воспитания граждан, формирования целостной государственно-патриотической системы (13, .С.14-15).

      В Концепции непрерывного воспитания детей и учащийся молодежи в Республики Беларусь подчеркивается задача формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. При этом отмечается, что «содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению  гражданского  долга    ( 5,С. 5).

      Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Беларуси с государством и обществом. Сегодня гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

       Молодежь  является наиболее оптимальным объектом для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

       Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней  можно достигнуть успехов в этом направлении.

        Гражданско-патриотическое  воспитание в современных условиях  – это целенаправленный, нравственно  обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально значимыми делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны  ( 9, С.292).

       Решение проблемы интеллектуального и гражданского потенциала молодежи – создание реальных экономических, политических,         образовательных, социально-психологических предпосылок и условий для более быстрого интеллектуального, нравственного, гражданского созревания молодежи

         Основное  средство решения  – разработка и осуществление продуманной, целостной политики в том, чтобы создать условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко четко определена одна из основных задач государственной молодежной политики: «Воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

  Практика  работы  по   гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Кричевском районе

 

                                                        К патриотизму нельзя только призывать

                                                          его нужно заботливо воспитывать –

                                                          воспитывать любовью к родным местам

                                                          воспитывать духовную оседлость.

                                                                                                       Д.С. Лихачев

 

         Как показывает  опыт, эффективность в работе  по воспитанию патриота, гражданина  своей родины, формированию в  сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа можно добиться, используя системные и долгосрочные организационные формы работы с молодежью.

        В каждом  районе нашей республики, в каждом  городе, поселке, селе есть свои особенности, специфические черты истории и культуры, которые формируют в человеке привязанность к родному краю, патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.  Чем полнее и содержательней получены знания о родном крае, о его людях, о его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться воспитания гражданина,. патриота, который уважает и почитает традиции своего народа, гордиться его и культурой. (3,.С.11)

      Формирование у молодежи чувства гордости за свою страну, народ, приобщение к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, гражданских, национальных и интернациональных чувств, воспитание гражданина-патриота – этим направлениям работы Кричевский  районный исполнительный комитет   уделяет первостепенное внимание. Воспитание гражданского самосознания молодежи, ее патриотическое воспитание      является одной из его приоритетных задач, которая решается через героико-патриотическое, военно-патриотическое и культурно-патриотическое воспитание.

        В учреждениях образования района проводиться целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию, краеведению. Реализуются программы по патриотическому и гражданскому воспитанию.

        Важным  элементом гражданско-патриотического воспитания молодежи является работа клубов патриотической направленности  и кружков военно -патриотической направленности в которых занимаются более ста пятидесяти учащихся, а также многопрофильного центра по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства "Патриот",  работающего при отделе образования райисполкома. В 6 секциях, кружках и студиях центра занимается более двухсот   молодых людей.

        Патриотизм  в современных условиях не  может быть созерцательным  – это показатель социальной активности личности, выражаемый в конкретных будничных делах. Сегодня  очень  важно сохранить уважение молодежи к нашей героической истории и тем, кто является ее живым олицетворением – ветеранам Великой Отечественной войны и труда, воинам-интернационалистам, людям которым надо помочь в их житейских делах.

       Поэтому особое внимание уделяется волонтерскому движению. Во всех учебных заведениях созданы банки данных на ветеранов Великой Отечественной войны, одиноких престарелых граждан, воинов-интернационалистов. Волонтерскими отрядами, отрядами «Милосердие» им оказывается посильная помощь.

       Организация в  молодежной среде движения «Милосердие» – это практические дела молодых людей, это воспитание милосердия, человечности, уважения к прошлому и настоящему своей страны.

       Операции «Милосердие», «Поделись теплом души своей»,  «Забота»,  «Ветеран живет рядом»   стали не разовыми акциями, а постоянной целенаправленной работой.

