Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Эффективность менеджмента проявляется прежде всего через эффективность основной деятельности организации в виде двух показателей – рентабельности товарной продукции и общей рентабельности используемого капитала.

 

 


 

Рентабельность  производства товарной продукции (изделий, услуг)

где - показатель эффективности производства определенный продукции (работ, услуг, товара);

Пр – прибыль от реализации товарной продукции;

Сизд – затраты на производство продукции (себестоимость, издержки).

 

Общая рентабельность используемого капитала

 – показатель эффективности  деятельности организации в целом; 

Пв – валовая прибыль; Пв = Пр ± Ппр ± Пвн;

Пр – прибыль от реализации товарной продукции; Ппр – прибыль от прочей реализации, в том числе и от продажи имущества организации; Пвн – прибыль от операций не связанных с производством или коммерцией (использование денежных средств, операции с ценными бумагами и валютой и др.); возможны отрицательные значения Пр и Пвн;

Кос – величина основного капитала организации, в том числе стоимость основных средств производства долговременного пользования;

Коб – величина оборотного капитала, используемая в одном производственном цикле (на права, материалы, на оплату труда и др.).

Эффективность менеджмента (управления) – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы фирмы и в создание качества трудовой жизни всего персонала организации в сопоставлении всего персонала организации в сопоставлении с размерами ресурсов, обеспечивающих управление.

Главная роль в  обеспечении эффективности управления отводится кадрам управления (менеджерам, руководителям, специалистам), которые  являются наиболее активной и профессионально  подготовленной частью производственных ресурсов фирмы. В отличие от исполнительского персонала влияние управленцев на конечные результаты производства осуществляется опосредованно. В связи с этой особенностью возникает проблема правильного обоснования системы показателей эффективности управления и их использования для оценки достижения конечных результатов.

Приведенное выше содержание категории «Эффективность менеджмента (управления)» предполагает комплексный учет экономической  и социальной составляющих эффективности.

Существуют  частные показатели эффективности  менеджмента, например, доля затрат на управление в себестоимости товарной продукции

где  Кзу – коэффициент относительных затрат на управление;

Зу – затраты на управление;

Сизд. – затраты на производство товарной продукции (себестоимость).

При совершенствовании  системы управления (организационной  структуры управления, перераспределения  функций, создания нового подразделения  в системе управления и др.) эффективность  нововведений оценивают через показатель рентабельности инвестиций

где - рентабельность инвестиций в проекты совершенствования системы упрваления;

Pt – экономический эффект осуществления мероприятий по совершенствованию за период времени t ;

 – текущие затраты на совершенствование управления за период  t  (не содержащие инвестиций);

tн – начальный период времени;

tк – конечный период времени;

квл – общие капиталовложения для реализации проекта совершенствования управления;

 - коэффициент дисконтирования, используемый для приведения разновременных затрат и результатов к расчетному периоду времени.

;

Е – норма  дисконта, равная приемлемой для организации  норме дохода на капитал и определяется исходя из депозитного процента по вкладам.

В ряде случаев  эффективность менеджмента оценивают  частными вспомогательными показателями такими как: эффективность управления по уровню затрат на управление, доля управленческого  персонала в общей численности  персонала фирмы, доля затрат на управление в себестоимости товарной продукции.

Эффективность управления по уровню затрат на управление.

где Эу – показатель эффективности управления по уровню затрат;

Пв – валовая прибыль;

Зу – затраты на управление.

Показатель  доли управленческого персонала  в общей численности персонала  фирмы.

где Кчу – показатель численности управленческого персонала в общей численности персонала фирмы;

Чу – численность управленческого персонала;

Чсп – общая среднесписочная численность работников фирмы.

Приведенные частные  показатели эффективности менеджмента  не отражают степень развития и совершенства менеджмента фирмы, в целом. Поэтому  в последующих параграфах приведены  модели оценки эффективности менеджмента и их функциональные особенности.

Использование интегрированного показателя эффективности  менеджмента (управления) турфирмой. Подход Кабушкина Н.И. [12] состоит в том, чтобы использовать интегрированный количественный показатель эффективности управления турфирмой Кэфу:

 

где Оу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lчп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности персонала фирмы; FT – фондовооруженность, приходящаяся на одного работающего (стоимость основных и оборотных средств); Еоф – фондоотдача, т.е. стоимость произведенных и реализованных услуг, приходящаяся на единицу стоимости основных и оборотных средств.

