Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра политической социологии
Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)
Специальность 040201 «СОЦИОЛОГИЯ»
Специализация «политический PR, бизнес PR и реклама»
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения
Допустить к защите на ГЭК
Заведующая кафедрой д-р. политических наук, проф.
_______________ Н.М. Великая
«___»__________ 2011 г.
|
Научный руководитель д-р. социологических наук, проф.
_______________ Л.Н. Вдовиченко
|
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1. Молодежь во все времена была предрасположена к политическим новациям, и являлась крайне чувствительной к изменяющимся общественным настроениям. Ее социальные ориентации в нашем обществе носят противоречивый характер: с одной стороны, молодежи необходимо принять существующие объективные условия общественной и производственной жизни (то есть войти в мир взрослых), а с другой стороны, выработать свою позицию (сконструировать свой мир) в условиях, когда происходящие быстрые социальные преобразования вызывают изменения субъективных установок в сознании молодого поколения. В целом студенческий возраст – это центральный период становления человека, личности, проявления самых разнообразных интересов.
В студенческой среде ярко отражается
связь между развитием
Следует отметить, что сегодняшняя молодежь, в отличие от поколения родителей, которые жили в период информационной блокады, напротив – существует в период информационной атаки. А новые социальные реальности обязывают государство к трансляции определенного набора базовых ценностей политической жизни молодому поколению. Так, информация поступает со всех сторон, и очень важно и выделить действительно значимое. Очевидно, что гораздо более эффективно будет восприниматься та информация, которая подается в более доступной и интерактивной – игровой форме. Так, в сферу общественной жизни все чаще проникают игровые механизмы. Игра – это неотъемлемая часть общественного бытия, подчиняющаяся общим законам социального развития, а также обязательная составляющая рациональных и внерациональных форм культуры. Игровые практики присущи различным этапам развития общества и тесно переплетаются с политической сферой. Игра четко фиксирует границы допустимого, необходимого и свободного, в ней, как и в любой социальной модели, действуют механизмы и принципы моделирования.
Одной из наиболее популярных и распространенных политических ролевых игр является «Модель Организации Объединенных Наций»3. Это уникальный для России образовательный проект, который более 15 лет проводится Российской ассоциацией содействия ООН и Московским государственным институтом международных отношений под эгидой Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН, и некоторыми другими Вузами России. «Стратегическая цель проекта – содействие формированию в России гражданского общества посредством привлечения внимания молодежи, в частности студенчества, к актуальным международным проблемам, которые затрагивают интересы всего российского общества и каждого его гражданина»4.
Государство, кроме передачи социального опыта молодому поколению, ставит перед собой задачу воспитания гражданина. Вовлекая молодежь в политическую сферу жизни общества, оно предлагает задуматься над степенью гражданской ответственности за судьбу страны. При этом, именно мотивация выступает основным фактором становления внутреннего единства, целостности всех сторон личности студента: определяет целенаправленный характер деятельности, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту.
На примере политической ролевой
игры «Модели ООН» авторами работы
будет предпринята попытка
Степень разработанности проблемы
Рассматриваемая тема находиться в области изучения сразу нескольких наук, в том числе социологии, психологии, менеджмента, экономики. Основу для осмысления социокультурной ситуации в современном российском обществе дает прежде всего теория П.А.Сорокина, изложенная им в работах «Социкультурная динамика», «Социальная и культурная мобильность», «Родовая структура социокультурных явлений». Взаимодействие, которое проявляется как социальное поведение индивидов в обществе, выступало предметом анализа в трудах Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона, Д.Хоманса и др.
В настоящее время российские ученые
(А.С.Ахиезер, Л.Г.Ионин,
Н.И.Лапин, В.Г.Немировский, А.Я.Флиер и
др.) весьма плодотворно используют социокультурную
методологию в ходе анализа социальных
процессов, происходящих в современной
России. Сущность этой методологии заключается
в том, что «социальная совокупность»
реализуется как целостность через мир
культуры, который не актуализируется
вне индивида, своего живого носителя.
Для ряда современных отечественных исследователей
(Л.Н.Коган, В.Л.Барсук, А.Ф.Шарова и др.)
