Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Эффективность
менеджмента проявляется прежде
всего через эффективность
Рентабельность производства товарной продукции (изделий, услуг)
где - показатель эффективности производства определенный продукции (работ, услуг, товара);
Пр – прибыль от реализации товарной продукции;
Сизд – затраты на производство продукции (себестоимость, издержки).
Общая рентабельность используемого капитала
– показатель эффективности
деятельности организации в
Пв – валовая прибыль; Пв = Пр ± Ппр ± Пвн;
Пр – прибыль от реализации товарной продукции; Ппр – прибыль от прочей реализации, в том числе и от продажи имущества организации; Пвн – прибыль от операций не связанных с производством или коммерцией (использование денежных средств, операции с ценными бумагами и валютой и др.); возможны отрицательные значения Пр и Пвн;
Кос – величина основного капитала организации, в том числе стоимость основных средств производства долговременного пользования;
Коб – величина оборотного капитала, используемая в одном производственном цикле (на права, материалы, на оплату труда и др.).
Эффективность менеджмента (управления) – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы фирмы и в создание качества трудовой жизни всего персонала организации в сопоставлении всего персонала организации в сопоставлении с размерами ресурсов, обеспечивающих управление.
Главная роль в
обеспечении эффективности
Приведенное выше содержание категории «Эффективность менеджмента (управления)» предполагает комплексный учет экономической и социальной составляющих эффективности.
Существуют частные показатели эффективности менеджмента, например, доля затрат на управление в себестоимости товарной продукции
где Кзу – коэффициент относительных затрат на управление;
Зу – затраты на управление;
Сизд. – затраты на производство товарной продукции (себестоимость).
При совершенствовании системы управления (организационной структуры управления, перераспределения функций, создания нового подразделения в системе управления и др.) эффективность нововведений оценивают через показатель рентабельности инвестиций
где - рентабельность инвестиций в проекты совершенствования системы упрваления;
Pt – экономический эффект осуществления мероприятий по совершенствованию за период времени t ;
– текущие затраты на совершенствование управления за период t (не содержащие инвестиций);
tн – начальный период времени;
tк – конечный период времени;
квл – общие капиталовложения для реализации проекта совершенствования управления;
- коэффициент дисконтирования, используемый для приведения разновременных затрат и результатов к расчетному периоду времени.
;
Е – норма дисконта, равная приемлемой для организации норме дохода на капитал и определяется исходя из депозитного процента по вкладам.
В ряде случаев
эффективность менеджмента
Эффективность управления по уровню затрат на управление.
где Эу – показатель эффективности управления по уровню затрат;
Пв – валовая прибыль;
Зу – затраты на управление.
Показатель доли управленческого персонала в общей численности персонала фирмы.
где Кчу – показатель численности управленческого персонала в общей численности персонала фирмы;
Чу – численность управленческого персонала;
Чсп – общая среднесписочная численность работников фирмы.
Приведенные частные показатели эффективности менеджмента не отражают степень развития и совершенства менеджмента фирмы, в целом. Поэтому в последующих параграфах приведены модели оценки эффективности менеджмента и их функциональные особенности.
Использование интегрированного показателя эффективности менеджмента (управления) турфирмой. Подход Кабушкина Н.И. [12] состоит в том, чтобы использовать интегрированный количественный показатель эффективности управления турфирмой Кэфу:
где Оу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lчп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности персонала фирмы; FT – фондовооруженность, приходящаяся на одного работающего (стоимость основных и оборотных средств); Еоф – фондоотдача, т.е. стоимость произведенных и реализованных услуг, приходящаяся на единицу стоимости основных и оборотных средств.
По мнению Кабушкина Н.И. учет величины интегрированного показателя и количественных его составляющих позволяет спроектировать эффективную организационную структуру управления либо усовершенствовать существующую.
Усовершенствование
организационной структуры
- устранение дублирования и параллелизма в работе;
- укрупнение турфирм и разграничение их деятельности;
- специализация
и унификация функций
сокращение и удешевление аппарата управления;
- повышение
экономичности, гибкости и
Подход Томилова В.В. [18] предполагает оценку эффективности системы управления на базе основных (интегрированных) и вспомогательных показателей.
В качестве основного показателя эффективности управления предполагается показатель ресурсоотдачи Эсу, характеризующий эффективность всей системы управления в целом:
где - обобщающий показатель общего результата производства на уровне фирмы, руб.; З – затраты на воспроизводство производственных ресурсов на уровне фирмы, руб.; Ц – стоимость собственной товарной продукции фирмы, реализуемой на рынке, руб.; Сб, С – текущие затраты (себестоимость продукции) на единицу непосредственно собственной продукции в базисном и анализируемом периодах, руб.; Зоб, Зоп, Зтр – затраты на воспроизводство, соответственно вещественных и нематериальных оборотных фондов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов, включая кадры управления, руб.; К1 – уровень кооперирования (в туризме это доля покупных туристских услуг и материалов в себестоимости комплексной туристской услуги); К2 – уровень технической оснащенности производства; Зр, Зку – затраты на воспроизводство соответственно производственных кадров (рабочих) и кадров управления, руб.