По мнению Кабушкина  Н.И. учет величины интегрированного показателя и количественных его составляющих позволяет спроектировать эффективную организационную структуру управления либо усовершенствовать существующую.

Усовершенствование  организационной структуры может  быть достигнуто следующим образом:

- устранение  дублирования и параллелизма в работе;

- укрупнение  турфирм и разграничение их  деятельности;

- специализация  и унификация функций управления  по уровням и звеньям; 

сокращение  и удешевление аппарата управления;

- повышение  экономичности, гибкости и надежности  организационной структуры системы  управления.

Подход Томилова В.В. [18] предполагает оценку эффективности системы управления на базе основных (интегрированных) и вспомогательных показателей.

В качестве основного  показателя эффективности управления предполагается показатель ресурсоотдачи  Эсу, характеризующий эффективность всей системы управления в целом:

 


 

где - обобщающий показатель общего результата производства на уровне фирмы, руб.; З – затраты на воспроизводство производственных ресурсов на уровне фирмы, руб.; Ц – стоимость собственной товарной продукции фирмы, реализуемой на рынке, руб.; Сб, С – текущие затраты (себестоимость продукции) на единицу непосредственно собственной продукции в базисном и анализируемом периодах, руб.; Зоб, Зоп, Зтр – затраты на воспроизводство, соответственно вещественных и нематериальных оборотных фондов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов, включая кадры управления, руб.; К1 – уровень кооперирования (в туризме это доля покупных туристских услуг и материалов в себестоимости комплексной туристской услуги); К2 – уровень технической оснащенности производства; Зр, Зку – затраты на воспроизводство соответственно производственных кадров (рабочих) и кадров управления, руб.

Для проведения расчетов по представленной формуле  необходимо знать сущность и методы определения ее составляющих.

Применительно к деятельности туроператора для  оценки затрат необходимо использовать дополнительно специфические для  отрасли показатели:

- частота поездок  Чп:

где Кп – количество поездок; Чв – период времени, месяц, год;

- интенсивность  путешествий Ип:

где Кт – количество туристов; Чн – численность населения города, региона, которые обслуживает турфирма;

- средняя продолжительность  поездок Пп:

где Кн – количество ночевок; Кп – количество поездок

 

Для полной оценки эффективности деятельности фирмы  и системы управления в целом, кроме основных показателей, следует  применять вспомогательные, отражающие отдельные стороны управленческой деятельности. К ним, в частности, можно отнести показатели, которые представлены в табл. 18.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 18.1

Вспомогательные показатели эффективности системы  управления в организации [18]

Показатели (обозначения)

Формула-метод  определения показателя

Примечание

Показатель производст- венных связей (Псв)

где Koi — внутренние связи; Kвнi — внешние связи

Характеризует связи как внешние, так и  внутренние

Уровень централизации функций управления (Пц)

 

где

— количество работников центрального аппарата, занятых на выполнении i-й функции; li — то же, занятых в аппарате подчиненных организаций

Характеризует загрузку аппарата управления. Этот показатель может также определяться отношением трудоемкости функции, выполняемой в центральном аппарате, к общей трудоемкости по этой функции во всех подчиненных организациях. Величина, обратная Пц, характеризует уровень децентрализации

Показатель  неопределенности деятельности (Пнд)

 

где Fnp — количество нерегулярных функций; Fобщ — общее количество функций, выполняемых подразделением

Характеризует степень значения для исполнителя конечных целей работы и своих задач по достижению этих целей

Показатель  множественности подчинения (Пм)

где Nn — количество организаций, не имеющих двойного или тройного подчинения; Nобщ – общее количество организаций

Характеризует степень загрузки аппарата управления по подготовке информации

Показатель  насыщенности аппарата управления оргтехникой ( )

где Nор.т. — количество организаций, обеспеченных средствами оргтехники в соответствии с нормами; Nобщ — общее количество организаций

Характеризует полноту охвата выполнения функций управления в результате механизации д автоматизации

Показатели (обозначения)

Формула-метод  определения показателя

Примечание

Показатель

дублирования  данных (Пд)

где Вр – объем однотипной информации (количество показателей, подготавливаемых в различных подразделениях); Вн – объем однотипной информации, запрашиваемой из разных подразделений; Вобщ – общий объем информации

Характеризует подготовку одинаковых данных в разных подразделениях и запрос одинаковой информации из разных подразделений вышестоящими организациями

Уровень оперативности  прохождения информации

о)

