Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.

Содержание работы

Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра политической социологии

 

 

 

Пиганова Юлия Максимовна

Исследование мотивации  участия студенческой молодежи в  политических ролевых играх (на примере  «Модели ООН»)

 

Специальность 040201  «СОЦИОЛОГИЯ»

Специализация «политический PR, бизнес PR и реклама»

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

Допустить к  защите на ГЭК

 

Заведующая кафедрой

д-р. политических  наук, проф.

 

_______________   Н.М. Великая

 

 «___»__________ 2011 г.

   

 

Научный  руководитель

д-р. социологических  наук, проф.

 

_______________ Л.Н.  Вдовиченко

 


 

 

 

 

 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр

§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;

§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;

Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;

§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;

§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;

Заключение

Список источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

Российское общество за последнее  десятилетие переживает глубокие социально-экономические  и политические трансформации, которые  отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1. Молодежь во все времена была предрасположена к политическим новациям, и являлась крайне чувствительной к изменяющимся общественным настроениям. Ее социальные ориентации в нашем обществе носят противоречивый  характер: с одной стороны, молодежи необходимо принять существующие объективные условия общественной и производственной жизни (то есть войти в мир взрослых), а с другой стороны, выработать свою позицию (сконструировать свой мир) в условиях, когда происходящие быстрые социальные преобразования вызывают изменения субъективных установок в сознании молодого поколения. В целом студенческий возраст – это центральный период становления человека, личности, проявления самых разнообразных интересов.

В студенческой среде ярко отражается связь между развитием мотивации  и жизненной стратегией и позицией личности. Активная жизненная позиция студента есть необходимое условие для развития его мотивации, которое можно рассматривать как своего рода «самопроектирование». К.А.Абульханова-Славская, исследуя активность личности, как субъекта деятельности, отмечает: «личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, и определённым образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность. Активность в широком смысле слова – это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности и жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств – с другой»2.

Следует отметить, что сегодняшняя молодежь, в отличие от поколения родителей, которые жили в период информационной блокады, напротив – существует в период информационной атаки. А новые социальные реальности обязывают государство к трансляции определенного набора базовых ценностей политической жизни молодому поколению. Так, информация поступает со всех сторон, и очень важно и выделить действительно значимое. Очевидно, что гораздо более эффективно будет восприниматься та информация, которая подается в более доступной и интерактивной – игровой форме. Так, в сферу общественной жизни все чаще проникают игровые механизмы. Игра – это неотъемлемая часть общественного бытия, подчиняющаяся общим законам социального развития, а также обязательная составляющая рациональных и внерациональных форм культуры. Игровые практики присущи различным этапам развития общества и тесно переплетаются с политической сферой. Игра четко фиксирует границы допустимого, необходимого и свободного, в ней, как и в любой социальной модели, действуют механизмы и принципы моделирования.

Одной из наиболее популярных и распространенных политических ролевых игр является «Модель Организации Объединенных Наций»3. Это уникальный для России образовательный проект, который более 15 лет проводится Российской ассоциацией содействия ООН и Московским государственным институтом международных отношений под эгидой Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН, и некоторыми другими Вузами России. «Стратегическая цель проекта – содействие формированию в России гражданского общества посредством привлечения внимания молодежи, в частности студенчества, к актуальным международным проблемам, которые затрагивают интересы всего российского общества и каждого его гражданина»4.

Государство, кроме передачи социального опыта молодому поколению, ставит перед собой задачу воспитания гражданина. Вовлекая молодежь в политическую сферу жизни общества, оно предлагает задуматься над степенью  гражданской ответственности за судьбу страны. При этом, именно мотивация выступает основным фактором становления внутреннего единства, целостности всех сторон личности студента: определяет целенаправленный характер деятельности, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту.

На примере политической ролевой  игры «Модели ООН» авторами работы будет предпринята попытка проанализировать мотивацию участия студенческой молодежи России в политических ролевых играх. Что является основными предпосылками для молодежи нашей страны к альтернативной форме участия в политических процессах России. Какие задачи заложены в процессах моделирования, что конкретно привлекает студентов к столь широкому посвящению себя данной игре, каковы мотивы их участия. Воспринимает ли молодежь через игровые процессы основные стандарты поведения и понимания политической сферы жизни общества. Для более глубокого анализа вышеперечисленных вопросов необходимо социологическое изучение теоретического и эмпирического подходов к политическим ролевым играм.

 

Степень разработанности  проблемы

Рассматриваемая тема находиться в  области изучения сразу нескольких наук, в том числе социологии, психологии, менеджмента, экономики. Основу для осмысления социокультурной ситуации в современном российском обществе дает прежде всего теория П.А.Сорокина, изложенная им в работах «Социкультурная динамика», «Социальная и культурная мобильность», «Родовая структура социокультурных явлений». Взаимодействие, которое проявляется как социальное поведение индивидов в обществе, выступало предметом анализа в трудах Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона, Д.Хоманса и др.