Для проведения расчетов по представленной формуле необходимо знать сущность и методы определения ее составляющих.
Применительно
к деятельности туроператора для
оценки затрат необходимо использовать
дополнительно специфические
- частота поездок Чп:
где Кп – количество поездок; Чв – период времени, месяц, год;
- интенсивность путешествий Ип:
где Кт – количество туристов; Чн – численность населения города, региона, которые обслуживает турфирма;
- средняя продолжительность поездок Пп:
где Кн – количество ночевок; Кп – количество поездок
Для полной оценки эффективности деятельности фирмы и системы управления в целом, кроме основных показателей, следует применять вспомогательные, отражающие отдельные стороны управленческой деятельности. К ним, в частности, можно отнести показатели, которые представлены в табл. 18.1.
Таблица 18.1
Вспомогательные показатели эффективности системы управления в организации [18]
Показатели (обозначения) |
Формула-метод определения показателя |
Примечание | ||
Показатель производст- венных связей (Псв) |
где Koi — внутренние связи; Kвнi — внешние связи |
Характеризует связи как внешние, так и внутренние | ||
Уровень централизации функций управления (Пц) |
где |
Характеризует загрузку аппарата управления. Этот показатель может также определяться отношением трудоемкости функции, выполняемой в центральном аппарате, к общей трудоемкости по этой функции во всех подчиненных организациях. Величина, обратная Пц, характеризует уровень децентрализации | ||
Показатель неопределенности деятельности (Пнд) |
где Fnp — количество нерегулярных функций; Fобщ — общее количество функций, выполняемых подразделением |
Характеризует степень значения для исполнителя конечных целей работы и своих задач по достижению этих целей | ||
Показатель множественности подчинения (Пм) |
где Nn — количество организаций, не имеющих двойного или тройного подчинения; Nобщ – общее количество организаций |
Характеризует степень загрузки аппарата управления по подготовке информации | ||
Показатель насыщенности аппарата управления оргтехникой ( ) |
где Nор.т. — количество организаций, обеспеченных средствами оргтехники в соответствии с нормами; Nобщ — общее количество организаций |
Характеризует полноту охвата выполнения функций управления в результате механизации д автоматизации | ||
Показатели (обозначения) |
Формула-метод определения показателя |
Примечание | ||
Показатель дублирования данных (Пд) |
где Вр – объем однотипной информации (количество показателей, подготавливаемых в различных подразделениях); Вн – объем однотипной информации, запрашиваемой из разных подразделений; Вобщ – общий объем информации |
Характеризует подготовку одинаковых данных в разных подразделениях и запрос одинаковой информации из разных подразделений вышестоящими организациями | ||
Уровень оперативности прохождения информации (По) |
где Sп – время, необходимое для прямой связи; Sp – время принятия решений; Soб – время, необходимое для обратной связи; Sобщ – общие затраты времени |
Характеризует оперативность работы аппарата управления. Отношение Sп / Sp > 1 – потери скорости прямой связи (требуется улучшение системы планирования и принятия решений); Sп / Sp < 1 – потери обратной связи (требует улучшение системы отчетности и контроля) | ||
Уровень полноты информации (Пп) |
где Рнд — решения, принятые при наличии полной информации; Робщ — общее количество принятых решений за определенный период |
Характеризует возможность аппарата управления принимать решения на основе наличия необходимой и достаточной информации | ||
Уровень концентрации информации (Пкн) |
где Ов — объем информации по конкретному вопросу на вышестоящем уровне; Он — то же, на нижестоящем уровне |
Характеризует отсев излишней информации на каждом последующем уровне управления | ||
Уровень квалификаций кадров управления (Пкр) |
где Kб – численность кадров управления с необходимым базовым образованием; Кобщ – общее количество кадров управления |
Характеризует соответствие образования должности | ||
Показатели (обозначения) |
Формула-метод определения показателя |
Примечание | ||
Уровень общности (совместимости) кадров управления (Пт) |
где Ксж – количество кадров управления, уволенных по собственному желанию или по инициативе администрации; Коу – общее количество уволенных/кадров управления |
Характеризует степень сменяемости кадров управления в связи с той или иной социальной или психологической обстановкой в коллективе | ||
Уровень стабильности кадров управления (Пст) |
где Кпр — количество принятых кадров управления; Кр — общее количество кадров управления |
Характеризует долю сменяемости в общем количестве кадров управления |
Томилов В.В. ориентирует пользователей предлагаемой системы основных и вспомогательных показателей эффективности упрваления использовать при выработке решений: 1) по изысканию трудовых резервов и улучшению использования управленческих кадров путем их рационального подбора, расстановки и ротации; 2) по разрешению социальных и психологических проблем при совершенствовании организационной структуры системы управления.