характерен несколько иной подход. Социокультурная
среда рассматривается ими как окружающий
человека социальный мир, включающий в
себя материальные и духовные условия
становления, существования, развития
и деятельности людей, неразрывно связанные
с общественными отношениями, в которые
эти люди вовлечены.
В последние годы динамика социокультурного
процесса становится предметом изучения
многих исследователей-социологов (К.Ю.Добрин,
Н.Н.Ладутько, О.П.Лазарева, Э.М.Лисс, Г.Н.Лола,
Е.И.Полещикова,
Т.М.Шамсутдинова и др.). Однако их внимание
концентрируется в основном либо на
типичных социокультурных явлениях, либо
на социокультурном аспекте управления.
В научной литературе выработаны подходы
к пониманию социальных массовых
движений. Тем не менее, еще остается
не вполне разработанным вопрос о
массовом неформальном молодежном
движении. Представляются важными позиции
ряда российских ювенологов (Ю.Р.Вишневского,
Л.А.Гегель, Ю.А.Зубок, С.Н.Иконниковой,
И.М.Ильинского,
А.И.Ковалевой, Е.Е.Леванова, С.И.Щегловой,
В.Т.Лисовского, Л.С.Рубан, Б.А.Ручкина,
В.И.Чупрова, А.И.Шендрика и др.). Работы
данных ученых, посвященные исследованиям
границ молодежного возраста, обоснованию
статуса данной социально-демографической
группы в обществе, эволюции ценностной
сферы молодого поколения, оказали существенное
влияние на разработки проблематики молодежного
движения в социологии.
Становление молодежного движения в России, социальные факторы и условия его развития, принципы и механизмы взаимодействия внутри молодежных объединений и самих объединений с обществом, нашли свое отражение в работах последних лет С.В.Алещенка, Ю.В.Коврижных, Г.В.Куприяновой, В.А.Лукова, Т.Э.Петровой, В.А.Родионова, В.Ц.Худавердяна, В.Т.Шапко, С.Н.Щегловой и др.
Ряд российских социологов (С.И.Григорьев, А.С.Капто. Л.Н.Коган, В.Т.Лисовский, Б.К.Лисин, В.Г.Немировский, Ю.П.Ожегов, В.Г.Харчева и др.) успешно анализировали мировоззренческие позиции, формы досуга молодежи, существенно расширяя представления об особенностях молодежного сознания, а также предложив его типологизацию в рамках изучения субкультур молодежи.
Однако массовое молодежное самодеятельное движение остается в тени исследовательского интереса. В целях дальнейшего развития таких научных исследований представляется важным осуществить социологическую интерпретацию молодежного движения Модель ООН.
Итак, изучение выделенной актуальной темы потребовало обращения к научной социологической литературе и дополнительным источникам в двух основных направлениях анализа. С одной стороны, было проведено изучение работ по социокультурной динамике, социальным взаимодействиям и объяснению феномена социальных движений. С другой стороны, была исследована степень разработанности проблемы различных социокультурных молодежных формирований.
Цель: изучить мотивацию участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (в частности «Модели ООН»);
Объект: студенческая молодежь, принимающая участие в игре «Модель ООН», и ее организаторы;
Предмет: мотивация участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (в частности «Модели ООН»).
Задачи:
Теоретико-методологическая база исследования
При рассмотрении нами ролевой игры Модель ООН были использованы содержательные теории мотивации, описывающие структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. Основная концепция, лежащая в основе этой группы теорий – пирамида Маслоу. Теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга также рассматривают мотивацию с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу. Культурологическая концепция Й.Хейзинга, а также ученых, развивающих теорию игр, в том числе Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, также легла в основу авторского исследования с точки зрения изучения ролевой игры как особой методики моделирования политических процессов в среде максимально приближенной к реальности. Модель ООН, согласно данной теории, можно определить как сюжетно-ролевую игру, воспроизводящую отношения между взрослыми людьми, при ролевом поведении, которое заранее обозначает и в процессе игры реализует условную игровую позицию. Кроме того, работа опирается на теорию играизации С.А.Кравченко, который представляет внедрение принципов игры в прагматические жизненные стратегии как возникновение новой рациональности, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действии». Таким образом, с точки зрения нескольких теоретико-методологических подходов Модель ООН можно охарактеризовать как некоторый процесс, находящийся на грани между игрой и играизацией.