В настоящее время российские ученые (А.С.Ахиезер, Л.Г.Ионин,  
Н.И.Лапин, В.Г.Немировский, А.Я.Флиер и др.) весьма плодотворно используют социокультурную методологию в ходе анализа социальных процессов, происходящих в современной России. Сущность этой методологии заключается в том, что «социальная совокупность» реализуется как целостность через мир культуры, который не актуализируется вне индивида, своего живого носителя. Для ряда современных отечественных исследователей  (Л.Н.Коган, В.Л.Барсук, А.Ф.Шарова и др.) характерен несколько иной подход. Социокультурная среда рассматривается ими как окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены.

В последние годы динамика социокультурного процесса становится предметом изучения многих исследователей-социологов (К.Ю.Добрин,  
Н.Н.Ладутько, О.П.Лазарева, Э.М.Лисс, Г.Н.Лола, Е.И.Полещикова,  
Т.М.Шамсутдинова и др.). Однако их внимание концентрируется в основном либо на типичных социокультурных явлениях, либо на социокультурном аспекте управления.

В научной литературе выработаны подходы  к пониманию социальных массовых движений. Тем не менее, еще остается не вполне разработанным вопрос о  массовом неформальном молодежном движении. Представляются важными позиции ряда российских ювенологов (Ю.Р.Вишневского,  
Л.А.Гегель, Ю.А.Зубок, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского,  
А.И.Ковалевой, Е.Е.Леванова, С.И.Щегловой, В.Т.Лисовского, Л.С.Рубан, Б.А.Ручкина, В.И.Чупрова, А.И.Шендрика и др.). Работы данных ученых, посвященные исследованиям границ молодежного возраста, обоснованию статуса данной социально-демографической группы в обществе, эволюции ценностной сферы молодого поколения, оказали существенное влияние на разработки проблематики молодежного движения в социологии.

Становление молодежного движения в России, социальные факторы и  условия его развития, принципы и  механизмы взаимодействия внутри молодежных объединений и самих объединений с обществом, нашли свое отражение в работах последних лет С.В.Алещенка, Ю.В.Коврижных, Г.В.Куприяновой, В.А.Лукова, Т.Э.Петровой, В.А.Родионова, В.Ц.Худавердяна, В.Т.Шапко, С.Н.Щегловой и др.

Ряд российских социологов (С.И.Григорьев, А.С.Капто. Л.Н.Коган, В.Т.Лисовский, Б.К.Лисин, В.Г.Немировский, Ю.П.Ожегов, В.Г.Харчева и др.) успешно анализировали мировоззренческие позиции, формы досуга молодежи, существенно расширяя представления об особенностях молодежного сознания, а также предложив его типологизацию в рамках изучения субкультур молодежи.

Однако массовое молодежное самодеятельное движение остается в тени исследовательского интереса. В целях дальнейшего развития таких научных исследований представляется важным осуществить социологическую интерпретацию молодежного движения Модель ООН.

Итак, изучение выделенной актуальной темы потребовало обращения к научной социологической литературе и дополнительным источникам в двух основных направлениях анализа. С одной стороны, было проведено изучение работ по социокультурной динамике, социальным взаимодействиям и объяснению феномена социальных движений. С другой стороны, была исследована степень разработанности проблемы различных социокультурных молодежных формирований.

 

Цель: изучить мотивацию участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (в частности «Модели ООН»);

Объект: студенческая молодежь, принимающая участие в игре «Модель ООН», и ее организаторы;

Предмет: мотивация участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (в частности «Модели ООН»).

Задачи:

  1. рассмотреть методологичекие основы изучения ролевых игр и мотивацию участия в них;
  2. выявить мотивы участия студенческой молодежи России в политических ролевых играх (с точки зрения их организаторов и кураторов проектов);
  3. оценить степень реализации мотивов участия студенческой молодежи России в политических ролевых играх;
  4. изучить возможности прикладного применения полученных навыков и опыта участия в политических ролевых играх в дальнейшей карьере;
  5. проанализировать степень политической социализации молодежи, принимающей участие в ролевых играх как один из основных мотивов участия (на примере данных авторского исследования – анкетный опрос участников игры);
  6. разработать на основе полученных данных рекомендации по усовершенствованию проекта «Модель ООН».

 

Теоретико-методологическая база исследования

При рассмотрении нами ролевой игры Модель ООН были использованы содержательные теории мотивации, описывающие структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. Основная концепция, лежащая в основе этой группы теорий – пирамида Маслоу. Теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга также рассматривают мотивацию с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу. Культурологическая концепция Й.Хейзинга, а также ученых, развивающих теорию игр, в том числе Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, также легла в основу авторского исследования с точки зрения изучения ролевой игры как особой методики моделирования политических процессов в среде максимально приближенной к реальности. Модель ООН, согласно данной теории, можно определить как сюжетно-ролевую игру, воспроизводящую отношения между взрослыми людьми, при ролевом поведении, которое заранее обозначает и в процессе игры реализует условную игровую позицию. Кроме того, работа опирается на теорию играизации С.А.Кравченко, который представляет внедрение принципов игры в прагматические жизненные стратегии как возникновение новой рациональности, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действии». Таким образом, с точки зрения нескольких теоретико-методологических подходов Модель ООН можно охарактеризовать как некоторый процесс, находящийся на грани между игрой и играизацией.

Информация о работе Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)