где Sп – время, необходимое для прямой связи; Sp – время принятия решений; S – время, необходимое для обратной связи; Sобщ – общие затраты времени

Характеризует оперативность работы аппарата управления. Отношение Sп / Sp > 1 – потери скорости прямой связи (требуется улучшение системы планирования и принятия решений);

Sп / Sp < 1 – потери обратной связи (требует улучшение системы отчетности и контроля)

Уровень полноты  информации (Пп)

где Рнд — решения, принятые при наличии полной информации; Робщ — общее количество принятых решений за определенный период

Характеризует возможность аппарата управления принимать решения на основе наличия необходимой и достаточной информации

Уровень концентрации информации

кн)

где Ов — объем информации по конкретному вопросу на вышестоящем уровне; Он — то же, на нижестоящем уровне

Характеризует отсев излишней информации на каждом последующем уровне управления

Уровень квалификаций кадров управления (Пкр)

где Kб – численность кадров управления с необходимым базовым образованием; Кобщ – общее количество кадров управления

Характеризует соответствие образования должности

Показатели (обозначения)

Формула-метод  определения показателя

Примечание

Уровень общности (совместимости)

кадров управления

т)

где Ксж – количество кадров управления, уволенных по собственному желанию или по инициативе администрации; Коу – общее количество уволенных/кадров управления

Характеризует степень сменяемости кадров управления в связи с той или иной социальной или психологической обстановкой в коллективе

Уровень стабильности кадров управления (Пст)

где Кпр — количество принятых кадров управления; Кр — общее количество кадров управления

Характеризует долю сменяемости в общем количестве кадров управления


 

Томилов В.В. ориентирует  пользователей предлагаемой системы основных и вспомогательных показателей эффективности упрваления использовать при выработке решений: 1) по изысканию трудовых резервов и улучшению использования управленческих кадров путем их рационального подбора, расстановки и ротации; 2) по разрешению социальных и психологических проблем при совершенствовании организационной структуры системы управления.

 

 

IV. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Менеджмент    туризма.    Основы    менеджмента.    Учебник.    Гл.    редактор В. А. Квартальнов. - М.: «Финансы и статистика», 2002.
  2. Бабич Т. Н., Кузьбожиев Э. Н. Планирование на предприятии. Учебное пособие. - М.: «КНОРУС», 2005.
  3. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Учебник. - СПб.: Издат-й дом Герда, 2007.
  4. Бухалков М. И. Планирование на предприятии. Учебник. - М: «ИНФРА-М», 2007.
  5. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. - М.: «Экономистъ», 2008.
  6. Егоров Ю. Л. Философия управления. - М.: МИЭТ, 2002.
  7. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
  8. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. - М.-Афины: Infogroup, 1994.
  9. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 2006.
  10. Ильина Е.  Н.  Туроперейтинг:  организация деятельности.  Учебник. — М.: «Финансы и статистика», 2007.
  11. Ильяшев А. В. Менеджмент: организация и технология. Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 2000.
  12. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Учебник. - М.: «Новое знание», 2007.
  13. Кнышева Е. Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: ИД «Форум» ИНФРА- М, 2006.
  14. Комисарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие. - М.: «Дело», 2002.
  15. Кравченко А. И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
  16. Лукичева Л. И. Управление организацией. Учебное пособие / под ред. Ю.П. Анискина. - М.: «Омега-Л», 2006.
  17. Макиавелли,   маркетинг  и   менеджмент.   Под  ред.   Ф.   Харриса,   Э.   Локка и П. Рис. Пер. с англ. - СПб.: «Питер», 2004.
  18. Менеджмент. Учебник. Под ред. В. В. Томилова. - М.: «Юрайт-Издат», 2003.
  19. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  20. Ополченов И. И. Инновационные технологии повышения качества в сфере производства туристских услуг. Монография. - М.: «Финансы и статистика», 2007.
  21. Ополченов И. И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003.
  22. Семенова И. И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: «ЮНИТИ- ДАНА», 2008.
  23. Теория организации. Антлогия / составление В. Л. Семикова. - М.: Академи ческий Проект: Гаудеамус, 2005.
  24. Теория управления. Учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М.: «Финансы и статистика», 2007.
  25. Управление персоналом организации. Учебник. Под ред. А. Я. Кибанова. - М.:ИНФРА-М,2007.
  26. Устинова Г. М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержку принятия решений. Учебное пособие. - СПб.: «Диа Софт ЮП», 2000.

Информация о работе Институциональная экономика