VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
- Содержание понятия – "менеджмент".
- Объекты управления в менеджменте туризма.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основные этапы развития менеджмента.
- Индустриальный этап развития экономики: научно-техническая революция; формирование акционерного капитала; переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству; предпосылки возникновения науки об управлении.
- Школа научного управления: сущность, основные принципы.
- Система управления Ф.Тейлора и ее элемент: научная организация труда.
- Система управления Ф.Тейлора и ее элемент: функциональное администрирование.
- Концепции "достигающего рабочего" и "достигающего руководителя".
- Концепция А.Файоля о двух организмах предприятия.
- А.Файоль: функции менеджмента (группы операций управленческой деятельности) и их взаимосвязанность.
- А.Файоль: содержание административной функции.
- А.Файоль: принципы управления.
- Новый стиль управления Р.Оуэна.
- Школа психологии и человеческих отношений. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо и их результаты.
- Пирамида потребностей А. Маслоу.
- Содержательные теории мотивации Мак-Клеланда и Герцберга.
- Развитие теории лидерства и стиля руководства Д.Макгрегора.
- Процессуальные теории мотивации.
- Школа науки управления (количественная школа): главные направления школы; методологические подходы – системный, процессный, ситуационный
- Школа науки управления (количественная школа): задачи управления, решаемые на основе использования математических моделей и технических средств.
- Системный анализ: сущность, возможность, цель.
- Разнообразие моделей менеджмента: американский менеджмент.
- Разнообразие моделей менеджмента: японский менеджмент.
- Разнообразие моделей менеджмента: немецкий менеджмент.
- Разнообразие моделей менеджмента: шведский менеджмент.
- Разнообразие моделей менеджмента: российский менеджмент.
V. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
- Современная концепция менеджмента.
- Требования к менеджеру.
- Содержание понятий: "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура", "фирма", "предприятие". Отличительные
черты менеджера и предпринимателя.
- Особенности предпринимательства в туризме и инновации туристской организации.
- Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности.
- Структура управления. Уровни управления в организации. Уровни управления туристскими организациями.
- Типы организационных схем структур управления в организациях: линейная организационная структура управления.
- Типы организационных схем структур управления в организациях: функциональная организационная структура.
- Типы организационных схем структур управления в организациях: линейно-функциональная организационная структура.
- Типы организационных схем структур управления в организациях: матричная организационная структура.
- Дивизиональная организационная структура управления.
- Лидерство в системе менеджмента: соотношение категорий "управление" и "лидерство"; модели лидерства.
- Понятия "власть" и "властные
полномочия". Классификация форм власти.
Руководство: власть и партнерство.
- Стиль руководства. "Многомерные" подходы к проблеме стиля руководства.
- Принципы взаимодействия руководителей и подчиненных – категории поведения лидера.
- Аспекты, сущность, содержание, и виды управленческих решений. Подходы к принятию решений.
- Основы методологии выработки решений: проблемы и основной методологический принцип выработки решений. Типы проблем.
- Основы методологии выработки решений: составные элементы (структура) процесса принятия
управленческого решения.
- Условия эффективности управленческих решений.
- Индивидуальные стили принятия решений. Виды письменной информации (формы разработки и реализации управленческих решений) и их особенности.
- Контроль и регулирование в системе менеджмента.
- Управленческая информация и закономерности ее движения. Управленческий учет и его назначение.
- Стратегия, стратегическое управление. Виды планирования и их назначение в стратегическом управлении.
- Элементы, направленность и функции стратегического планирования.
- Миссия и стратегические цели организации.
- Стратегический анализ среды управления: внешняя и внутренняя среда управления. STEP и SWOT-анализы среды.
- Бизнес-планирование: назначение бизнес-планирования; исходная информация для составления бизнес-плана;
состав бизнес-плана.
- Тактическое планирование: элементы и направленность. Совокупность тактических планов, их содержание.
- Содержательные теории мотивации деятельности в менеджменте.
- Процессуальные теории мотивации деятельности в менеджменте.
- Конфликтность в менеджменте: природа конфликта; типы конфликтов; причины возникновения внутрифирменных конфликтов.
- Конфликтность в менеджменте: методы разрешения конфликтов; действия руководителя при разрешении конфликтов; управление конфликтами.
- Собрание и совещание. Организация и технология проведения деловых совещаний. Условия эффективности деловых совещаний. Рекомендации участнику совещания.
- Деловые переговоры: виды; функции; этапы; условия эффективности.
- Эффективность менеджмента туризма: понятия «эффект и эффективность».
Оценочные системы эффективности менеджмента.
Методы оценки эффективности: экономическая;
социальная; управленческих решений; управления
персоналом. Базовые ключевые факторы
успеха для туристской отрасли.
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ:
- Множество понятий менеджмента.
- Содержание понятий «методология», «методика», «метод».
- Концептуальные уровни методологического знания, их содержание и взаимосвязь.
- Основные положения системного подхода к управлению организацией.
- Свойства системы и взаимодействия ее элементов с позиций системного подхода.
- Основные положения современной теории управления организацией.
- Внутренняя среда турфирмы, ее подсистемы, их взаимосвязь и
взаимодействие при функционировании турфирмы как хозяйствующей
единицы.
- Особенности взаимодействия турфирмы с внешней средой. Миссия и цели организации.
- Отличительные особенности общих и специальных функций менеджмента.
- Содержание понятий «общие функции менеджмента» и «специальные (конкретные) функции менеджмента».