        Важной составляющей   гражданско-патриотического воспитания  является краеведческая работа. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо  для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.

        В учреждениях образования работают 52  краеведческих кружка в которых занимаются более 600 учащихся. Ими проводится поисковая работа, которая охватывает разные периоды жизни нашего района. Изучается история дворца Потемкина, деревень, собирается этнографический  материал по истории национального костюма Кричевского района, материал о Кричевском лагере смерти, малолетних узниках, проживающих на территории района, заслуженных людях района, создается творческо-поисковая работы «Дети воинов-интернационалистов об отцах» и т.д.

       Два  учреждения образования в районе  являются  базовыми  по поисковой работе. Разработаны карты историко-краеведческой и поисковой работы, планы поисковой работы. Члены поисковых отрядов пополняют фондовые материалы  музейных комнат, ими изучается история деревень, в том числе и исчезнувших, исторические события, собираются сведения  о ветеранах Великой Отечественной войны, их воспоминания.

       Одной из форм  познания малой родины являются велосипедные походы. Они позволяют познакомиться с природой родного края, историей, формируют нравственные качества личности, навыки здорового образа жизни, экологической культуры. Поэтому педагоги и учащиеся ГУО «Средняя школа №1 г.Кричева» во время каникул отправляются в велопоходы по родному району и районам-соседям.

     Краеведческая работа помогает донести до сознания учащихся картины героического прошлого, способствует сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений.

       Особую роль  в воспитании подрастающего поколения  играют музеи. Они являются своеобразной летописью. Музейный экспонат, запечатлевая в себе мгновение прошлого, делает его достоянием настоящего и формирует отношение к историческим событиям.

       Через такие формы работы, как уроки мужества, встречи с ветеранами, экскурсии, тематические беседы на базе музеев мы имеем возможность не только заинтересовать молодого человека культурно-историческим наследием, но и глубже ознакомить с историей места, где он живет. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно значимого характера, позволяет обогатить его внутренний мир (3, С.10).

        Во всех  учреждениях образования ведется  работа по  пополнению школьных  музеев, музейных комнат. Создаются экспозиции, собираются материалы по краеведению, этнографии, истории хозяйств, истории школ и т.д. Во всех школах созданы музеи или уголки  хлеба, созданы уголки памяти воинов-интернационалистов, бывших учеников школ.

         Возобновлена традиция присвоения имен знаменитых земляков школам, пионерским дружинам, первичным организациям ОО «БРСМ».

       Большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи  проводится   районным историческим музеем в котором собран богатейший материал, освещающий историю Кричева от древности до наших дней. Это позволяет использовать разнообразные формы работы. Такие как организация стационарных и передвижных выставок, музейные экскурсии («Кричев древний», «Героические традиции Кричевщины», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», «Солнце в осколках», «По афганским дорогам», «Дорогами Победы», «Край мой родной – Могилевщина» и т.д.), экскурсии по памятным местам ( «Город в солдатской шинели», «Кричев – город кузнецов и гончаров», «Седая легенда» и т.д.).   

       В целях активизации  работы по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся школ города и района используется  такая новая форма работы, как «Музей в чемодане». Сотрудники музея выезжают непосредственной в учреждение образования с мультимедийной экспозицией,  лекцией, проводятся выездные музейные занятия с использованием экспонатов из фондов исторического музея. Данные занятия помогают глубже понять, осмыслить и наглядно представить события, связанные с героическим прошлым родного края. Сотрудниками музея были подготовлены и проведены музейные занятия, лекции: «Боль моя – Афганистан», «У войны не женское лицо», «О чем рассказывают обелиски», «Сожский рубеж», «Великая Отечественная война на Кричевщине», «Так начиналась война», «95 лет Красной Армии», «Край мой родной – Могилевщина». Эта форма работы востребована и пользуется большой популярностью, причем тему занятия, лекции можно заказать.

Информация о работе Гражданское - патриотическое воспитание молодежи в Кричевском районе