- Сущность организационно-распорядительных (административных) методов менеджмента и формы их реализации.
- Сущность экономических методов менеджмента и формы их реализации.
- Сущность социально-психологических методов менеджмента и формы их реализации.
- Основные формы власти.
- Основные стили руководства.
- Содержание понятия «лидерство» в управлении.
- Достоинства и недостатки типовых организационных структур управления: линейных, линейно-штабных, функциональных, матричных, дивизионных. Принципы организационного проектирования систем управления.
- Понятие производственного и технологического процессов в туризме. Отличительные признаки. Содержание этапов и последовательность их выполнения.
- Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «менеджмент»; их отличительные черты.
- Виды внутрифирменного планирования.
- Сущность и этапы стратегического управления. Содержание этапов стратегического планирования.
- Сущность и назначение тактического (текущего) планирования. Система тактических планов и их взаимосвязь.
- Назначение бизнес-планирования. Содержание разделов бизнес-плана. Внешние и внутренние функции бизнес-плана.
- Элементы сетевой модели и их взаимосвязь. Правила построения и оптимизации сетевой модели. Область использования сетевого планирования и управления в менеджменте туризма.
- Управленческие решения: сущность, признаки классификации и виды управленческих решений, структура управленческого решения как документа.
- Структура процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения.
- Стили подготовки и принятия управленческих решений и факторы, определяющие выбор стиля.
- Сущность понятий «мотивация» и «стимулирование». Структура мотивации индивидуума.
- Содержательные и процессные теории мотивации и их использование в менеджменте.
- Элементы партисипативного управления.
- Сущность конфликтной ситуации в организации.
- Методы разрешения конфликтов и условия их применения. Методы предотвращения конфликтов.
- Содержание понятий «эффект деятельности» и «эффективность деятельности». Привести примеры показателей, характеризующих эффект и эффективность деятельности.
- Виды эффективности: экономическая эффективность, социальная эффективность.
- Системы показателей для оценки эффективности менеджмента.
- Современные методы оценки эффективности менеджмента и их целевое использование.
VIII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ
РАБОТ:
- Современная концепция менеджмента организации. Анализ направлений развития.
- Системный подход к менеджменту туристской организации.
- Процессный подход к менеджменту организации.
- Ситуационный подход к менеджменту организации.
- Разработка организационной структуры управления организацией.
- Модель менеджера: квалификационные требования к основным должностям туристской индустрии.
- Исследование методологических факторов повышения эффективности управления турфирмой.
- Оценка качества управленческих решений и конкурентоспособности организации.
- Сетевое планирование и управление в системе менеджмента.
- Выбор стиля руководства при разработке управленческих решений.
- Исследование эффективности модернизаций в системе управления
- Разработка информационной модели фирмы (организации).
- Разработка системы управления: выбор и проектирование.
- Мотивация и стимулирование персонала управления.
- Степени рисков деятельности организации, их оценка и пути их преодоления.
- Подготовка и принятие управленческого решения по данным управленческого учета.
- Оценка эффективности управления фирмы (организации).
- Система конкурирующих ценностей в менеджменте организации.
- Разработка положений и инструкций для сотрудников фирмы (организации).
- Особенности российской модели менеджмента.
- Основные направления формирования российской модели менеджмента в туризме.
IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа
имеет целями: научить студентов
самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных
практических задач; привить навыки самостоятельного
проектирования, производства расчетов,
проведения научных исследований и обоснования
принимаемых решений; оценить степень
подготовленности к деятельности менеджера,
выявить свои сильные и слабые качества,
направления и пути устранения своих недостатков.
Базой, для выполнения
курсовой работы являются рекомендуемая
специальная литература, а также
новые публикации в области менеджмента,
материалы аналитического характера,
отражающие состояние организаций
системы управления предприятием, на котором
работает студент, или любого другого
предприятия, производящего продукцию
или оказывающего услуги.
Курсовая работа,
состоящая их введения основной части
и заключения, как правило, должна включать:
– теоретическое
обоснование актуальности выбранного
направления (темы) в области менеджмента;
– анализ условий
и факторов влияющих на выбранное
направление;
– исследование
существующего состояния выбранного
направления, выявление положительных отрицательных сторон;
– разработку предложений
(рекомендаций) по совершенствованию
выбранного направления;
– оценку эффективности
разработанных предложений (рекомендаций)
по совершенствованию выбранного направления;
– методику (технологию)
внедрения и использования персоналом разработанных
предложений (рекомендаций) по совершенствованию
выбранного направления;
Каждая курсовая
работа должна отражать специфику специализации
обучения по выбранному направлению (теме)
работы.
Разработка
предложений (рекомендаций) и оценка их эффективности
должны осуществляться с применением
экономико-математических методов.
Текст курсовой работы должен сопровождаться
схемами, графиками, диаграммами, таблицами,
рисунками и другими иллюстративным материалом,
который придаёт тексту ясность и конкретность.
Объем курсовой
работы – 25 – 35 страниц машинного
текста, включая таблицы, рисунки
и список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.
РОССИЙСКАЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Задание на курсовую работу
По курсу_______________
Индекс группы_____
Ф.И.О. студента
Руководитель___________
- Тема проекта
- Задание
III. Объем работы: расчетно-пояснительная
записка ___ листов
IV. Пособия и литература
Руководитель проекта
Дата выдачи
Приложение
2. Таблица П1.
Исходные данные
к заданиям для курсовых работ
по сетевому моделированию в менеджменте